Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Новости Редколонка Точка зрения

Чт, 22.08.2019

Полная версия сайта   

 Поиск
USD 66.26 EUR 73.5
22 августа 2019 года, Чт

Иностранцев убирают из новостей

Анна Афанасьева
Софья Самохина
23.10.2018

Под предложенные депутатами ограничения иностранного владения для новостных агрегаторов могут попасть четыре сервиса — "Яндекс.Новости", "Mail Новости", "Рамблер/новости" и СМИ2. В "Яндексе", котировки которого на фоне новости вернулись к снижению, спровоцированному ранее слухами о продаже доли Сбербанку, заявили о готовности рассмотреть варианты реструктуризации этого бизнеса. Крупнейший иностранный сервис Google News пока не набрал в России достаточной аудитории, чтобы попасть в реестр агрегаторов.

Законопроект об ограничении 20% максимальной доли иностранных акционеров в уставном капитале новостных агрегаторов, внесенный в понедельник в Госдуму Андреем Луговым и его коллегами, может распространиться на четыре сервиса — "Яндекс.Новости", "Mail Новости", "Рамблер/новости" и СМИ2. Остальные аналогичные агрегаторы, включая Google News, не входят в соответствующий реестр Роскомнадзора, для попадания в который суточная аудитория сервиса должна превышать 1 млн человек. В пресс-службе Роскомнадзора пояснили, что Google News не был включен в реестр, так как не удовлетворял аудиторным требованиям, описанным в законе.

Сам господин Луговой подтверждает, что определять, является ли сайт новостным агрегатором, должен Роскомнадзор.

Ограничения для таких сервисов нужны для "предотвращения угрозы общественному порядку в России", следует из пояснительной записки к проекту.

"Как развивались события в Кемерово — какой только лживой информации мы не видели! Освещение события в Керчи лишний раз доказало правильность нашей позиции",— пояснил господин Луговой "Ъ". В случае если агрегатор будет на 80% принадлежать россиянам, "ответственность будет другая", уверен он.

У всех четырех сервисов из реестра доля иностранного владения превышает 20%.

Так, "Яндекс" принадлежит нидерландской Yandex N.V., чьи акции обращаются на американской бирже Nasdaq; 28% Mail.ru Group владеет южноафриканский фонд Naspers, 7% — китайская Tencent и больше 50% находятся в свободном обращении на LSE; Rambler Group полностью принадлежит кипрской компании, СМИ2 — интернет-холдингу "Е-генератор", которым на 40% владеет кипрская Finam Company. В случае принятия закон вступит в силу со дня официального опубликования, а не позднее чем через шесть месяцев агрегаторы должны будут изменить структуру владения или будут заблокированы.

В "Яндексе" в понедельник заявили, что, "если такой закон будет принят, совет директоров компании рассмотрит возможные варианты реструктуризации сервиса новостей с учетом требований законодательства". Инвесторы компании негативно отреагировали на новости: котировки "Яндекса" сразу после внесения законопроекта вернулись к снижению, которое продолжалось с 18 октября на фоне слухов о возможном приобретении доли в "Яндексе" Сбербанком и ненадолго прервалось 22 октября после официального опровержения слухов самим "Яндексом". К 20:30 по Москве цена акции стабилизировалась примерно на уровне закрытия торгов 19 октября.

По мнению источника "Ъ" в Госдуме, новый законопроект может быть следствием "продолжающегося недопонимания между властью и "Яндексом"", которое началось еще в 2014 году, когда проверить компанию просил тот же Андрей Луговой. К немедленным действиям это тогда не привело, вспоминает собеседник "Ъ", однако в 2016 году появился законопроект о новостных агрегаторах, изначальные требования которого фактически запрещали их работу. Ко второму чтению проект был существенно смягчен. Как сообщал ранее "Ъ", претензии к "Яндексу" обсуждались и на заседании круглого стола в Госдуме 16 октября, где правообладатели жаловались в том числе на сервис "Яндекс.Видео".

Последствия принятия законопроекта для интернет-рынка будут состоять в том, что "и без того скромный интерес к отечественным новостным агрегаторам и проектам, которые теоретически можно классифицировать как таковые, со стороны иностранных инвесторов — в последнее время преимущественно восточных, а не западных — будет стремиться к нулю", отмечает исполнительный директор интернет-холдинга "Е-генератор" Павел Власов-Мрдуляш. При этом материнской компанией СМИ2 владеют граждане России и юридическое лицо, бенефициары которого также россияне, указывает он: "В этом смысле нам проще, чем другим владельцам новостных агрегаторов, у которых по-настоящему иностранным акционерам на текущий момент принадлежит больше 20%".

В Mail.ru Group в понедельник отметили, что пока изучают законопроект. В Rambler Group не ожидают проблем в связи с инициативой депутатов: "Мы работаем и продолжим работать в полном соответствии с российским законодательством".

Тема, затрагиваемая в законопроекте, "сохраняет актуальность", но "изменения не должны создавать проблемы для рядовых пользователей и противоречить принципу свободы слова и свободы распространения информации", сообщил "Ъ" глава думского комитета по информационной политике Леонид Левин. Глава президентского совета по правам человека Михаил Федотов сомневается, что законопроект ограничит свободу слова: "Это просто очередная бессмысленная трата сил и времени наших законодателей".

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

РекламаПисьмо в редакциюО насAbout us
Новости