Всеволод Инютин
Владислав Новый
24.10.2018

Как стало известно "Ъ", жители Ингушетии начали массово подавать в Роскомнадзор жалобы на отключение в республике мобильного интернета, которое совпало по времени с митингом протеста против соглашения о границе между этим регионом и соседней Чечней. Акция проходила с 4 по 16 октября. Авторы жалоб рассчитывают, получив от регулятора подтверждение о том, что их права нарушены, через суд взыскать ущерб с "большой тройки" операторов. В самих компаниях эти претензии не комментируют. В Роскомнадзоре "Ъ" сообщили, что ответят на жалобы в установленном порядке.

Жители Ингушетии начали подавать в Роскомнадзор жалобы на отключение мобильного интернета. По словам юриста Хусена Даурбекова, собирающего жалобы, их накопилось уже более четырехсот. "Но подали мы пока чуть больше трех десятков. Каждую из них нужно готовить индивидуально, а занимаемся мы ими в свободное от основной работы время",— объяснил адвокат. Обращения в Роскомнадзор авторы отправляют через электронную форму на сайте ведомства. Стандартные жалобы, несколько копий которых от абонентов МТС, "Билайна" и "МегаФона" "Ъ" передал господин Даурбеков, указывают на то, что "с 22:30 3 октября по 17 октября" в Ингушетии "произведено полное отключение услуги "Мобильный интернет" путем отключения технологий 3G и 4G". В жалобах говорится, что это было сделано "в отсутствие на то законных оснований и без предварительного уведомления абонента" и является нарушением утвержденных правительством РФ в 2014 году Правил оказания услуг телефонной связи. Авторы жалоб просят привлечь своих операторов к административной ответственности за нарушение лицензионных требований (ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ). "У Роскомнадзора есть месяц на рассмотрение каждой жалобы. После того как мы получим от него подтверждение, что права абонентов были нарушены, мы обратимся в суд с исками к операторам за взысканием ущерба",— объяснил "Ъ" господин Даурбеков.

Отсутствие мобильной связи в регионе совпало по времени с митингом противников соглашения о границе между Ингушетией и Чечней, подписанного главами этих республик Юнус-Беком Евкуровым и Рамзаном Кадыровым 26 сентября. Акция проходила в центре Магаса с 4 по 16 октября. В это время по всей республике ни один из операторов не обеспечивал стабильного доступа абонентов к мобильному интернету. Это стало проблемой не только для манифестантов и освещавших акцию журналистов, постоянно искавших точки Wi-Fi, но и для всех жителей республики.

В Ингушетии невозможно было использовать сервисы такси и обмениваться сообщениями, а обычные телефонные звонки зачастую удавалось совершить лишь с третьей попытки.

"У нас вся республика сидит на мобильном интернете, мало кто заморачивается на домашний Wi-Fi. Ситуация повлекла убытки и огромные чисто житейские проблемы для всех. Но зато уже утром 17 октября, после того как все разошлись, на площадке митинга ловил прекрасный мобильный интернет",— рассказала "Ъ" местная журналистка и активистка протеста Изабелла Евлоева.

Митингующие обвиняли в происходящем власти региона, якобы давшие "команду глушить интернет". "Юнус-Бек Евкуров не имеет возможности влиять на операторов связи. Тут больше и нечего отвечать",— сказал "Ъ" помощник главы Ингушетии Артем Перехрист.

Мобильные операторы пока не комментируют претензии жителей Ингушетии. В "Вымпелкоме" (бренд "Билайн") и "МегаФоне" отказались от комментариев, в МТС не ответили на запрос. Представитель "Ростелекома" Валерий Костарев заявил, что оператор "Ростелеком" не приостанавливал оказание услуг в Ингушетии. У аффилированного с "Ростелекомом" сотового оператора Tele2 нет операций в Ингушетии, сообщила представитель Теле2 Ольга Галушина.

Представитель Роскомнадзора сообщил "Ъ", что, как только жалобы поступят, на них ответят в установленном порядке.