Петер Вюст: "Надо думать о своем бизнесе, о своей отрасли и генерировать хорошие идеи, пусть даже в первое время они будут казаться сумасшедшими"
01.11.2018

Старший директор по облачной инфраструктуре и облачным сервисам NetApp в регионе EMEA Петер Вюст рассказал обозревателю "Стандарта" Якову Шпунту о роли облачных сервисов и других аспектах, связанных с хранением и обработкой данных в условиях цифровой трансформации бизнеса.

- Насколько по мере перехода от магнитных накопителей к твердотельным изменилась ситуация в сфере обеспечения надежности и непрерывности бизнес-процессов?

- Когда мы начали широкомасштабное использование твердотельных дисков (Solid-State Drive, SSD) в системах хранения NetApp, у нас были определенные опасения. У компании накоплен большой опыт в том, как обеспечивать защиту от сбоев в системах на основе магнитных дисков. Но при переходе на новую технологию оказалось, что большинство наших наработок к SSD-дискам неприменимо. Все пришлось начинать практически с нуля. К тому же необходимо было решать специфические проблемы. Например, обеспечить, чтобы данные равномерно распределялись по разным ячейкам, а не многократно записывались в одну и ту же. Поэтому в рамках перехода мы создали комплекс решений, повышающих надежность хранения данных на системах, использующих SSD-диски. Сейчас наши диски соответствуют самым жестким стандартам по обеспечению доступности данных, что позволило увеличить для них гарантийный срок. И могу со всей ответственностью заявить, что возвращенные по гарантии диски мы сразу же отправляем на утилизацию. Их попадание на вторичный рынок полностью исключено.

Также хотелось бы отметить, что в корпоративной среде не может быть ситуации, когда какая-либо информация хранится на одном диске. В любом случае диск будет частью RAID-массива, где данные равномерно распределяются по нескольким физическим устройствам, хотя для системы они собраны в единый логический том. Такой подход компания NetApp (и не только) применяла раньше, так мы делаем и сейчас.

Ну и никогда не стоит пренебрегать резервным копированием. Прошлогодние эпидемии "шифровальщиков" лишний раз об этом напомнили.

- Что дает переход к использованию программно определяемых СХД? Как это сказывается на быстродействии и отказоустойчивости ИТ-инфраструктуры?

- NetApp изначально позиционировала себя как софтверная компания. Наша операционная система ONTAP (раннее Data ONTAP) всегда позволяла управлять оборудованием производства любых вендоров, а не только NetApp. Естественно, это давало нашим заказчикам целый ряд новых возможностей по управлению данными – ​например, по интеграции с публичными облачными сервисами. Так что мы верим в программно определяемые СХД и накопили немалый опыт в этой области.
Но меня беспокоит, что часто этот термин понимают неправильно. Нельзя просто взять программную среду и установить ее на сервер, к которому подключены дополнительные дисковые емкости: такая конструкция не является программно определяемой СХД в полной мере.

- Говоря об облачных технологиях, зачастую приходится слышать термин Clexit – ​от Cloud Exit. Что это такое?

- Этот термин пустил в оборот я. Он был образован по аналогии со словом Brexit, как раз накануне британского референдума, результат которого многих шокировал. Идея Clexit возникла при обсуждении того, есть ли у пользователей внешних сервисов для хранения данных, будь то Amazon, Google, Microsoft, стратегия ухода от их поставщика?

Мы уверены, что заказчикам нужно несколько облаков: частное, от регионального сервис-провайдера и от кого-то из крупнейших мировых игроков (вроде упомянутых выше). И нужны технологии, которые помогают обеспечить миграцию данных между этими облаками. Именно для этого мы разработали концепцию Data Fabric, которая помогает при миграции с одной платформы, используемой для автоматизации бизнес-процессов, на другую. Также Data Fabric помогает при консолидации информационной инфраструктуры, хотя это более сложная задача, поскольку данные разделены между разнородными системами. Тут может быть эффективным использование контейнеров или микросервисов. Однако общих рекомендаций, без анализа инфраструктуры, которая сложилась в конкретном случае, давать нельзя. Нужен серьезный консалтинг. Хотя в целом у NetApp есть опыт объединения разнородных систем в озера данных с мощной аналитикой.

- Какие тенденции можно отметить на рынке облачных услуг в Европе и мире?

- Явными лидерами являются США и Австралия, где проникновение облачных технологий наиболее глубокое. Европа отстает от этих рынков на три года. Азия – ​сложный регион, где во многих странах ситуации существенно отличаются друг от друга.

Что касается вступления в силу с мая 2018 года нового регламента Евросоюза по защите персональных данных (General Data Protection Regulation, GDPR), то напрямую оно не влияет на технологии как таковые, в том числе облачные. Но это касается более высоких уровней – ​бизнес-процессов, аудита, того, насколько инфраструктура компаний удовлетворяет требованиям, изложенным в GDPR. При этом возникают дополнительные риски и неопределенности. Например, одна испанская компания, которая использовала Microsoft Azure для хостинга CRM, столкнулась с проблемами, поскольку на территории Испании у Microsoft физически нет ЦОДов. Ближайшие дата-центры расположены в Германии и Ирландии, а выносить инфраструктуру, где обрабатываются персональные данные, за пределы Испании нельзя. Это реальный пример ситуации, когда применение технологии ограничивается требованиями нормативного регулирования. И такие моменты приходится учитывать в работе.

- Сейчас идет процесс цифровой трансформации мирового бизнеса. Куда ему двигаться в технологическом плане?

- В этом отношении я прагматик и поэтому хочу вдохновить всех участников рынка думать о своем бизнесе, о своей отрасли и генерировать хорошие идеи, пусть даже в первое время они будут казаться сумасшедшими. И нужно, чтобы технологии в этом помогали, а не мешали. Ведь компаниям нужны не серверы, СХД, всяческого рода облачные ресурсы, а сервисы. Кроме того, важно думать не только о своих заказчиках, но и о заказчиках заказчиков. И тут тоже могут появиться интересные идеи. Технологии есть, но они инструмент, а не самоцель. Главное – ​идея.

- Несмотря на то, что гибридные облака становятся все более популярными, российские ИТ-директора по-прежнему отдают предпочтение использованию внутренних ресурсов предприятия. Чем это можно объяснить? Наблюдается ли подобная ситуация в других странах?

- Такая проблема существует везде, Россия не исключение. Главная причина – ​это отсутствие доверия. И на то, чтобы оно появилось, нужно время. Еще 10 лет назад ИТ-директора с гордостью демонстрировали мне корпоративные ЦОДы. Но пять-шесть лет назад ситуация начала меняться. Те же самые люди начали говорить, что построенная инфраструктура больше не приносит пользы бизнесу, поскольку обслуживание оборудования требует множества ресурсов, и управление инфраструктурой начали передавать на аутсорсинг. А два-три года назад те же специалисты стали говорить о том, что надо переходить в облако.

Развитие технологий идет по хайп-циклу: появление, ожидания (часто завышенные), затем спад от разочарования, а после – ​выход на плато продуктивности. Поэтому я никогда не призывал всех сломя голову мигрировать в облако. Просто лишний раз напоминал о том, что облако есть. Ведь специалист, и ИТ-директор в том числе, должен знать обо всех вариантах, потому что если он о каком-то из них не знает, то есть риск принять неправильное решение.

Часто ИТ-директора боятся потерять свою значимость в корпоративной иерархии, отдавая подведомственные ресурсы на сторону, будь то внешние ЦОДы или облачные сервисы. Это явление тоже имеет глобальный масштаб. Однако сейчас аббревиатуру CIO все чаще расшифровывают как Chief Innovation Officer, директор по инновациям. А область инноваций куда шире, чем информационные технологии. Особенно в условиях цифровой трансформации, когда компаниям важно разрабатывать инновационные услуги и открывать новые направления бизнеса. И ИТ-директору нужно трансформироваться в такого директора по инновациям, хотя объективно к этому не каждый готов.

Одновременно функциональные подразделения компаний начинают инициировать ИТ-проекты, в реализации которых ИТ-служба не участвует. Лично я не вижу в этом ничего плохого. Как мне кажется, ИТ-подразделениям не нужно с этим бороться, а нужно возглавить данный процесс. Для этого надо выйти на новый уровень и стать провайдером облачных услуг внутри компании. Наша концепция Data Fabric, к слову, была разработана как раз для этого. Она помогает создавать услуги, имеющие ощутимые конкурентные преимущества по сравнению с услугами облачных провайдеров. Кроме того, существуют GDPR или закон 152‑ФЗ, если говорить о России, требованиям которых надо соответствовать. Учитывая все эти факторы, можно стать локомотивом использования облаков в компании.

- Недавно NetApp и Google официально представили сервис NetApp Cloud Volumes. В чем его ценность? Почему ваша компания не рассматривает возможность создания собственного облака?

- Все крупнейшие облачные провайдеры, или гиперскейлеры, к числу которых относятся Amazon, Google и Microsoft, используют наши технологии. Они создают на их основе сервисы, которые интеграторы могут перепродавать, благо что концепция Data Fabric позволяет переносить данные из одного облака в другое. А вот планов строить собственное облако у нас нет: мы не хотим конкурировать с крупнейшими игроками на этом рынке.