© ComNews
06.11.2018

Ученые Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) оценят возможности и риски применения технологий виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности в образовании.

Об этом рассказал проректор ДВФУ по научной работе Кирилл Голохваст. Влияние новых технологий на когнитивные способности человека исследуют в лаборатории педагогической психофизиологии, которая действует в ДВФУ в рамках регионального научного центра Российской академии образования (РАО).

В докладе на конференции в РАО Кирилл Голохваст отметил, что сегодня уровень развития технологий виртуальной и дополненной реальности уже так высок, что мозг человека перестаёт видеть разницу между искусственной и натуральной картинкой.

"Проблема, которая сейчас стоит перед нами - то, что во всем мире сегодня называют "цифровыми наркотиками". Во время игрового процесса в мозге человека активируются центры удовольствия, что делает погружение в виртуальную реальность схожей с наркотической зависимостью. Наши исследования в партнёрстве с коллегами из оксфордского университета позволят осмыслить преимущества и оценить риски, связанные с применением VR/AR технологий — нашего неизбежного будущего", — рассказал Кирилл Голохваст.

По словам проректора, дозированное применение VR/AR технологий в обучении уже имеет первично подтвержденный положительный эффект. Например, в экспериментальном порядке студентам небиологических специальностей предложили изучить работу человеческого сердца. Выяснилось, что частичное обучение в виртуальной образовательной среде, помогает лучше усвоить предложенный материал.

"Безусловно, это не повод заменять традиционные способы обучения методиками, которые связаны только с виртуальной и дополненной реальностью. Однако в некоторых случаях средства VR и AR могут служить хорошим подспорьем в процессе обучения и запоминания пройденного. Виртуальные технологии входят в нашу жизнь семимильными шагами. Мы находимся в точке принятия важнейшего решения об их дальнейшем использовании в образовании и нашей жизни в целом", — отметил Кирилл Голохваст.

Лаборатория педагогической психофизиологии ДВФУ имеет все необходимое оснащение, чтобы изучать отклик мозга и нервной системы человека, погруженного в состояние виртуальной или дополненной реальности. Чтобы точно снимать нейрофизиологические показатели, в распоряжении учёных есть новейшие очки и шлемы виртуальной реальности, а также специальные костюмы и обувь с обратной биологической связью.

Закупка оборудования стала возможна благодаря победе ДВФУ в конкурсе на создание центра Национальной технологической инициативы по направлению "Нейротехнологии, технологии виртуальной и дополненной реальности".

Основными научными направлениями деятельности лаборатории выбраны: роль VR и AR в процессе обучения; использование средств VR и AR в процессе физической подготовки, а также для коррекции эмоциональной сферы. Работы ведутся на стыке разных областей знания: информационных технологий, медицины, биологии, философии и культурологии.