Денис Реймер: "Участники экосистемы предпочитают цифровую модель ведения бизнеса и стараются использовать оцифрованные процессы"
Денис Реймер,
вице-президент по цифровой трансформации группы компаний ЛАНИТ,
генеральный директор DTG
© ComNews
06.11.2018

Взрыв "экосистемности"

Впервые об экосистемах написал бизнес-стратег Джеймс Мур в 1993 году встатье для Harward Business Review. Тогда автор определил этот термин как динамично развивающиеся сообщества, которые взаимодействуют и конкурируют с целью создания новой ценности для своих клиентов и для самих себя.

Компании, формирующие бизнес-экосистемы, известны во всём мире. Например, Apple, Google, Alibaba Group, Airbnb, Uber, General Electric. Их объединяет одно – они стали гигантами благодаря бизнес-модели, опирающейся на сотрудничество и конкуренцию множества игроков в рамках взаимодействия. 11 ноября 2017 годаAlibaba заработала на День холостяка (праздник-антипод Дню Святого Валентина в США) 1 миллиард долларов за две минуты именно в силу отточенного взаимодействия целого пула компаний и сервисов.

Аналитики утверждают, что количество компаний, принявших решение о вхождении в одну из экосистем, в ближайшие три года увеличится почти втрое: с 13 до 38%. Реалии рынка таковы, что вести бизнес обособленно и быть лидером уже не получится. Источники роста необходимо искать вовне, объединять усилия с другими игроками и изобретать новые способы доставки ценности до клиента.

Российское движение "экосистемности" новой бизнес-модели возглавляют банки. Ведущие кредитные организации за последние 3-4 года формируют вокруг себя целые наборы экосистем и добавляют к своему бизнесу совершенно новые услуги.Сбербанк создал экосистему для корпоративных клиентов. Тинькофф Банк активно расширяет своюэкосистему в сторону лайфстайл-услуг. "Почта России"заявила в начале этого года, что вместе с ВТБ создаст разветвленную систему электронной торговли, открытую для российских и зарубежных участников.

Что касается розничной торговли, Alibaba совместно с Mail.ru и "Мегафон"сформируют сообществоэкосистему  вокруг AliExpress Russia.

О разработке стратегии развития цифровой экосистемы ритейла, основанной на конкуренции продавцов, заявляет X5 Retail Group.

Технологии в помощь

Участники экосистемы предпочитают цифровую модель ведения бизнеса и стараются использовать оцифрованные процессы. Между собой игроки взаимодействуют с помощью единой для сообщества платформы. Она становится доверительной средой для совместной работы. Основу разработки формирует совокупность технологий IoT, API, Big Data, аналитика, искусственный интеллект, блокчейн и распределенные реестры.

Растёт внимание игроков b2b-рынка к использованию блокчейна для оптимизации взаимодействия компаний.В статье о ключевых трендах в мире цифровой трансформации аналитик Gartner говорит, что интерес к "этому восхитительному инструменту" за последний год вырос в четыре раза.

Шума вокруг технологии сейчас много, но в реальности она только начинает развиваться. Только двадцать процентов мировых финансовых институтов планируют использовать блокчейн к 2020 году. В то же время эффект для бизнеса может составить 3,1 триллиона долларов США к 2030 году*.

Сегодня на мировом рынке существуют более 100 блокчейн-платформ. Но наиболее подходящей для работы в рамках экосистемы нет. Пока же игроки рынка корпоративного блокчейна занимаются тем, что тестируют технологии и платформы для различных отраслей и кейсов, накапливая знания и опыт. О тестировании технологии для решения локальных задач заявляли Maersk, Walmart, Fedex. На российском рынке с распределёнными реестрами работают Сбербанк, Райффайзен Банк, Альфа-банк, Национальный расчётный депозитарий и "М.Видео".

В группе компаний ЛАНИТ с технологиями цифровых экосистем работает Digital Transformation Group (DTG). Один из кейсов - платформа Tracelabel. Она использует блокчейн наряду с другими технологиями для решения проблемы контрафакта, прозрачности логистических цепочек и оптимизации поставок от производителя к потребителю. Помимо работы над проектом DTG тестирует различные платформы и ищет такие бизнес-кейсы, в которых блокчейн будет полезен для более эффективного взаимодействия игроков экосистем.

Оператор экосистемы – новая роль и бизнес-модель будущего

Ключевым моментом во взаимоотношениях участников децентрализованных цифровых платформ, основанных на блокчейн, является философия равноправия между участниками экосистем. Обычно, записи о событиях каждый игрок хранит самостоятельно. Такой механизм порождает недоверие, что не способствует доверительным отношениям, снижает качество данных, замедляет исполнение бизнес-процессов. Блокчейн с помощью алгоритма поддерживает доверие за счет использования общедоступной системы проверенных фактов.

В то же время философия равноправия не позволяет одному из участников экосистемы взять на себя роль ее оператора. Поэтому для поддержания и развития децентрализованных процессов в экосистеме будут появляться компании, которые возьмут на себя эту роль. Например, они будут искать и приводить в сообщество новых участников, управлять правами доступа. Однако их ключевой целью станет технологическое развитие экосистемы за счет инновационных изменений в бизнес-процессах.

Какими навыками должна обладать идеальная компания-оператор? Это экспертиза в области технологий, понимание принципов ведения цифрового бизнеса и работы с данными, API экономики. А также знание и соблюдение требований регуляторов в отношении безбумажных процессов, использования и обмена клиентскими данными. Конечно, игроки нового рынка, в первую очередь, должны будут добиваться доверия других участников экосистемы и сохранять нейтралитет в отношении любого из них.