17.12.2018

Участники Всероссийского форума профессиональной ориентации "ПроеКТОриЯ" обсудили и проверили на практике, как меняющие мир технологии изменят жизнь обычных людей, и что нужно для их защиты.

 

В форуме "ПроеКТОриЯ", который прошел в Ярославле с 11 по 14 декабря при поддержке Минпросвещения России, приняли участие более 500 школьников и 150 педагогов. Из столицы веселую и шумную команду привез специальный поезд. Во время форума каждый из старшеклассников получил представление о той или иной профессии, работая в выбранной лаборатории. Практическое решение кейсов от ведущих работодателей страны позволило "погрузиться" в реальную работу и проявить свои способности в выбранной сфере.

 

Одним из новых мероприятий форума стали авторские бинарные уроки. В каждом из шести уроков два учителя из разных областей знаний в формате интерактивного образовательного шоу рассказывали ребятам о том, что нас ждет в будущем.

 

Например, на уроке "Зачем человеку нужен цифровой двойник?" поговорили о перспективах развития цифровой медицины. Учителя биологии Денис Трушников и Ирина Пасухина отметили: "Сейчас на охране жизни и здоровья стоят не только врачи, но и программисты, специалисты в области больших данных, аналитики.  Уже сегодня медицина – это интеграция между разным науками – это и биомедицина, и цифровая медицина, и генная инженерия".

 

Учителя физики Айдар Гайнетдинов и Екатерина Лузина  на уроке "Неисчерпаемые запасы энергии: где их искать?" акцентировали внимание на пользе "зеленой энергетики": "Экономический и технический  потенциал использования энергии ветра в России - огромный, а ведь это одна из самых быстро развивающихся областей альтернативной или "зеленой энергетики". Она растет более чем на 30% в год по всему миру, впрочем, энергия ветра и "зеленые источники" не исчерпываются".


О том, как интеллектуальные самообучающиеся системы и цифровые технологии будут помогать в будущем, рассказали ведущие урока "Железная дорога: прошлое или будущее?", учитель обществознания Анна Гуськова и учитель информатики Екатерина Ульченко: "Железная дорога – это очень яркое и очень важное прошлое. Без железной дороги наша страна, да и в прочем весь мир выглядели бы совсем по-другому. Но это ещё и наше будущее. Интеллектуальные самообучающиеся системы, беспилотные поезда, безлюдные технологии – всё это будет уже совсем скоро".

Учитель географии Марина Семерякова и учитель физики Кирилл Попко на уроке "Зачем космос нужен каждому из нас?" рассказали основные принципы работы космических аппаратов и объяснили, как запустить в космос собственный спутник: "Современный космос  - это не только ракеты и спутники, это ещё и наземная инфраструктура, и информация, которая сейчас получается этими системами может быть использована вами. Вы можете создать свой собственный бизнес, вы можете делать научно-технические открытия на основе этих данных, важно только понимать, для кого они будут актуальными и полезными".

"Кто лучше предсказывает будущее: гуманитарии или технари?" выяснили учитель русского языка и литературы Наталья Скидан и преподаватель строительных дисциплин Надежда Марсакова. Рассказывая о материалах будущего, педагоги обратили внимание, что "для будущего прогресса нужен не просто физик и не просто лирик, нужна творческая, разносторонняя личность. Физик с душой лирика и лирик, знающий, и понимающий физику, и тогда мы точно построим надежное и комфортное будущее".

Учитель математики Светлана Ступаренко и учитель английского языка Андрей Федотов на уроке "Могут ли робот и человек работать в одной команде?" рассказали, в чем могут быть полезны роботы и может ли у человека и машины быть совместное творчество: "Уже появились полноценные творческие коллективы, состоящие из людей и роботов, они, например, пишут музыку. То есть нейросеть под руководством молодых людей может создать совершенно новые произведения искусства".

Бинарные уроки были разработаны педагогами-победителями Всероссийского конкурса "Авторские уроки будущего" в партнерстве с ведущими работодателями страны, партнерами форума - Госкорпорацией "Ростех", Госкорпорацией "Росатом", ПАО "Россети", ОАО "РЖД", Госкорпорацией "Роскосмос", ПАО "Ростелеком",

Много времени было уделено решениям проектных задач и демонстрациям новых образовательных форматов и виртуальных лабораторий.

"Этот форум создаёт хорошую платформу для общения с педагогами по наиболее интересным и современным методам профориентации на местах, и в это же время знакомит школьников с карьерными возможностями", - отмечает Иван Семёнов, вице-президент по персоналу компании "Р-Фарм", партнера форума.

В режиме телемоста к лабораториям на площадке подключились эксперты крупнейших российских компаний и провели онлайн-экскурсии по предприятиям. Mail.Ru Group, диджитал-партнер форума, презентовала профориентационную VR-экскурсию, выпущенную совместно с Департаментом Образования города Москвы. С помощью очков виртуальной реальности или смартфона с кардбордом любой школьник может перенестись в московскую штаб-квартиру Mail.Ru Group и ознакомиться с востребованными профессиями в IT-отрасли, такими как разработчик, тестировщик, UX-исследователь, UX-дизайнер, интернет-маркетолог.

"По опыту нашей компании самый эффективный способ рассказать школьникам об IT- профессиях – это познакомить их с реальными сотрудниками компаний, с реальными задачами, которые они решают, и погрузить подростков в атмосферу современных технологий. Мы регулярно проводим для школьников и студентов экскурсии по офису Mail.Ru Group, но физически не сможем познакомить с нашими наработками всех подростков, интересующихся профессиями в IT-отрасли. А VR-экскурсия это интерактивный и удобный способ профориентации, когда экскурсию можно провести, не выходя из школьного класса", – комментирует Сергей Марданов, директор по работе с вузами в Mail.Ru Group, диджитал-партнера форума.

Самое большое количество кейсов на форуме было представлено в направлении "Информационные технологии". Участники форума работали над задачами в сферах телемедицины, кибер-безопасности и технологий Big Data, решали проблему нехватки кадров в IT и обучения робота-рекрутера "живому" диалогу.

"Чтобы у нас в России появлялись технологии, которые меняют мир, нужно начинать "с младых ногтей", привлекая в сферу IT школьников и студентов. Причем научить нужно не только тому, как строить ракеты или создавать новые материалы, но и тому, как на этом построить успешный бизнес. А главная мысль, которую мы хотим донести до участников форума, – работать нужно там, где ты будешь чувствовать себя счастливым. Только в этом случае при нынешней высокой конкуренции можно стать успешным", – говорит Дарья Харченко, руководитель департамента развития образовательной среды Фонда развития интернет-инициатив, тематического партнера форума.

В лаборатории "Технологии энергии" школьники занимались созданием мобильного приложения для эффективного управления электросетями микрорайона (заказчик – ПАО "Россети"), разработкой интеллектуальной системы управления ГЭС для "РусГидро", сделали расчет энергосистемы модели острова Русский на Дальнем Востоке по заказу "Росатома".

На площадке "Космические технологии" ребята конструировали солнечные батареи микро-спутников для ООО "Спутникс", предложили способы борьбы с частицами космического мусора (заказчик – Госкорпорация "Роскосмос"), работали над моделью робота-планетохода и создавали концепцию инфраструктуры для лунного туризма.

Лаборатория "Технологии материалов" предложили участникам форума подумать об использовании отходов деревообработки, создании 3D-принтеров для "печати" протезов, разработке новых "умных" материалов, которые найдут применение в самолетостроении (кейс Госкорпорации "Ростех"). Как отмечают эксперты лаборатории, главное, чего они ждут от ребят, – новые идеи.

Главным гостем ключевого события форума, Большого открытого урока "Направления прорыва", стал Президент РФ Владимир Путин. Во время урока были представлены основные масштабные проекты по профессиональному самоопределению: "Кванториум", объединяющий 89 высокотехнологичных детских технопарков в 62 регионах страны, "Мой первый бизнес", проект ранней профориентации школьников "Билет в будущее", Международный конкурс детских инженерных команд, который собрал в этом году около 400 команд из 15 стран мира и Всероссийские открытые уроки "ПроеКТОриЯ" - которые уже набрали более 50 миллионов просмотров в социальных сетях. 

В последний день форума, 14 декабря, состоялась защита детских и педагогических проектов, более 200 победителей среди школьников получили награды и ценные подарки от партнеров форума: дополнительные баллы к ЕГЭ и сертификаты на приоритетное зачисление в вузы, сертификаты на целевое обучение и образовательные программы, путевки в МДЦ "Артек" и на профильные смены в лагеря компаний, а также ценные подарки.