Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Новости Редколонка Точка зрения

Вт, 22.01.2019

Полная версия сайта   

 Поиск
USD 66.36 EUR 75.55
22 января 2019 года, Вт
Михаил Бондаренко, генеральный директор АО "РТ Лабс"

"РТ Лабс" - один из ключевых участников нацпрограммы "Цифровая экономика"

© ComNews
20.12.2018
Михаил Бондаренко, генеральный директор АО «РТ Лабс»
Михаил Бондаренко, генеральный директор АО "РТ Лабс"

Недавно компания "РТ Лабс" стала обладателем сразу двух престижных наград за сервис "Мобильный избиратель" на портале Госуслуг. В октябре 2018 года приняла участие в организации первой пробной цифровой переписи населения. О том, как "РТ Лабс" реализовал эти проекты, какие важные направления деятельности для себя открыл и каким видит будущее, рассказал ComNews генеральный директор АО "РТ Лабс" Михаил Бондаренко.

- Недавно "РТ Лабс" получил награду ComNews Awards и стал лауреатом Премии Рунета - 2018 за сервис "Мобильный избиратель" на портале Госуслуг. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом сервисе и о той работе, которую компания провела, реализуя этот проект.

- Сервис "Мобильный избиратель" был реализован на портале Госуслуг для подачи онлайн-заявления о включении в список избирателей по месту фактического нахождения гражданина. В период подготовки к выборам президента РФ - с 31 января по 12 марта 2018 года - услугой воспользовалось 1,64 млн россиян как в России, так и за рубежом. А в преддверии Единого дня голосования - с 25 июля по 5 сентября 2018 года - в электронном виде было отправлено почти 220 тыс. заявлений о выборе удобного избирательного участка.

Впервые сервис "Мобильный избиратель" на портале Госуслуг был протестирован в 2017 году в ходе Единого дня голосования (10 сентября 2017 г. состоялись выборы глав 16 субъектов РФ, выборы депутатов шести законодательных органов государственной власти в субъектах РФ и дополнительные выборы в Государственную Думу по двум одномандатным округам - Прим. ComNews). Это был пробный шаг, и сервисом воспользовалось небольшое количество избирателей. Мы его не популяризировали, а хотели посмотреть вместе с Минкомсвязи и ФЦИ при ЦИК, как он будет работать и как будет воспринят пользователями.

Основную роль сервис должен был сыграть на выборах президента в марте 2018 года. К этому времени мы выполнили "работу над ошибками". В первую очередь сделали упор на то, чтобы сервис был максимально user-friendly. Он отличается от обычной услуги портала Госуслуг тем, что мы, во-первых, провели кампанию по его популяризации среди граждан, а во-вторых, в процессе его работы мы каждый день измеряли метрики, чтобы понять, что следует скорректировать. Собирали общественное мнение, проводили наблюдения и фиксировали, в какой момент пользователь "отваливается", и вносили необходимые изменения. Например, для удобства гражданина при выборе избирательного участка появилась возможность с помощью "Яндекс.Карт" ввести в поисковую строку желаемый адрес для голосования. С помощью этого виджета можно было увидеть сразу несколько ближайших избирательных участков в указанном районе и выбрать один из них.

Сейчас сервис "Мобильный избиратель" продолжает развиваться, мы его совершенствуем. Например, к Единому дню голосования в 2018 году добавили некоторые новшества (9 сентября текущего года прошли дополнительные выборы семи депутатов в Госдуму, выборы глав 26 субъектов Федерации и выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти в 17 субъектах РФ - Прим. ComNews). Для удобства пользователей расширено взаимодействие с системой ГАС "Выборы" - появилась возможность в режиме реального времени проверять статус обработки своего заявления и оперативно получать уведомления о его изменении.

Таким образом, мы сделали максимально удобный сервис для пользователя. И получили впечатляющий итог: за время избирательных кампаний в 2018 году в совокупности около 2 млн россиян воспользовались "Мобильным избирателем" на портале Госуслуг и получили возможность проголосовать по месту нахождения на выборах президента РФ и в Единый день голосования. Это командный результат, конструктивное и продуктивное взаимодействие всех участников проекта.

- Также "РТ Лабс" реализовал сервис первой в России цифровой переписи населения, в ходе которой пользователи портала Госуслуг могли заполнить анкеты в режиме онлайн. Какую работу компания провела в рамках этого проекта и как можете оценить результаты?

- Первая цифровая перепись населения проводилась на портале Госуслуг в период с 1 по 10 октября 2018 года во всех субъектах РФ. За это время было отправлено 467,5 тыс. заявлений и переписано 1,2 млн человек (членов домохозяйств). В топ регионов по количеству переписанных лиц вошли Ростовская, Челябинская, Московская, Тюменская, Оренбургская и Самарская области, Москва и Петербург, Краснодарский и Красноярский края.

Организация переписи населения в электронном виде - это важный шаг в части предоставления обязательных сервисов на портале Госуслуг. Такой механизм позволит сэкономить миллиарды рублей для государства и повысить релевантность данных. Думаю, что в перспективе при внесении изменений в законодательство этот инструмент можно тиражировать для проведения референдумов и опросов населения.

В ходе работы сервиса "Участие в переписи населения" на портале Госуслуг мы отметили ряд преимуществ и неудобств. Например, при заполнении анкеты гражданам приходилось вводить свои данные, поскольку система пока не подтягивает их по умолчанию из профиля учетной записи пользователя. К началу Всероссийской переписи мы постараемся максимально усовершенствовать сервис. (Всероссийская перепись населения пройдет с 1 по 31 октября 2020 г. - Прим. ComNews).

Кроме того, есть технологические новинки, которые мы еще не использовали. К примеру, технология, применяемая в Единой биометрической системе (позволяет получать банковские услуги без посещения офисов и предъявления паспорта с помощью идентификации по голосу и лицу. "РТ Лабс" выступает технологическим партнером "Ростелекома" по ее созданию - Прим. ComNews).

- В этом году произошло еще одно важное событие - "РТ Лабс" исполнилось 15 лет.  Как изменилась компания за эти годы?

- Наша компания образована в 2003 году. Тогда она позиционировала себя как провайдер телекоммуникационных и сервисных услуг для B2B-сегмента. В 2016 году "РТ Лабс" переквалифицировался в системного интегратора, а позднее стал основным центром компетенций по эксплуатации и развитию инфраструктуры электронного правительства. Сейчас мы отвечаем за масштабные государственные проекты. К ним относится электронное правительство, региональная информатизация, цифровизация здравоохранения, биометрические технологии и фискальные сервисы.

- Какие проекты стали знаковыми с точки зрения развития "РТ Лабс"?  Могли бы вы рассказать о них?

- В качестве основного технологического партнера "Ростелекома" "РТ Лабс" уже много лет отвечает за эксплуатацию и развитие инфраструктуры электронного правительства (в состав входят Единый портал государственных услуг (ЕПГУ), Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА) и Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) - Прим. ComNews). Это один из ключевых проектов компании.

Приведу некоторые цифры по этому направлению. Сегодня более половины населения России является пользователями портала Госуслуг - почти 84 млн граждан. На портале доступно более 29 тыс. федеральных, региональных и муниципальных госуслуг. В среднем количество посещений портала за 2018 год увеличилось на 50% и составляет свыше 1,5 млн пользователей в сутки. А количество заказанных услуг через www.gosuslugi.ru и мобильное приложение "Госуслуги" в текущем году возросло почти в два раза и достигает 56 млн. В части платежей тоже наблюдается высокая динамика: с начала года пользователи совершили более 45 млн платежей на общую сумму 48,5 млрд рублей.

Для повышения катастрофоустойчивости инфраструктуры электронного правительства в августе этого года мы вместе с Минкомсвязи запустили резервный ЦОД. В нем размещены наиболее значимые элементы ИЭП, такие как Единый портал Госуслуг, Единая система идентификации и аутентификации, Система межведомственного электронного взаимодействия и Единая система нормативной справочной информации. Теперь в случае чрезвычайных ситуаций в здании расположения основного ЦОДа - например, пожара, потопа, обрушения конструкций и проч. - пользовательские запросы будут перенаправляться на РЦОД.

Я бы хотел обратить внимание на еще одно важное для нас направление - это информатизация здравоохранения. Наши медицинские информационные системы автоматизируют бизнес-процессы медучреждений в 25 регионах страны, и мы продолжаем наращивать количество регионов присутствия.

"РТ Лабс" также принимает активное участие в проекте Минкомсвязи "ГосWeb" (совокупность интернет-порталов, сайтов, мобильных приложений органов власти РФ - Прим. ComNews). Тестовый сайт уже появился весной этого года - beta.gov.ru. В следующем году будет создан первый компонент в промышленном масштабе. К нему планируется подключать муниципальные учреждения.

- С какими финансовыми показателями "РТ Лабс" завершает 2018 год?

- Я предполагаю, что по итогам этого года выручка "РТ Лабс" превысит 3,5 млрд рублей. Это почти на миллиард больше показателей прошлого года.

- За счет чего в этом году был достигнут такой рост?

- Достаточно большая доля роста пришлась на проекты в области цифровой экономики. В этом году увеличился объем работ по госконтракту на эксплуатацию и развитие инфраструктуры электронного правительства. Также достаточно динамично развивается сегмент региональной информатизации.

Кроме того, мы заключили договор с Россельхозбанком о создании биометрической системы банка. Важно отметить, что на сегодняшний день наблюдается большой спрос со стороны банков по всей стране на приобретение отдельных биометрических компонентов для того, чтобы интегрироваться с Единой биометрической системой или даже создавать свои биометрические системы и сервисы. Мы наращиваем компетенции в этой области и активно предлагаем наши решения на рынке.

В этом году мы увеличили объем выручки также за счет контрактов по проектам в области регионального здравоохранения.

- Следует ли ожидать, что компания будет расширять направления деятельности? 

- Достаточно активно сейчас развиваются биометрические технологии. В этом направлении мы планируем наращивать компетенции и создавать новые решения. Если говорить в целом, то применение биометрических технологий - безгранично. С их помощью можно не только упрощать получение финансовых услуг, но и, например, ловить хулиганов в метрополитене или делать персональные предложения покупателям.

- Какие направления вы видите в качестве приоритетных на ближайшие годы?

- Среди приоритетных направлений на ближайшие годы я назову проекты нацпрограммы "Цифровая экономика". Сюда можно отнести развитие единой информационно-сервисной web-экосистемы государства "ГосWeb", совершенствование ЕСИА, ЕПГУ и СМЭВ, создание и развитие "суперсервисов" (решение жизненных ситуаций гражданина - получение документов при рождении ребенка, оформление льгот, пособий, электронных больничных - на основании автоматизированных бизнес-процессов без участия чиновников - Прим. ComNews). Мы делаем все зависящее от нас, чтобы инфраструктура электронного правительства не только бесперебойно работала, но и развивалась в соответствии с пользовательскими потребностями и технологическими новшествами.

Точка зрения

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

РекламаПисьмо в редакциюО насAbout us
Новости