Сергей Буланча: "Выполнение нацпроекта "Цифровая экономика РФ" будет способствовать продвижению России в ряд технологически высокоразвитых государств, тем более что у нас уже есть опыт прорывного развития в сфере ИКТ в течение предыдущих двадцати лет"
09.01.2019

Оператор цифровых возможностей "МегаФон" в 2018 году укрепил свои лидерские позиции на российском рынке в сегменте предоставления услуг государственным заказчикам. Об особенностях работы в этом сегменте, о достижениях и планах компании обозревателю "Стандарта" Игорю Агапову рассказал директор по развитию бизнеса в государственном сегменте и специальным проектам ПАО "МегаФон" Сергей Буланча.

- В чем состоит специфика работы оператора связи с государственными заказчиками? Есть ли у таких клиентов особые требования по сравнению с запросами массовых потребителей услуг связи?

- Специфика работы с госзаказчиками главным образом состоит в том, что процесс их взаимодействия с поставщиками услуг четко регламентируется законодательством. Этим обусловлена повышенная степень ответственности и необходимость работы в заранее определенных жестких рамках. В качестве примера можно привести масштабный федеральный проект по организации инфраструктуры мобильной и фиксированной связи для объектов проведения Кубка конфедераций (КК) в 2017 году и Чемпионата мира (ЧМ) по футболу 2018 в России. В нашем контракте с ООО "Национальный центр информатизации" были зафиксированы одни из самых жестких требований к инфраструктуре за всю историю чемпионатов: SLA по доступности сервисов доходил до 99,99 %. И нам удалось эти условия выполнить: мы обеспечили полноценную реализацию требований оргкомитета FIFA – ​троекратное резервирование инфраструктуры, высокую доступность услуг, стабильное радиопокрытие на всех объектах, которые были предусмотрены в контракте.

Кроме того, госзаказчики часто нуждаются в решениях, которые пока не представлены на рынке. Это нас не пугает – ​мы готовы разворачивать решения с нуля, ориентируясь на специфические требования и запросы клиентов. Кроме того, мы ведем проактивную работу и часто предлагаем новые решения, тем самым формируя спрос.

Именно наличие таких специфических особенностей побудило нас в 2017 году создать отдельное подразделение по развитию бизнеса в государственном сегменте и специальным проектам, которое за два года работы успело доказать свою эффективность.

- Какие виды сервисов, помимо традиционных услуг голосовой связи и передачи данных, наиболее востребованы государственными заказчиками?

- Реализация проектов для государственных заказчиков часто сопряжена с необходимостью обеспечения строгой конфиденциальности или высокой степени безопасности. Именно поэтому среди специфических интересов госзаказчиков я бы отметил создание проводных и беспроводных VPN – ​закрытых ведомственных сетей с обеспечением их защиты от несанкционированного доступа.

Мы также видим востребованность конвергентных услуг, которые подразумевают функциональное объединение мобильной и фиксированной связи, а также доступа в Интернет. Возможность предоставлять такой пакет услуг является конкурентным преимуществом для мобильных операторов. Конвергентные услуги, помимо удобства использования, дают госзаказчикам возможность экономить бюджетные средства. Например, когда поступает звонок на стационарный телефон сотрудника, которого нет на месте, этот вызов может быть бесплатно переведен на мобильный телефон. Госзаказчики заинтересованы и в конвергенции мобильных и фиксированных VPN-сетей. В этом случае к защищенному каналу фиксированной связи между двумя подразделениями министерства или ведомства добавляется защищенный канал мобильной связи, что обеспечивает возможность удаленного доступа сотрудников к ведомственным информационным ресурсам с любых устройств.

Что касается ИКТ-решений, то сегодня наиболее востребованы госзаказчиками те проекты, которые реализуются по сервисной модели, когда клиент выступает в роли пользователя, а обязательства по приобретению, монтажу, интеграции и техническому обслуживанию оборудования берет на себя оператор-исполнитель. В этом случае заказчик получает возможность сэкономить средства на оборудовании, его обслуживании и содержании персонала. Это направление работы является относительно новым для операторов связи и экономически привлекательным для госзаказчиков.

- С какими государственными заказчиками вы сейчас работаете?

- Нам доверяют государственные заказчики разного уровня. Например, в 2018 году мы продолжили сотрудничество с Федеральной таможенной службой России, с Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством внутренних дел РФ, с подведомственной организацией Федеральной налоговой службы "Налог-Сервис", с Министерством транспорта РФ, Центральной избирательной комиссией РФ, Министерством здравоохранения РФ, с Московским монетным двором. Для многих госзаказчиков "МегаФон" реализует сложные инфраструктурные проекты. Например, для Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) мы предоставляем услуги защищенной связи, Министерство транспорта обеспечиваем инфраструктурой связи. Кроме того, "МегаФон" занимается разработкой и запуском ряда интеграционных проектов в интересах Министерства обороны РФ и ряда силовых ведомств.

- Какие специальные проекты, реализованные за последнее время, можно отметить?

- "МегаФон" уделяет особое внимание разработке комплексных решений для современной урбанистики, которые повышают комфорт и безопасность жизни в городах. Например, в Калининграде мы реализуем проект "Безопасный город". В рамках него создается региональный ситуационный центр, который помогает местным управленцам оперативно решать возникающие проблемы, регулировать устранение чрезвычайных происшествий и улучшать качество жизни людей. В основе работы центра – ​разработанная "МегаФоном" информационно-аналитическая платформа "Центр управления регионом". В этом году она получила второе место среди 14 номинантов на конкурсе Аналитического центра при правительстве РФ на лучшее решение в области аналитики структурированных данных.

Кроме того, в октябре 2018 года мы заключили контракт с ГУП МО "Мострансавто" на организацию инфраструктуры связи в рамках создания единой областной системы видеонаблюдения. По условиям договора "МегаФон" предоставил около 2 тыс. защищенных от перепада температур SIM-карт с возможностью передачи данных. В будущем такими SIM-картами будут оснащены свыше 8 тыс. автобусов, обслуживающих Подмосковье. Полученная при помощи видеокамер информация поступает на жесткий диск, а затем – ​на роутеры с SIM-картами. Мы надеемся, что реализованный проект станет началом нашего долгосрочного сотрудничества с этим крупнейшим госзаказчиком.

Нельзя не сказать и о большом инвестиционном проекте "Цифровой регион", который реализуется в Псковской области. В его рамках "МегаФон" разворачивает около десятка цифровых платформ, от "Цифрового автобуса" до "Цифрового гида". Точечно подобные системы уже появляются в регионах: например, в Самаре мы запустили систему фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения. Кроме того, осенью 2018 года мы опробовали в четырех сельских фельдшерско-акушерских пунктах на территории Псковской области программно-аппаратный комплекс "Единая медицинская информационно-аналитическая система". Проект призван обеспечить жителей отдаленных населенных пунктов региона качественной и своевременной медицинской помощью. Комплекс позволяет провести по видеоконференцсвязи консультации с квалифицированными медицинскими специалистами из районных или областных медицинских учреждений, а также выполнить на месте несколько видов медицинских исследований – ​снять электрокардиограмму, получить данные об артериальном давлении, а также определить уровень глюкозы в крови и температуры тела. Затем эти результаты передаются для оценки профильным специалистам.

- Каковы основные результаты работы "МегаФона" с государственными заказчиками в 2018 году?

- По итогам года мы рассчитываем занять первое место среди операторов "большой четверки" по предоставлению услуг мобильной связи госзаказчикам. По нашим оценкам, доля "МегаФона" по выручке на этом рынке составит около 54 % по сравнению с 51 % в 2017 году. При этом доля по выручке на рынке комплекса услуг мобильной и фиксированной связи для государственных заказчиков в 2018 году, по нашим прогнозам, составит 34 % против 32 % в 2017 году. Мы намерены нарастить темпы роста по выручке от услуг мобильной и фиксированной связи для госзаказчиков на более чем 5 % по итогам 2018 года.

Заложенная база в виде накопленного опыта и репутации сверхнадежного поставщика качественных и высокотехнологичных решений также влияет на рост показателей. Помимо проекта по организации инфраструктуры в рамках КК-2017 и ЧМ-2018, в качестве примера можно привести начавшееся в 2015 году сотрудничество с автономной организацией "ГЛОНАСС". По итогам активного участия в закупках, организованных АО "ГЛОНАСС" в 2018 году, объем оказываемых "МегаФоном" инфраструктурных услуг увеличится на 35 %.

- В рамках находящегося на стадии утверждения национального проекта "Цифровая экономика РФ" планируется сформировать федеральный проект "Цифровое государственное управление". Как "МегаФон" мог бы участвовать в реализации такого проекта? Есть ли в портфеле "МегаФона" или в разработке такие продукты, которые могут быть использованы для решения различных задач в рамках национального проекта?

- Мы будем принимать активное участие в развитии проекта "Цифровое государственное управление" в рамках нацпроекта "Цифровая экономика РФ". В первую очередь это касается развертывания системы распределенных ситуационных центров, необходимость создания которой зафиксирована на государственном уровне указом президента. Предполагается, что Федеральная служба охраны РФ, курирующая этот процесс, обеспечит завершение проектирования 80 % системы к 2019 году.

"МегаФон" будет развивать аналитическую платформу "Центр управления регионом", добавит в ее функционал инструменты прогнозной аналитики – ​для содействия принятию более качественных управленческих решений. Для создания этой платформы мы используем современные информационные технологии – ​искусственный интеллект и средства обработки больших данных. Помимо упомянутых мною предложений для цифровизации различных сфер деятельности в области безопасности, медицины, управления коммунальным и транспортных хозяйством, компания также создает решения для образовательной сферы. Речь идет об обеспечении безопасности школьников и организации систем видеонаблюдения, о создании "умных" классов и "умной" системы питания для учеников.

- Какими будут основные тенденции работы операторов связи в сегменте государственных заказов в 2019 году?

- В 2019 году наиболее важным направлением работы во всех отраслях, в том числе в телекоммуникационной, будет реализация нацпроекта "Цифровая экономика РФ". Все, что будет создано в рамках этого проекта, в конечном счете приведет к формированию новых производств и рынков, к расширению портфеля решений поставщиков, повышению эффективности бизнес-процессов. Выполнение проекта будет способствовать продвижению России в ряд технологически высокоразвитых государств, тем более что у нас уже есть опыт прорывного развития в сфере ИКТ в течение предыдущих двадцати лет.

На рынке интеграционных услуг для государственных заказчиков и корпоративных клиентов в 2019 году основным трендом станут проекты, которые можно будет гибко масштабировать и тиражировать, и которые будут способны удовлетворить потребности заказчиков в решении задач любой сложности. Такой формат реализации, как конструктор, позволит быстро и эффективно адаптировать уже разработанные решения под конкретные нужды заказчиков, а не создавать их заново. Такой подход к работе станет приоритетом развития направления в 2019 году.