Дмитрий Шестоперов
17.01.2019

 "Яндекс" запустил сервис оплаты топлива на АЗС для корпоративных клиентов. На первом этапе им будут пользоваться водители таксопарков, подключенных к "Яндекс.Такси", а потом и другие бизнесы, надеются в компании. В этом сегменте "Яндекс" будет конкурировать в том числе с сервисами, разработанными нефтяными компаниями, отмечают эксперты.

Водители таксопарков, подключенных к "Яндекс.Такси", с 17 января смогут оплачивать топливо на АЗС онлайн через приложение "Таксометр", рассказали "Ъ" в "Яндексе". Услуга будет доступна через сервис "Яндекс.Заправки", представленный в "Навигаторе". "Яндекс" запустил приложение "Заправки" осенью 2017 года, но заморозил его спустя год, а в минувшем декабре этот функционал стал частью "Навигатора" и начал тестироваться с участием 4 тыс. таксопарков. Теперь таксисты смогут оплачивать бензин со своего лицевого счета, а таксопарки смогут выводить деньги водителям в меньших объемах, экономя на банковской комиссии, отмечают в "Яндексе".

 "Яндекс", таким образом, выступает посредником между АЗС и таксопарками. Первым сложно подключать корпоративных клиентов, а вторым невыгодно работать с АЗС напрямую, "так как такой формат требует авансовых платежей и взаиморасчетов с водителями", говорят в "Яндексе". Сервис "очень востребован" в такси, указывают в компании: 70% водителей, воспользовавшихся им хотя бы один раз за неделю, заправляются через него и на следующей неделе.

"Яндекс" планирует и дальше развивать корпоративный сегмент в "Заправках", говорит руководитель геосервисов компании Роман Чернин. По его словам, в перспективе "Яндекс" намерен подключать к системе автопарки компаний из других сфер, например курьерских служб и грузовых перевозчиков.

Гендиректор LoyalTaxi, одного из партнеров "Яндекс.Такси", Ренат Шаяхметов рассказал "Ъ", что компания несколько месяцев работает с "Заправками". Водителям теперь не приходится обязательно иметь наличные, кроме того, они экономят время, поскольку не покидают салон автомобиля на заправке и не стоят в очереди, отмечает он.

У сетей АЗС, особенно крупных, и так нет сложностей в работе с корпоративными клиентами, указывает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша, отмечая, что в этой истории "Яндекс" как раз и выступает таким клиентом. По его словам, многие нефтяные компании выпускали подобные мобильные приложения, но у "Яндекса" есть серьезное конкурентное преимущество — "Яндекс.Навигатор", которым пользуются 17 млн человек. По мнению господина Аркуши, для топливных компаний партнерство с "Яндексом" будет интересно, но краеугольный камень в том, какое вознаграждение за его услуги нужно будет заплатить. В дальнейшем же "Яндекс" может переключить часть автомобилистов на себя, и тогда АЗС будут обслуживать их через "Яндекс", полагает он.

В сети АЗС "Газпромнефть" не стали комментировать перспективы "Яндекса" на этом рынке, но отметили, что в декабре запустили мобильное приложение для оплаты топлива онлайн на своих АЗС. Этим сервисом в основном пользуются физические лица, для них доступны различные бонусы, рассказывают в компании. Для корпоративных клиентов "Газпромнефть" планирует добавить возможность оплаты со счета сервисной карты через приложение или с банковского расчетного счета юридического лица.