Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Новости Редколонка Точка зрения

Чт, 18.07.2019

Полная версия сайта   

 Поиск
USD 62.95 EUR 70.56
18 июля 2019 года, Чт

"Яндекс" высаживается из автобуса

Дмитрий Шестоперов
Владислав Новый
21.01.2019

"Яндекс" реорганизует проект "Яндекс.Автобусы": он будет закрыт в Белоруссии, а в России продолжит работать "как агрегатор", не раскрывая новую модель взаимодействия с партнерами. При этом от сервиса "Диспетчерская", через который перевозчики до сих пор могли продавать билеты, компания полностью откажется. "Яндексу" не удалось реализовать в России популярную в Европе модель, констатируют участники рынка.

Сервис "Яндекс.Автобусы" направил партнерам из числа автобусных перевозчиков уведомление (копия есть у "Ъ") о том, что с 18 февраля служба "Яндекс.Диспетчерская" прекращает работу. Приложение позволяло перевозчикам размещать билеты на площадке "Яндекс.Автобусов". "Просим вас не публиковать рейсы на более поздние даты. Договор на оказание услуг по продвижению и поддержке лояльности пользователей будет действовать до 31 января",— говорится в уведомлении сервиса. Гендиректор "Яндекс.Автобусов" Михаил Томшинский также направил партнерам уведомление о расторжении договора. Как следует из информации на сайте сервиса, к "Автобусам" были подключены более ста партнеров по всей России.

""Диспетчерская" была запущена в пилотном режиме в нескольких регионах. К сожалению, экономическая эффективность этого сервиса не оправдала наших ожиданий, поэтому мы решили его закрыть и уведомили об этом наших партнеров в соответствии с условиями договора",— сообщили в пресс-службе "Яндекса". Сервис будет полностью закрыт в Белоруссии. В России на его сайте по состоянию на 20 января билеты на даты после 18 февраля, например, из Москвы в Петербург, также отсутствовали.

Тем не менее в самом "Яндексе" настаивают, что в России "Яндекс.Автобусы" продолжит работать "как агрегатор", не раскрывая, что изменится в новой модели сервиса: "Продажа билетов на автобусы через сайт продолжит работать в обычном режиме, и мы приглашаем официальных перевозчиков и агрегаторов к сотрудничеству".

"Яндекс.Автобусы" был запущен в январе 2017 года, в июле начала работать "Диспетчерская", которая позволяла размещать билеты заказным и небольшим перевозчикам. Но участники рынка критиковали сервис, обвиняя его в работе с нелегальными игроками (господин Томшинский это отрицал).

По мнению президента ассоциации ЕТС "Автобусные линии страны" Бориса Лорана, бизнес-модель сервиса, ориентированная на субсидирование мелких перевозчиков в регионах и демпинг, исходно была "утопичной". "Денег влили вагон, выхлопа — ноль",— категоричен эксперт. С его позицией согласен основатель и гендиректор сервиса продажи билетов Busfor Илья Екушевский. Он считает частичное закрытие "Автобусов" хорошей новостью для рынка: "Во-первых, прекратится демпинг перевозчиков, которые работали под брендом "Яндекс.Автобусы". Во-вторых, какая-то часть пассажиропотока вернется на официальные автовокзалы и автостанции".

Сервис пытался использовать популярную в Европе модель партнерства в обмен на долю в выручке, но "по ряду причин на специфическом российском рынке она не сработала", считает руководитель BlaBlaCar в России Ирина Рейдер. В то же время она считает, что российский рынок автомобильных пассажирских перевозок становится более прозрачным и цивилизованным, а доля "серых" перевозчиков постепенно снижается. Сам BlaBlaCar недавно также запустил сервис для автобусных перевозчиков. "Ожидаем, что бывшие партнеры "Яндекс.Автобусов" захотят присоединиться к сервису. Готовы рассмотреть все заявки, но доступ к BlaBlaCar Pro получат только легальные перевозчики",— подчеркивает госпожа Рейдер.

Автобусный рынок в России в целом и его интернет-сегмент в частности развиваются медленнее оптимистичных прогнозов, которые ранее делали его участники, полагает заместитель директора по развитию бизнеса "Туту.ру" Игорь Сивец. К основным проблемам он относит отсутствие единых подходов к продаже билетов в интернете, несовершенную законодательную базу и различное качество перевозок у транспортных компаний.

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

РекламаПисьмо в редакциюО насAbout us
Новости