© ComNews
23.01.2019

Россияне проводят у телевизора половину нерабочего времени. К таким выводам пришли в ПАО "МТС", проанализировав пользовательские предпочтения в телесмотрении по итогам 2018 г.

В прошлом году пользователь телевизионных сервисов МТС смотрел телевизор 3 часа 40 минут в сутки. Это почти половина времени, не занятого работой или сном.

По словам директора департамента маркетинга фиксированного бизнеса и ТВ ПАО "МТС" Натальи Братчиковой, телевидение остается одной из самых популярных форм досуга у россиян. "Большую часть свободного времени люди ежедневно тратят на просмотр телевизора. При этом зритель с каждым годом становится более требовательным и избирательным. Он формирует собственную программу, исходя из личных интересов, и это становится возможным только при доступе к широкому спектру каналов. Мы видим, что зритель делает выбор в пользу более качественного и профессионального контента и готов платить за него", - сказала Наталья Братчикова.

Специалисты МТС рассмотрели статистику по 150 тыс. домохозяйств, которые подключились к домашнему (в 40 регионах) и к спутниковому ТВ по всей стране.

По данным оператора, самая высокая средняя продолжительность телесмотрения в день приходилась на выходные дни зимних и весенних месяцев. В феврале она достигла 4 часов 30 минут, в марте - на 15 минут меньше.

В выходные дни наиболее интенсивное время телесмотрения приходится на вечерние часы, в то время как в будни зрители чаще всего включали телевизор с 15:00 до 20:00. В 2018 г. в МТС зафиксировали всплеск активности в июне и июле. Причиной стал Чемпионат мира по футболу и продолжительность трансляций матчей, которые длятся в среднем 2,5 часа, а с учетом дополнительного времени в отдельных играх - более трех часов.

Больше всего времени в 2018 г. аудитория тематических каналов уделила фильмам и сериалам: на их долю приходится 43,2%. Следующими по популярности стали ТВ-каналы для детей - 22,7% от суммарного времени просмотра. Познавательные и развлекательные каналы примерно поровну делят пользовательские предпочтения - 12,2% и 11,8% соответственно. Порядка 4% времени зрители смотрят музыкальные каналы, а 2,1% времени тратят на спорт. Оставшееся время пришлось на новостные и региональные каналы, а также на каналы для взрослых.

По сравнению с 2017 г., в 2018 г. значительно выросла аудитория каналов с фильмами и сериалами. Время, которое пользователи домашнего и спутникового ТВ от МТС проводили за просмотром таких каналов, выросло на 5,4 п.п., в то время как продолжительность смотрения новостных каналов сократилась на 3,7%, а региональных каналов - на 1,2%. Продолжительность просмотра детских, познавательных и музыкальных каналов изменилась незначительно.

Наиболее популярным способом переключения является последовательный перебор каналов. В 2018 г. абоненты в среднем переключали каналы семь раз в сутки, но при этом охват каналов, которые зрители отслеживают, в течение месяца увеличился до 30.

В пресс-службе "Акадо Телеком" корреспонденту ComNews сообщили, что в компании действует собственная система анализа телесмотрения AMS. "Время нахождения абонентов "Акадо" у телевизионных экранов в целом на протяжении прошлого года увеличивалось. Лидером по длительности просмотра стал Первый канал, на втором месте - "Россия 1", далее идут спортивные телеканалы в высоком качестве - "КХЛ HD", "Матч! Премьер HD". Замыкает пятерку "Матч! Игра HD", - сообщил представитель "Акадо Телеком".

По его словам, зрительские предпочтения вот уже несколько лет остаются стабильными. Наиболее популярны фильмовые, спортивные и познавательные телеканалы. У них много контента, которого не найти в интернете, много премьер и продолжений популярных фильмов и сериалов. В пресс-службе "Акадо Телеком" полагают, что эта тенденция сохранится и в 2019 г.

По данным сервиса цифрового интерактивного телевидения Wifire TV компании NetByNet ("дочка" ПАО "МегаФон"), за просмотром телевидения в 2018 г. абоненты оператора провели свыше 170 млн часов. Самыми популярными телеканалами мультиплекса стали Первый канал, СТС, "Россия 1", ТНТ и НТВ, которые составили от 65% до 80% телесмотрения.

Среди развлекательных каналов, включенных в платные пакеты, топ-5 составили "Кино ТВ", Nat Geo Wild HD, Sony Sci-Fi, Sony Channel HD, Sony Turbo, Nick Jr. Они заняли от 30% до 40% времени телезрителей сервиса.

"Несмотря на возможность смотреть контент на гаджетах, большая часть зрителей предпочли телевизор. 74% пользователей применяли ТВ-приставки, Smart TV отдали предпочтение 14% пользователей, на смартфоны и планшеты пришлось 8% и 3,8% соответственно", - сообщил ComNews директор по развитию бизнеса на массовом рынке NetByNet Андрей Егоров.

По его прогнозам, в 2019 г. в целом вырастет потребление контента на мобильных девайсах, в частности телевизионного. "В связи с растущим парком устройств Smart TV растет также потребление контента и на этих витринах. Абоненты Smart TV заинтересованы в получении контента в форматах высокой четкости,  таких как 4К. Абоненты все меньше потребляют контент в формате Live и все больше пользуются сервисами PVR, Catch UP", - уверен Андрей Егоров.

По данным "ТМТ Консалтинга", количество абонентов платного ТВ в России по итогам III квартала 2018 г. выросло на 0,5%, до 43,7 млн человек. Выручка операторов увеличилась на 0,8% по сравнению с предыдущим кварталом и составила 22,9 млрд руб. Средний счет на абонента (ARPU) составил 175 руб. без НДС, что на 7 руб. больше, чем было в 2017 г.

"Общий прирост абонентской базы в III квартале составил 203 тыс. Три четверти прироста пришлись на технологию IPTV, еще четверть - на спутниковое телевидение. Количество абонентов кабельного ТВ сократилось на 30 тыс. Структуры рынка по абонентской базе и по выручке сильно различаются. По технологии IPTV все еще подключено меньше всего абонентов, в то время как наименьшую долю в общем объеме выручки занимает спутниковое телевидение", - сказала директор по проектам "ТМТ Консалтинга" Елена Крылова.

По словам эксперта, различия объясняются большим разбросом в стоимости услуг: в то время как ARPU пользователя IPTV в III квартале составил 307 руб., в спутниковом ТВ - всего 102 руб. Сегмент кабельного ТВ все еще остается крупнейшим, средний счет абонента КТВ составляет 184 руб.