© ComNews
24.01.2019

До конца 2020 г. ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") и ООО УК "Альфа-Капитал" рассчитывают на 100 тыс. клиентов, которые воспользуются новым инвестиционным продуктом - участие в паевых инвестиционных фондах (ПИФ) через онлайн-витрину в приложении "Мой Билайн". Об этом компании объявили на подписании договора о партнерстве в области финансовых онлайн-сервисов с использованием технологий больших данных, искусственного интеллекта и облачных решений.

На этапе теста партнерским сервисом воспользовалось 360 тыс. человек. Желающие регистрировались в приложении либо заходили в него через портал Госуслуг, получали информацию о доступных активах, покупали и продавали их в один клик. За каждые 100 руб. инвестиций "Билайн" добавлял клиентам по 100 руб. на телефонные счета. В среднем абоненты предпочитали инвестировать по 1000 руб.

Вице-президент ПАО "ВымпелКом" Джордж Хелд так описал портрет потенциального инвестора: "Мы говорим о молодом парне, который работает в магазине в Сарапуле. Вот таргет-аудитория, которая на самом деле начинает использовать продукт".

По словам Джорджа Хелда, Россия - одна из самых развитых стран с точки зрения финансовых инструментов. "Вы знаете какой регион в России имеет самый большой процент использования Apple Pay? Чукотка", - отметил Джордж Хелд.

"Билайн" дал проекту аудиторию в 30 млн абонентов и защитил операции от фрода, "Альфа-Капитал" предоставил 12 ПИФов. "Когда Андрей Николаевич (член совета директоров Альфа-Банка Андрей Косогов - Прим. СomNews) пришел с идеей, впервые я услышал это название - "инвестируй мелочь". Я понял, что вот это наши люди. Наконец-то можно будет предложить продукт нашей массовой аудитории, десяткам миллионов людей, в карманах которых есть какие-то деньги, которые они хотят удобно инвестировать", - говорит генеральный директор ПАО "ВымпелКом" Василь Лацанич.

По его мнению, потребление подобных сервисов в России пока находится на очень раннем этапе, однако, принимая во внимание опыт других развитых стран, Василь Лацанич видит в них огромный потенциал.

Генеральный директор УК "Альфа-Капитал" Ирина Кривошеева уверена, что "мобилизация" инвесторов - перспективное и востребованное направление. "Цели нашего стратегического партнерства с "Билайном" - развивать сектор частных услуг по управлению активами, тестировать различные способы увеличения доступности этих предложений для клиентов и создавать лучшие практики на российском рынке частных инвестиций", - сказала она.

Пресс-секретарь ПАО "МТС" Алексей Меркутов сообщил ComNews, что похожая платформа семь месяцев работает у МТС (см. новость ComNews от 5 июля 2018 г.). "МТС Инвестиции" - это совместный проект МТС и УК "Система Капитал". Основной уже реализованный элемент платформы - предложение ПИФов управляющей компании "Система Капитал", которая отвечает за инвестиционную экспертизу в рамках группы. ПИФы УК "Система Капитал" не первый год занимают лидирующие позиции в своем классе активов, что позволяет клиентам стабильно зарабатывать. Предлагаемый сервис максимально отражает потребности широкого розничного клиента - возможность приобрести продукты онлайн с минимальной комиссией за управление, порог входа и последующие пополнения от 100 руб.", - сказал Алексей Меркутов.

По его словам, средняя сумма вложений клиентов "МТС Инвестиции" составляет порядка 70 тыс. руб.

По ПИФам у ПАО "МегаФон" предложения пока нет. Но есть "МегаФон Инвестиции". Как заявили в пресс-службе оператора, данные компания не раскрывает, так как еще тестирует продукт. "В мае мы выпустили приложение "МегаФон Инвестиции", и сейчас оно находится в стадии тестирования. Это приложение для торговли российскими и зарубежными ценными бумагами, а также валютой по биржевым курсам. В одном месте мы собрали возможность дистанционно открыть брокерский счет, покупать и продавать акции, облигации, валюту, аналитику, инвестиционные идеи. Сейчас вместе с партнером БКС "Брокер" мы готовим обновленную версию приложения и представим ее уже в I квартале 2019 г.", - сказал представитель "МегаФона".

В Tele2 подтвердили, что от клиентов действительно есть запрос на вложение средств по более интересным ставкам, чем те, что предлагают классические банковские депозиты. В настоящее время компания разрабатывает несколько инвестиционных предложений. Как заявили в пресс-службе Tele2, это будут как продукты, которые позволят нашим клиентам участвовать в проектах крупных игроков рынка инвестиций, так и принципиально новые для отрасли сервисы.

Аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин считает, что операторы "большой четверки", скорее всего, будут в ближайшее время выпускать на рынок аналогичные продукты. "Например, у "МегаФона" и Tele2 в составе акционеров есть банки, которые могут быть заинтересованы в создании похожих проектов", - отмечает он.

Аналитик ИК "Фридом Финанс" Анастасия Соснова полагает, что для пользователя основная привлекательность таких продуктов заключается в возможности без крупных вложений принять на себя роль инвестора. Таким образом, клиент получает упрощенный путь к своему первому инвестиционному портфелю. "На мой взгляд, остальные операторы связи могут последовать за лидерами отрасли и также начать разработки собственных инвестиционных платформ с целью улучшения сервиса для клиентов", - сказала Анастасия Соснова.

По словам аналитика ГК "Финам" Леонида Делицына, среди молодых людей, главным инструментом которых является смартфон и которые не инвестировали ранее в акции и облигации, есть те, у которых образовались сбережения, и часть этих сбережений может быть направлена на покупку паев. "Однако наличие "свежих" инвесторов, принимающих решение, что делать со сбережениями, - это только одно из необходимых условий. Второе состоит в том, что создатели продукта должны объяснить, чем они лучше альтернатив. В ближайший год предложением по ПИФам воспользуется 1500-3000 абонентов", - прогнозирует он.

Аналитик полагает, что, продавая ПИФы, операторы в некоторой степени вкладываются в развитие собственных банков, а это направление считается одним из драйверов роста индустрии.

"Всегда есть новые пользователи, которые никогда не приобретали паев, и сделают это и попробуют в первый раз из любопытства. Есть и такие, которые способны со вкусом и знанием дела выбирать между инвестиционными инструментами и в полной мере насладиться разницей между доходностью в 7% и 8%. Однако сами вложения для этого должны составлять от миллиона рублей, чтобы разница достигла хотя бы 10 тысяч. В принципе, это, конечно, не тот контингент, который принимает решения потому, что кнопка "купить" так и просит себя нажать. Те, кто вкладывает миллионы в ПИФы, исключая отпетых мизантропов, имеют достаточно времени для обоснованного принятия решений и даже способны навестить офис управляющей компании. Поэтому думаю, что целевая аудитория - это те, кто впервые приобретает инвестиционные инструменты, чтобы попробовать. А также те, кто уже приобретал раньше и сейчас вкладывает дополнительные средства", - резюмирует Леонид Делицын.