Новости / февраль 2019
Цифровые платформы собрали в пакет

Дмитрий Шестоперов
Владислав Новый
01.02.2019

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России внесла в правительство законопроекты, предусматривающие ужесточение требований к интернет-сервисам, включая блокировку их сайтов. Ранее поправки критиковало Минэкономики и участники рынка, после чего законопроекты прошли корректировку. Впрочем, и в текущем виде инициатива не соответствует рыночным правилам, указывают эксперты.

О внесении пятого антимонопольного пакета в правительство "Ъ" рассказал заместитель руководителя ФАС Сергей Пузыревский. Он включает в себя поправки в закон "О защите конкуренции" и в КоАП (копия есть у "Ъ"). Инициатива подразумевает ужесточение требований к интернет-сервисам и добавление новых критериев для согласования сделок в отрасли. Для компаний, нарушивших антимонопольное законодательство, поправки предусматривают блокировку их сайтов на срок до 90 суток.

Пятый антимонопольный пакет был разработан ФАС год назад. Документ был раскритикован "Яндексом", который вместе с другими игроками подготовил свой вариант законопроекта, сообщал "Ъ" в марте 2018 года. В конце года Минэкономики представило отрицательный отзыв на пакет поправок, назвав их недостаточно обоснованными. Обсуждение законопроекта привело к некоторым его корректировкам. Так, ФАС добавила числовые показатели для определения доминирующего положения компании с цифровой платформой — 35% "на рынке взаимозаменяемых услуг". В проекте было прописано, что признать компанию доминирующей на рынке можно только в том случае, если цифровая платформа имеет выручку не менее чем 400 млн руб. в год. ФАС рассчитывает, что пятый антимонопольный пакет может быть принят Госдумой в 2019 году, говорит Сергей Пузыревский.

Позиция Минэкономики по отношению к законопроекту остается прежней, поскольку ведомство не видело скорректированной версии документа, сообщили "Ъ" в пресс-службе министерства. В "Яндексе" отказались от комментариев.

Инициатива ФАС является назревшей, полагает старший юрист юридической практики KPMG в России и СНГ Егор Свечников. При этом ряд пунктов документа, по его мнению, вызывают вопросы. Например, новым основанием для согласования сделок предлагается сделать превышение объема ее суммы в 7 млрд руб. Однако в законодательстве отсутствует определение "объем сделки", указывает юрист.

Директор Института права и развития ВШЭ—Сколково Алексей Иванов, участвовавший в разработке инициативы ФАС, назвал введение числовых показателей негативным изменением, поскольку это "противоречит логике развития цифровых платформ". "Бизнес настоял, настояло Минэкономики, хотя это и не соответствует интересам российских цифровых компаний",— считает он. Документ не расширяет полномочия ФАС, как принято говорить сейчас, а дает ей полномочия эффективнее работать с инновационными рынками, уверен эксперт.

Законопроект говорит о том, что для признания компании доминирующей ее доля на рынке не определяется — главное, чтобы данные, которыми обладает компания, позволяли ей оказывать решающее влияние на рынок, указывает Егор Свечников. Такой подход не соответствует существующему порядку, при котором определяются рыночные доли участников рынка, и упростит работу ФАС, отмечает он.

При внедрении пятого пакета регулятор будет обращать более пристальное внимание на вопрос консолидации больших данных о пользователях, которые собирают компании из разных сфер, говорит Алексей Иванов, указывая в качестве примера создание СП Mail.ru Group, Alibaba Group, "МегаФона" и РФПИ.

Существенных рисков принятие пятого пакета не несет, заявил "Ъ" источник в одной из крупных компаний в сфере e-commerce. "Надеемся на конструктивный подход правительства к методологии подсчета доли рынка и стандартизации терминологии, поскольку сейчас различные игроки и отраслевые объединения, например, по-разному считают объемы рынка",— добавил он.