Алексей Рокотян, независимый эксперт
Алексей Рокотян,
независимый эксперт
11.02.2019

То, как выглядит сегодня рынок телефонии и вообще голосовых услуг, было определено в 2005 году изданием пакета известных нормативных правовых актов (НПА) на основе принятого в 2003 году закона "О связи". В этот пакет вошли постановления правительства РФ о лицензировании в области связи, об утверждении правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, правил оказания услуг связи (телефония и передача данных), а также два приказа тогдашнего Мининформсвязи РФ об утверждении требований к построению телефонной сети связи общего пользования и требований к порядку пропуска трафика в ней.

Не пытаясь воспроизводить историю принятия этих НПА и аргументацию их авторов, отметим следующие особенности зафиксированной в них так называемой горизонтальной модели рынка. Телефонный рынок был разделен на три уровня: местный, зоновый и междугородный/международный (далее МГ/МН), лицензирующихся отдельно. Зафиксирована жесткая иерархия телефонных сетей по тем же трем уровням (сотовые сети отнесены к зоновому уровню, а пропуск трафика между сетями одного уровня, расположенными на разных территориях, предписано осуществлять через сети более высокого уровня).

Услуги фиксированной телефонии были разделены на местные, внутризоновые, междугородные и международные соединения, тогда как в подвижной связи услуга единая - ​соединение по сети подвижной связи. Использование телефонной нумерации в сетях передачи данных и пропуск голосового трафика между телефонной сетью и сетью передачи данных запрещены. Для услуг внутризонового завершения (инициирования) вызова введены две категории (в пределах областного центра и в пределах региона), а для местного завершения (инициирования) вызова - ​целых четыре, в зависимости от схемы прохождения трафика.

Технологии построения сетей в тех НПА не упоминаются, и в этом смысле регулирование можно было бы оценить как технологически нейтральное, если бы сама логика формирования рынка и регулирования сетевой архитектуры не была подстроена под традиционные сети с коммутацией каналов.

Так была обеспечена формальная либерализация рынка дальней телефонии. Хотя эти услуги в стране легально оказывают более десяти компаний, либерализацию сложно не назвать формальной, поскольку в этом сегменте рынка до сих пор доминирует "Ростелеком", а остальные операторы за прошедшие годы смогли отнять у него не более 15‑20 % МГ/МН абонентского трафика.

Несомненным плюсом регулирования, введенного в 2005 году, стало существенное уменьшение количества и снижение остроты споров, касающихся организации присоединения сетей связи. Правда, при этом усугубились споры о пропуске трафика, чему объективно способствует иерархия услуг завершения вызова, имеющих разную стоимость. Противоречия вызваны тем, что все операторы одновременно стремятся как сократить свои расходы на пропуск трафика, так и повысить доходы от межоператорских расчетов. Крупные операторы используют межоператорские отношения для защиты своего рыночного положения. Победителей в этой не слишком заметной, но вполне реальной войне нет, однако мелкие операторы в целом оказываются в проигрыше.

Надо сказать, что такая конструкция стала привычна рынку - ​как и конфликты, которые она порождает. За эти годы закончился период роста фиксированной телефонии, объем услуг этого вида связи постоянно снижается. В сотовой связи рынок вошел в стадию насыщения. Ясно просматривается перспектива снижения объема оказываемых сотовыми сетями голосовых услуг за счет их перетока в мессенджеры и иные ОТТ-сервисы. По мере насыщения рынка смартфонами эта проблема для операторов сотовой связи нарастает.

Операторам часто приходится идти на различные ухищрения, чтобы создать корпоративным клиентам необходимую им среду общения внутри компаний и с их партнерами – ​то, что легко обеспечивается современными технологиями, но не вписывается в жесткую регуляторную модель. При этом все равно отсутствие претензий со стороны Роскомнадзора по вопросам использования нумерации и пропуска трафика не гарантируется. Автору по понятным причинам не хотелось бы подробно раскрывать эту тему, однако он полагает, что многие специалисты, работающие на рынке В2В, с ним согласятся.

Надо отдать должное тем людям, которые в 2004‑2005 годах разрабатывали регулирование телефонии: выстроенное ими сооружение при всей неказистости и архаичности оказалось завидно прочным и труднореформируемым. Одной из успешно достигнутых целей создания этой конструкции стало обеспечение нормативных "подпорок" для сохранения доходности крупных операторов телефонной связи (фиксированной и подвижной). И ради сохранения этих "подпорок" многие даже сегодня закрывают глаза на очевидные недостатки и ограничения. Экономически проще искусственно поддерживать высокую доходность телефонии, чем искать новые источники дохода и новые бизнес-модели. До сих пор телефонные услуги формируют более половины доходов в электросвязи (59,3 % в 2017 году, исходя из данных Минкомсвязи РФ).

Тем не менее автор периодически задавался вопросом, можно ли трансформировать регулирование так, чтобы, с одной стороны, не обвалить рынок, а с другой - ​сгладить имеющиеся проблемы. По мнению автора, такое решение возможно и хочется представить его на обсуждение отраслевого сообщества.

Предлагаемая модель: основные принципы

Начать стоит с определения. Что такое телефония общего пользования с учетом современного развития техники? Ответ достаточно прост. Телефония - ​это служба, предназначенная для передачи преимущественно голосовых сообщений между терминалами пользователей, отличающаяся двумя особенностями. Во-первых, при установлении соединения для идентификации устройств, являющихся источником и получателем сообщений электросвязи, используется телефонная нумерация, отвечающая рекомендации Е.164 МСЭ-Т, а также российской системе и плану нумерации. Во-вторых, в телефонии обеспечивается глобальная совместимость на основе рекомендаций МСЭ-Т, при которой технически возможен обмен голосовыми сообщениями между любыми терминалами, имеющими телефонные номера.

Технология, которая используется для передачи сигналов электросвязи и установления соединения, роли не играет. Это может быть передача аналогового сигнала по физической цепи и коммутация каналов или IP-технология на базе архитектуры IMS: для всех вариантов известны методы обеспечения совместимости и правильного установления соединения.

Есть два принципиальных вопроса: нужна ли иерархия телефонных сетей вообще и должна ли быть иерархия услуг? На первый вопрос автор отвечает положительно. С учетом масштаба страны иерархия в телефонии действительно есть. Впрочем, как и в Интернете, где операторы делятся по уровням Tier-1, Tier-2, Tier-3. В телефонии есть и будут операторы, работающие только локально, и операторы, имеющие федеральный масштаб сетей. Другое дело, что три уровня иерархии в телефонии уже не нужны – ​вполне достаточно иметь два: локальный (в пределах субъекта РФ) и федеральный (в масштабах страны).

Что касается иерархии услуг, характерной для сегодняшней "горизонтальной модели рынка", то ее внедрение автор считает ошибкой. Единая услуга подвижной телефонной связи гораздо более прогрессивна, чем четыре вида соединений в фиксированной телефонии.

Авторы "горизонтальной модели" говорят, что она призвана обеспечить единство рынка на всей территории страны. Однако заставить оператора междугородной связи работать по всей стране, не ограничиваясь отдельными "сладкими" направлениями, можно проще. Оператор, берущийся пропускать МГ/МН телефонный трафик, в рамках лицензии может быть обязан предложить локальным операторам пропуск трафика на всю территорию страны, при этом разница в цене между самым дорогим и дешевым направлением не должна быть более чем трехкратной. Именно такую разницу имеют тарифы по разным направлениям для услуг междугородной телефонии от большинства операторов дальней связи.

С учетом двух уровней иерархии обобщенная архитектура сети телефонной связи общего пользования могла бы выглядеть так, как это показано на рисунке. Нижний (региональный, локальный) уровень образуют сети фиксированной и подвижной связи. На практике сети подвижной связи могут работать в нескольких регионах одновременно. Верхний (транзитный) уровень – ​сети МГ/МН связи: они обеспечивают связность сети в масштабах страны и имеют право выхода на зарубежные телефонные сети.

Прохождение транзитного междугородного уровня обязательно только при установлении международного соединения, соединения между сетями фиксированной телефонной связи разных регионов, а также при вызовах между абонентами фиксированной и подвижной телефонии разных регионов, если оператор сотовой сети не является оператором, пропускающим МГ/МН трафик.

Иного регулирования маршрутов пропуска трафика не нужно - ​операторы вольны выбирать наиболее оптимальные маршруты с позиций цены и качества. Требования к сетям телефонии с учетом возможностей современной техники разумно предъявлять минимальные. Необходимо наличие хотя бы одного коммутационного узла для сетей локального уровня и двух - ​для транзитных сетей МГ/МН связи (по одному в европейской и азиатской частях страны), а также присутствие коммутатора или шлюза в регионе, где данная сеть фиксированной или подвижной связи работает.

Оператор сам выбирает, пропускает ли он МГ/МН трафик по своей сети, или нет. Если пропускает, то это сопряжено с определенными обязательствами (см. далее). При этом пропуск дальнего телефонного трафика осуществляется оператором на принципах транзита без непосредственного взаимодействия с абонентом. Договор с абонентом на весь пакет телефонных услуг заключает оператор, осуществивший подключение его терминала.

Целостность сети обеспечивается не дорогостоящими требованиями к архитектуре сетей и пропуску трафика, как сейчас, а тем, что это является функциональным условием для деятельности операторов связи.

Деление телефонного соединения по видам в зависимости от географии как в фиксированной, так и в подвижной связи может осуществляться по решению оператора и не является обязательным. Возможные варианты: местное, внутризоновое, междугородное, международное соединение.

Упрощенная и обобщенная архитектура телефонных сетей. Источник: автор

Лицензирование голосовых услуг

Лицензия на телефонию в предлагаемой модели предусматривает, что оператор предоставляет пользователям доступ к сети связи и телефонных соединений. При этом лицензионной обязанностью оператора телефонной связи является обеспечение технической возможности установления соединения (как исходящего, так и входящего) с любым телефонным номером в РФ и за ее пределами. Для этого оператор заключает договоры с другими игроками, оказывающими телефонные услуги.

По выбору оператора, лицензия на телефонию может быть выдана для оказания услуг с правом пропуска МГ/МН телефонного трафика или без него. Если лицензия телефонного оператора не предусматривает пропуска МГ/МН трафика, то в нее должен быть записан запрет на прямое взаимодействие с сетями связи других стран по пропуску телефонного трафика.

Если же лицензия предусматривает пропуск МГ/МН трафика, то в нее включаются дополнительные условия. Прежде всего, обязанность пропускать трафик между всеми субъектами РФ и обязанность обеспечить завершение вызова на любой действующий телефонный абонентский номер РФ или на все международные направления. Соответственно, лицензия должна предусматривать право взаимодействия с зарубежными операторами по пропуску телефонного трафика. Также важны недискриминационные условия пропуска трафика, в том числе ограничения по разнице тарифов по пропуску трафика между регионами - ​ориентировочно, разница не более чем в три раза. Также лицензией могут быть предусмотрены условия публичности тарифов на пропуск трафика.

Автор не видит препятствий для того, чтобы по желанию оператора такой пакет условий на пропуск МГ/МН трафика был также включен в лицензию на оказание услуг передачи данных.

Оператор фиксированной телефонной связи обязан предложить абоненту пропуск МГ/МН трафика через сети как минимум трех операторов (включая свою, если он пропускает дальний трафик). Это требование позволяет сохранить достигнутую демонополизацию в области дальней телефонии. Однако, с учетом стагнации рынка уже нет смысла стимулировать расширение количества игроков.

Также оператор, оказывающий телефонные услуги, обязан обеспечивать вызов экстренных служб, оповещение пользователей о чрезвычайных ситуациях, реализацию требований СОРМ.

Межоператорское взаимодействие при пропуске телефонного трафика

При регулировании этого аспекта в новой конфигурации рынка с учетом опыта, полученного за последние 25 лет, предлагается исходить из следующих принципов.

Во-первых, отказ в присоединении между любыми операторами телефонной связи, а также между операторами, имеющими право на пропуск МГ/МН трафика (в любых сочетаниях), не допускается.

Во-вторых, точки присоединения организуются по требованию оператора, нуждающегося в услуге присоединения. При этом точки присоединения операторами, предлагающими пропуск МГ/МН трафика, размещаются во всех субъектах РФ, операторами сетей подвижной радиотелефонной связи - ​во всех субъектах РФ, в которых оказываются услуги, а операторами, оказывающими услуги фиксированной телефонной связи, - ​во всех муниципальных районах, в которых оказываются услуги. Организация точки присоединения и оказание услуги присоединения другому оператору не может занимать более одного месяца после заключения договора, а в случае необходимости организации спутниковых каналов связи - ​не более шести месяцев. Операторы, доминирующие на рынке фиксированной телефонной связи, и операторы сотовой связи обязаны публиковать места нахождения точек присоединения к своей сети и условия присоединения и пропуска трафика.

В-третьих, завершение вызова на фиксированную телефонную сеть может подразделяться на местное, внутризоновое, междугородное и международное. При этом оператор вправе предлагать единую цену завершения на свою сеть в пределах субъекта РФ или дать разные цены на зоновое и местное завершение. Но он не вправе отказывать в присоединении и пропуске трафика или препятствовать другому оператору в оптимизации расходов на завершение вызова. Завершение вызова на сотовую сеть на тех же принципах, как для сетей фиксированных, может подразделяться на завершение вызова в пределах субъекта РФ и междугородное завершение вызова.

В-четвертых, оператор телефонной связи (любой) обязан предоставлять другим операторам услугу завершения вызова на свою сеть связи для сопоставимых услуг на недискриминационных (а еще лучше - ​одинаковых) условиях. Цены завершения вызова для всех операторов телефонной связи должны быть публичными. Но в том случае, когда один оператор предлагает другому более высокую цену завершения вызова на свою сеть, второй оператор вправе предложить первому такую же цену на аналогичную услугу, даже если другим операторам услуга оказывается дешевле.

В-пятых, отказ оператора от завершения вызова на свою сеть допускается только при доказанном фроде. Доказательства должен предоставлять оператор, отказывающий в услуге.

При формулировании этих принципов автор исходит из того, что завершение вызова - ​это не самостоятельный бизнес. По сути, завершение вызова - ​это обеспечение возможности входящей связи для собственных абонентов, то есть такая же лицензионная обязанность оператора, как и обеспечение исходящей связи.

Передача голоса в сетях передачи данных

Передача голоса по сетям передачи данных (ПД) в случае, если при этом для установления соединения используется телефонная нумерация, по общему правилу квалифицируется как телефония. Если же телефонная нумерация для установления соединения не нужна, то такая служба рассматривается как услуга ОТТ, не требующая лицензирования.

При использовании телефонной нумерации в сети ПД технологически обеспечивается нормальный функционал телефонной сети. Логично в этом случае возлагать на оператора все обычные "телефонные" обязательства: обеспечение вызова экстренных служб, реализация телефонного СОРМ, оповещение абонентов о чрезвычайных ситуациях, а также соблюдение порядка оказания услуг, прежде всего техническая возможность соединения с любым другим телефонным номером.

Специальная лицензия на передачу голоса по сетям ПД при таком подходе не требуется и должна быть упразднена. Точно так же становится ненужным запрет использовать телефонную нумерацию на сетях ПД.

Если телефонная нумерация не используется для установления соединения, но оператор сети ПД предоставляет голосовую связь, он обязан предупреждать абонента, что оказываемая услуга – ​это не услуга телефонной связи и не может обеспечить вызов экстренных служб. Skype такое предупреждение делает - ​и это правильно!

Заключение

"Горизонтальная модель" российского телефонного рынка, по мнению автора, была не слишком современной и неоптимальной уже в момент ее введения в 2005 году. Сегодня она является просто архаичной, хотя к ней все привыкли и приспособились.

В глазах потребителей телефония более (фиксированная) или менее (подвижная) быстро проигрывает ОТТ-службам. Остановить этот процесс невозможно, он - ​следствие естественного прогресса в технологиях и изменений рынка.

Автор считает, что чем дольше в отношении телефонии тянется проволочка с отказом от действующих бизнес-процессов и регулирования в операторских компаниях, тем более болезненной будет трансформация. Велик риск, что мы дождемся слишком глубокого проседания голосового рынка в целом, так и не предложив альтернативы. Консервация устаревшей модели регулирования обуславливается субъективными экономическими соображениями сиюминутного характера.

Хотя смена модели рынка – ​безусловно, болезненная операция (вспомним реформу 2005 года), но на самом деле катастрофы при хорошей подготовке не будет. Даже при плохой подготовке реформы (вспомним еще раз 2005 год или внедрение Mobile Number Portability в 2013 году) никаких трагедий, скорее всего, не произойдет.
Изложенные предложения сохраняют определенную преемственность с сегодняшней ситуацией в части разделения локального (регионального) и междугородного/международного уровня. В то же время они существенно смягчают недостатки действующей модели рынка.