© ComNews
11.02.2019

Телеком-оператор "Дом.ru Бизнес" (АО "ЭР-Телеком Холдинг") приступил к оказанию услуг Wi-Fi на городском транспорте. Пилотные проекты реализованы для пассажиров наземного общественного транспорта в Перми и Уфе по рекламной бизнес-модели. Некоторые операторы связи считают направление неактуальным и убыточным, поскольку выручка от рекламы не покрывает расходы. Аналитики также подсчитали, что услуга не принесет значительной прибыли. 

"Скорость Wi-Fi-доступа варьируется в зависимости от местоположения транспортного средства и количества пользователей. Каждая точка доступа, установленная в салоне автобуса, поддерживает до 30 одновременно подключенных пассажиров без ограничения объема трафика. Мощности сигнала достаточно для общения в социальных медиа, чтения новостей и получения информации о ситуации на дорогах. Услуга предусматривает идентификацию пользователей и дополнительный сервис по ограничению доступа на отдельные сайты", - сообщает пресс-служба "Дом.ru Бизнеса".

Представитель пресс-службы "Дом.ru Бизнеса" сказал корреспонденту ComNews, что интерес к их решению и предложенной бизнес-модели на текущий момент проявляет порядка пяти заказчиков в городах присутствия компании. "До конца года мы планируем организовать работу по поиску заинтересованных в реализации предложенной нами бизнес-модели заказчиков в каждом из городов присутствия. На текущем этапе мы планируем запустить еще несколько пилотных проектов в ряде городов, по результатам которых можно будет сделать выводы по прибыльности проекта и сформировать прогнозные оценки по суммарной выручке на будущие периоды, - рассказывает представитель пресс-службы "Дом.ru Бизнеса". - Для любого потенциального проекта мы рассматриваем разные варианты монетизации, и, конечно, рекламная модель для них является основным, все зависит от заинтересованности самого заказчика. У нас средние цены по рынку. Прайсовая стоимость - от 800 руб. за CPM, применяются наценки на таргетинг и сезонные коэффициенты".

"Исходя из аудитории потенциальных заказчиков, с которыми в настоящий момент ведутся переговоры, далеко не всегда ими являются именно транспортные компании - заинтересованность, помимо владельцев автопарков, проявляют администрации городов - в качестве получения инструмента коммуникации с гражданами и информирования их о предстоящих мероприятиях, а также интерес проявляют рекламные компании, которые ищут новые каналы продвижения для своих рекламодателей. Подобного рода заказчики рассматривают варианты сотрудничества с транспортными компаниями, в рамках которых они на себя берут затраты на организацию сети Wi-Fi, а сами транспортные компании получают сервис, направленный на повышение качества пребывания пассажиров в салонах общественного транспорта", - пояснил представитель пресс-службы "Дом.ru Бизнеса".

Он также объяснил, что основной перспективой развития подобных проектов с точки зрения заказчиков, является возможность сбора больших данных в долгосрочной перспективе, которые при должном подходе к их обработке и обогащению и последующему применению могут принести большие выгоды. "Транспорт является перспективной площадкой для сбора подобных данных, так как обладает высокой проходимостью, вариативной геолокацией и разнообразием аудитории. Преимущества рекламы при авторизации перед обычной медийной рекламой - органический трафик, высокое внимание к рекламному сообщению, 100% brand safety", - добавил представитель пресс-службы "ЭР-Телеком Холдинга".

В "Дом.ru Бизнесе" уверены, что показ рекламы при подключении пользователя к публичной сети Wi-Fi - эффективный и современный формат продвижения, а также способ окупить затраты на организацию услуги. "Пользователи видят сообщение в процессе авторизации в сети Wi-Fi, что гарантирует 100%-ное внимание и высокий уровень запоминания рекламы. Формат размещения - welcome page или fullscreen - можно настроить с учетом целей и задач рекламной кампании. Welcome page - брендирование приветственной страницы, реклама показывается после выбора пользователем названия сети. Fullscreen - полноэкранный динамический или интерактивный баннер, реклама показывается пользователям после прохождения авторизации в сети", - поясняет пресс-служба "Дом.ru Бизнеса".

Компания NetByNet ("дочка" ПАО "МегаФон") предоставляет Wi-Fi на транспорте с 2015 г. "На сегодняшний день наша сеть присутствует на наземном транспорте Москвы и Казани, в аэропортах Сочи и Внуково, есть проекты в Пскове и других регионах Российской Федерации. В Москве, в рамках государственного контракта на 400 млн руб., бесплатным Wi-Fi-доступом оборудовано свыше 8000 транспортных средств. Услуга дополнительно монетизируется в партнерстве с компанией "МаксимаТелеком" по модели revenue-sharing. Без финансирования эти проекты убыточны, поскольку выручка от рекламы не покрывает операционных расходов. Wi-fi на транспорте - это не только удобная услуга бесплатного интернета для пассажиров, но и часть инфраструктуры Smart City, позволяющая сделать городской транспорт комфортным и безопасным для горожан. Мы намерены продолжить развивать Wi-Fi-направление как в регионах, так и в Москве", - рассказал директор компании NetByNet Андрей Батанов.  

Представитель пресс-службы ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") сказал корреспонденту ComNews, что у "Билайна" были подобные проекты. "Однако учитывая растущее проникновение пакетных тарифов и снижающуюся стоимость дата-тарифов, это направление не столь актуально. Более перспективным мы считаем предоставление Wi-Fi-сервисов по запросу корпоративных клиентов", - добавил он.

Директор инфраструктурного бизнеса "МаксимаТелеком" Илья Черкасов пояснил корреспонденту ComNews, что компании, занимающиеся Wi-Fi в наземном транспорте, существуют довольно давно, однако городской наземный транспорт в регионах ранее активно не оснащался Wi-Fi в силу отсутствия недорогих решений.

"Поэтому здесь конкуренция растет - появились отечественные производители, делающие LTE-роутеры хорошего качества, доступные операторам и перевозчикам. Это открыло рынок широкому кругу игроков, и начало работы "ЭР-Телекома" в данном сегменте - яркое тому подтверждение. С учетом довольно простой технической составляющей этих проектов главным конкурентным преимуществом является возможность эффективной эксплуатации - обеспечение качества сервиса, снижение себестоимости SIM-карт - и монетизации. И здесь конкуренция не росла и не растет, потому что игроков, обладающих вышеназванными преимуществами, пока единицы", - рассказал Илья Черкасов.

Говоря о планах "МаксимаТелеком" по расширению сети Wi-Fi на общественном транспорте, он отметил, что в этом сегменте "МаксимаТелеком" фокусируется на монетизации сетей, построенных партнерами, используя свои уникальные компетенции и наработки и помогая операторам улучшать экономику таких проектов. "Другое направление, в котором мы активно работаем, - комплексная цифровизация транспорта, которая включает не только и не столько пассажирский Wi-Fi, сколько служебные сервисы управления, мониторинга и обеспечения безопасности, необходимые перевозчикам для повышения эффективности их основного бизнеса", - добавил Илья Черкасов.

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын привел такие данные: "В Москве в 2017 г. пассажиры Мосгортранса воспользовались Wi-Fi 20 млн раз. В столице доступом было оснащено 8300 единиц наземного транспорта, то есть на каждый автобус, троллейбус или трамвай пришлось 6,6 случая использования Wi-Fi в сутки. Проще говоря, раз в два часа один пассажир какого-нибудь общественного транспортного средства выходит в Сеть при помощи Wi-Fi. При этом общий объем поездок составил 1,55 млрд. Это означает, что Wi-Fi на транспорте используют приблизительно в одной из сотни поездок. В городе-миллионнике поездок будет в 10 раз меньше, кроме того, услуга там только появится, а значит, можно уменьшить общее число случаев ее использования еще вдвое. Так что можно рассчитывать, что за год пассажиры воспользуются в миллионнике выходом в интернет через бесплатный Wi-Fi в транспорте миллион раз. Если оценить потенциальную выручку от рекламы - а основная бизнес-модель - рекламная, то она окажется порядка одной-двух сотен тысяч рублей, при этом потребуется поделиться с городом и свою комиссию заберет агентство.  Впрочем, когда рекламодателей нет, провайдер может рекламировать собственные услуги - фактически он просто получает канал доступа к потенциальным потребителям".

По мнению аналитика ИК "Фридом Финанс" Анастасии Сосновой, точки с доступом к Wi-Fi необходимы в тех видах транспорта, где нет возможности воспользоваться мобильным интернетом - например, в метро. "В свою очередь, в наземном транспорте многие пользователи интернета перешли на безлимитные тарифы и острой необходимости подключения к Wi-Fi не наблюдается. Полагаю, конкуренция усилится за предоставление услуги Wi-Fi на станциях метро, в тоннелях и в вагонах поездов, так как у большинства операторов в тоннелях отсутствует сигнал. Скорее всего, доход будет формироваться преимущественно за счет рекламы", - прокомментировала Анастасия Соснова.