© ComNews
11.02.2019

Доходы российских мобильных операторов в первом полугодии 2019 г. сократятся из-за увеличения НДС и отмены национального роуминга. Однако во втором полугодии мобильный рынок может продемонстрировать рост выручки. Такой прогноз приводят эксперты Sberbank Investment Research (аналитическое подразделение Sberbank CIB).

Повысить ARPU (average revenue per user - средний ежемесячный счет одного абонента), согласно оценкам старшего аналитика Sberbank Investment Research Светланы Сухановой, в 2019 г. мобильным операторам будет непросто. Их ARPU с учетом НДС вырастет на 2,6% (359 руб.), а без учета - увеличится на 1% (300 руб.).

Чтобы компенсировать снижение доходов в целом, как прогнозируют эксперты, от отмены национального роуминга, январского повышения НДС (на 2%), а также от увеличения расходов из-за закона Яровой, операторы попытаются увеличить продажи, проведут переоценку существующих тарифов и добавят новые услуги.

По оценкам Sberbank Investment Research, ARPU также будет снижаться потому, что российские пользователи в роуминге за рубежом все чаще используют различные мессенджеры, а не услуги операторов.

Возврат к безлимитным тарифам исходя из прошлого опыта, когда от негативных последствий их запуска в 2016 г. операторы полностью оправились лишь к концу 2017 г., дает основание полагать, что доходы от услуг мобильной связи (без НДС) вернутся к росту только во втором полугодии 2019 г. Первое же полугодие, как прогнозируют эксперты Sberbank Investment Research, будет провальным.

Также в отчете говорится, что в III и IV кварталах 2019 г. мобильные операторы и сети салонов связи уменьшат количество розничных точек продаж, так как попытаются сократить расходы на фоне снижения выручки в I и II кварталах.

Кроме того, аналитики Sberbank Investment Research полагают, что в конце первой половины 2019 г. будет наблюдаться снижение спроса на SIM-карты. "Продажи SIM-карт упали со 120 млн в 2016 г. до 96 млн в 2018 г. Мы видим, что в среднесрочной перспективе в России возможен отток 25-30%. С учетом этого за год будет продано 62,7 млн SIM-карт. Таким образом, оптимальным количеством салонов связи станет 10-12 тыс. торговых точек (по сравнению с 20 тыс. в 2016-2018 гг.)", - сообщается в исследовании.

Менеджер по бизнес-коммуникациям ПАО "МегаФон" Дмитрий Лукьянчиков рассказал в беседе с корреспондентом ComNews, что компания выступает за оптимизацию мобильной розницы в России. По его словам, рынок меняется, так как проникновение услуг связи - одно из самых высоких в мире, но отток по-прежнему измеряется десятками процентов в год. "Для контакта с абонентами всех операторов нужен мультибренд, тогда как работа с действующими абонентами, конечно, сконцентрирована в собственной рознице. Мы верим именно в такую конфигурацию рынка сотового ретейла. Мы используем анализ больших данных для оптимизации сети в направлении расположения салонов. В 2017 г. мы сократили количество магазинов в нашей сети дистрибуции на 10% и примерно сохраняем это количество. Дальнейшее сокращение салонов будет зависеть от рыночной ситуации", - говорит Дмитрий Лукьянчиков.

Для оздоровления бизнеса и повышения маржинальности, отмечает он, "МегаФон" уходит от стратегии активной экспансии и масштабной продажи SIM-карт и концентрируется на работе с качеством новой базы и на увеличении доли цифровых абонентов. "МегаФон" также переориентировал и расширил ассортимент розницы на более качественное оборудование. Наша розница - одна из самых эффективных на рынке. Последние финансовые результаты компании мы оцениваем позитивно: консолидированная выручка и OIBDA показывают стабильный рост, выручка от интернет-услуг является основным драйвером роста показателей. По нашим прогнозам, рост будет продолжаться, его темпы при этом зависят от множества рыночных факторов, в том числе от законодательных инициатив", - сказал Дмитрий Лукьянчиков.

В Tele2 (ООО "Т2 Мобайл") заявили, что компания продолжает демонстрировать рост финансовых и операционных показателей, и у нее нет повода ожидать снижения темпов роста бизнеса. "Внешние изменения действительно оказывают нагрузку на отрасль и утяжеляют себестоимость услуг для операторов. Однако количество дата-пользователей в нашей базе растет, и мы прогнозируем сохранение текущих темпов выручки на фоне все большего потребления мобильного интернета", - говорит представитель пресс-службы Tele2.

По его мнению, росту трафика способствует развитие новых мобильных цифровых сервисов и традиционных услуг, но в онлайн-канале. "Поддержку этому тренду оказывает демографический фактор - увеличение в нашей базе доли молодых пользователей, родившихся в эпоху интернета, - и вымывание из сети устаревших аппаратов за счет растущего проникновения LTE-устройств. По итогам 2018 г. их количество превысило 70% в сети Tele2", - заявил представитель пресс-службы оператора.

Абонентская база Tele2 продолжает расти даже на фоне общерыночного тренда на стагнацию подключений, при этом компания фиксирует качественное улучшение структуры клиентской базы. "Что касается влияния безлимитных тарифов на рынок мобильной связи, они остаются нишевым продуктом. Мы полагаем, что в перспективе их вывод из тарифных линеек операторов весьма вероятен, поскольку они негативно влияют на справедливую стоимость услуг связи. Грамотной альтернативой безлимитным тарифам является сбалансированное пакетное предложение", - сообщили корреспонденту ComNews в Tele2. Оператор не планирует сокращать количество салонов связи.  

Аналитик ИК "Фридом Финанс" Анастасия Соснова склонна согласиться с оценками аналитиков Sberbank Investment Research. "Мобильный ретейл действительно переживает снижение объемов продаж, поэтому количество точек мобильного ретейла также будет оптимизироваться и в среднесрочной перспективе должно оказаться ниже текущего уровня", - говорит Анастасия Соснова.

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын считает: чтобы снизить количество точек мобильного ретейла, нужно, чтобы их у операторов кто-нибудь купил. "Вполне возможно, что операторы и рассматривали бы такой вариант, но в текущей ситуации неясно, кто может выступить покупателем, ведь операторы не будут продавать точки по одной - им надо продать тысячу-другую", - сказал Леонид Делицын.

По его мнению, вполне вероятно, что операторам самим придется продавать не только цифровую технику, но и финансовые услуги, контент, кофе, выдавать заказы интернет-магазинов - а в перспективе становиться универсальными торговыми сетями, тогда вероятность найти покупателя станет выше.

"Выручка операторов в 2019 г. может вырасти на 1-3%. Наиболее интригующим в настоящей момент является начинающееся обсуждение вероятности ухода МТС с NYSE  (Нью-Йоркская фондовая биржа), что, собственно, и отражает продолжение ситуации, которую один из руководителей компании в прошлом окрестил  "нехорошей стабильностью", - резюмирует Леонид Делицын.