© ComNews
14.02.2019

Доходы операторов от фиксированного ШПД в сегменте частных пользователей в прошлом году увеличились на 3,2%. Количество частных абонентов ШПД в России достигло 33,2 млн, а объем рынка составил 135,6 млрд руб. Такие предварительные данные по итогам 2018 г. приводит "ТМТ Консалтинг".
По оценкам аналитиков, в 2018 г. доходы от фиксированного ШПД росли опережающими темпами по сравнению с приростом абонентской базы. В сегменте частных пользователей рост выручки составил 3,2%, а рост абонентской базы составил 2,1%. ARPU увеличился на 1 руб. и составил 344 руб. (по итогам 2017 г. - 343 руб.).

"В 2019 г. темпы роста абонентской базы замедлятся и, скорее всего, не превысят 1%. Ожидаем рост выручки операторов на 3-4%. Мы полагаем, что пятерка лидеров рынка не поменяется", - сказал корреспонденту ComNews представитель "ТМТ Консалтинг".

По информации компании, в 2017-2018 гг. уже наметилась тенденция к повышению ARPU в связи с миграцией абонентов на более дорогие высокоскоростные тарифные планы.

В течение 2018 г. некоторые операторы уже проводили индексацию стоимости услуги. Также встречалась практика увеличения стоимости архивных тарифов. Кроме того, сразу несколько компаний, в том числе "Ростелеком", заявили о повышении тарифов на услуги домашнего интернет-доступа. Операторы связывают рост цен с затратами на реализацию закона Яровой, а также с введением повышенной ставки НДС с 1 января 2019 г. 

Игроки говорят, что на рынке ШПД достаточно долгое время сдерживались цены. При этом стоимость оборудования и себестоимость самих услуг росла на фоне падения курса рубля. 

По данным "ТМТ Консалтинга", топ-5 интернет-провайдеров по итогам 2018 г. формируют 70% абонентской базы широкополосного доступа в интернет в B2C-сегменте в России. 

Лидером по показателям прироста стал "ЭР-Телеком" (АО "ЭР-Телеком Холдинг"), увеличивший количество своих абонентов-физлиц на 323 тыс. (на 9,2%, всего 12% рынка). Значительную часть прироста обеспечили приобретенные активы - "Брянские Кабельные Сети", "Телемир", "Стрела Телеком".

Второе место по абсолютному приросту абонентской базы заняло ПАО "МТС" (всего 10% рынка). Компания продемонстрировала уверенный рост на рынке фиксированного ШПД, количество ее абонентов выросло на 193 тыс. (на 6,3%). Компания проводила работы по точечному расширению и модернизации сетей фиксированной связи, в том числе в Москве, Московской области и в Сибири.

На третьем месте по показателям увеличения абонентской базы находится ТТК (140 тыс. абонентов, или 8,4%, и всего 5% рынка). Оператор продолжил продвижение пакетных предложений, услуг платного ТВ и OTT. Также компания расширила географию MVNO TTK Mobile. 

Абонентская база фиксированного ШПД ПАО "ВымпелКом" (всего 7% рынка) выросла на 4,9% (или на 109 тыс. абонентов). К концу 2018 г. его FMC-предложением пользовалось уже более 1 млн физлиц (более 43% абонентской базы фиксированного ШПД компании).

По итогам 2018 г. крупнейший российский оператор ШПД "Ростелеком" увеличил свою абонентскую базу (всего 36% рынка) на 78 тыс. абонентов (или на 0,7%). Большинство новых подключений "Ростелекома" пришлись на регионы, однако и на московском рынке компания показала положительную динамику. 

В связи с активной M&A-деятельностью и строительством сети укрепил свои позиции оператор "ЭР-Телеком": его доля по абонентам выросла на 1 п.п. (12% по сравнению с 11% в 2017 г.). Также на 1 п.п. укрепила свои позиции МТС (10% по сравнению с 9% годом ранее).

Таким образом, по итогам 2018 г. количество абонентов у "Ростелекома" составляет 12 млн. За ним следует "ЭР-Телеком" с показателем в 3,8 млн. Третье место за МТС с 3,2 млн абонентов. У "ВымпелКома" по итогам года 2,3 млн абонентов, и на ТТК приходится 1,8 млн абонентов.

"Разница между МТС и "ЭР-Телекомом" - более полумиллиона абонентов. Даже за счет слияния и поглощения набрать столько пользователей за год на рынке сейчас маловероятно, так как не осталось таких крупных компаний, да и масштабы сделок уже меньше", - сказал корреспонденту ComNews представитель "ТМТ Консалтинга".

В "ЭР-Телеком Холдинге" в целом согласны с приведенными выводами. "ЭР-Телеком" действительно растет темпами, опережающими средние рыночные значения. Мы объявили 2019 г. "годом довольного клиента". Наша главная задача - обеспечить рост удовлетворенности пользователей нашими сервисами и услугами", - говорят в пресс-службе компании. 

В "ВымпелКоме" заявили, что результаты исследования не отражают реального состояния абонентской базы "Билайна". 

В пресс-службе "Ростелекома" воздержались от комментариев, сославшись на то, что еще не подвели итоги работы компании по прошлому году. В "Ростелекоме" планируют представить операционные и финансовые результаты 2018 г. в первой половине марта.

В МТС не стали отвечать на вопросы ComNews о данных, предоставленных "ТМТ Консалтингом".