© ComNews
21.02.2019

Объем рынка платного ТВ по итогам 2019 г. превысит отметку в 100 млрд руб. Такие прогнозы дает "ТМТ Консалтинг". По его предварительному рейтингу по итогам 2018 г., при небольшом росте абонентской базы динамика выручки операторов платного ТВ осталась стабильно высокой: 10,8% в 2018 г. против 10,6% в 2017 г. Это обусловлено проведенным некоторыми операторами повышением тарифов, изменением методики учета выручки, а также ростом потребления дополнительных услуг. 

Объем рынка платного ТВ в России за 2018 г., по предварительным итогам, составил 93,3 млрд руб.

Аналитики "ТМТ Консалтинга" отмечают, что на рынке платного ТВ продолжается замедление роста абонентской базы: количество пользователей в 2018 г. увеличилось на 3,2% против 3,8% в 2017 г. и достигло 44,2 млн. Они связывают это с тем, что возможности наращивания абонентской базы почти исчерпаны. Проникновение платного ТВ уже превышает 77%, к тому же у пользователей есть альтернатива в виде цифрового эфирного ТВ и интернет-вещания телеканалов. При снижении абонентской базы растет средний счет на абонента: за год он увеличился на 11 руб. и составил 178 руб. без НДС.

В отчете сказано, что, как и в 2017 г., рост рынка происходил за счет операторов из топ-5, в то время как прочие операторы продолжали терять абонентов. В топ-5 российских операторов платного ТВ по количеству абонентов вошли "Триколор" (12,2 млн), "Ростелеком" (10,1 млн), "ЭР-Телеком" (3,7 млн), МТС (3,5 млн), "Орион" (3,1 млн). Структура по распределению мест в топ-5 не изменилась с 2017 г. На первых двух местах с большим отрывом значатся "Триколор" и "Ростелеком", тогда как следующие три места с небольшим отрывом друг от друга занимают "ЭР-Телеком", МТС и "Орион".

"Мы не ожидаем изменений в расстановке сил по итогам 2019 г. Все операторы из топ-5 сохранят свои позиции, если только МТС не приобретет какого-либо крупного независимого оператора", - сказала корреспонденту ComNews директор по проектам "ТМТ Консалтинга" Елена Крылова.

В 2018 г. лидер российского рынка - спутниковый оператор "Триколор" потерял часть абонентской базы. Аналитики связывают это с прекращением оператором вещания в формате MPEG-2 и повышением стоимости базовых пакетов.

Абонентская база оператора "Орион" выросла незначительно, при этом выручка сокращалась (на 1,4% суммарно по всем услугам).

"В структуре по абонентам на 1 п.п. выросла доля МТС, на столько же сократилась доля "Триколора". В структуре по выручке увеличились доли "Ростелекома" и "ЭР-Телекома" - на 3 п.п. и 1 п.п. соответственно. Лидером по абсолютному приросту абонентской базы в 2018 г. стал "ЭР-Телеком": увеличение на 407 тыс. произошло благодаря активной M&A-деятельности: в течение года компания приобрела операторов "Компания Телемир" (Липецк), "Брянские Кабельные Сети", ГК "Стрела Телеком" (активы в Поволжье и Сибири). Чуть меньше новых абонентов - около 400 тыс. - подключил "Ростелеком": оператор растет за счет подключений к IPTV (свыше 450 тыс. новых абонентов за год), в то время как число его абонентов КТВ продолжает сокращаться. Оба оператора - "Ростелеком" и "ЭР-Телеком" являются лидерами рынка и по росту выручки - на 22-23%. Немного отстает от них МТС, абонентская база которого увеличилась на 332 тыс. Основной вклад в прирост внесла спутниковая технология", - такую информацию приводит "ТМТ Консалтинг".

В итоге доли рынка по выручке распределились следующим образом: "Ростелеком" занимает 35%, "Триколор" - 18%. Далее следуют "ЭР-Телеком" с 11% и МТС с 8%. Оставшиеся 28% относятся к категории "прочие".

Что касается рынка Москвы, то здесь высокие темпы роста продолжает показывать оператор IPTV МГТС (дочерняя компания МТС). По данным "ТМТ Консалтинга", за год к IPTV МГТС подключилось еще 57 тыс. домохозяйств, абонентская база МГТС выросла до 627 тыс. Хорошие показатели продемонстрировал в конце года "ВымпелКом": по данным оператора, число IPTV-пользователей компании в Московском регионе только в IV квартале увеличилось на 80 тыс.

В разрезе технологий именно IPTV остается самой быстрорастущей. "Новые подписчики - это по большей части абоненты ШПД, перешедшие на пакетные тарифы. Прирост абонентской базы спутникового ТВ оказался вдвое меньше, основной вклад в него внес самый молодой игрок на этом рынке - компания МТС", - сообщает "ТМТ Консалтинг".

Продолжает сокращаться количество подписчиков кабельного ТВ. В отчете сказано, что уходят с рынка небольшие локальные игроки, не имеющие возможности конкурировать с предложением федеральных операторов по пакету услуг и контенту. Положительную же динамику демонстрируют только крупнейшие операторы КТВ, среди которых - компания "ЭР-Телеком", которая в 2018 г. приобрела еще нескольких региональных операторов, и МТС.

Однако отток абонентов КТВ наблюдается только в аналоговом сегменте: за год телевидение в этом формате перестали смотреть (отключились совсем либо переключились на цифру) свыше 400 тыс. домохозяйств. В результате доля цифровых абонентов в абонентской базе всего платного ТВ выросла до 73%.

По итогам 2018 г. доля кабельного ТВ в абонентской базе снизилась еще на 1 п.п., на столько же выросла доля IPTV.

"В структуре выручки заметно вырос разрыв между спутниковой технологией и IPTV - теперь он составляет 7 п.п., а не 3 п.п., как годом ранее. Доля КТВ сократилась с 49% до 43%. К таким результатам привели существенные различия в изменении среднего счета по технологиям: в то время как в КТВ ARPU изменился незначительно, в спутниковом сегменте он вырос на 8 руб. (что связано с повышением "Триколором" тарифов во втором полугодии), а в IPTV - сразу на 47 руб.", - приводит данные "ТМТ Консалтинг".

По прогнозам аналитиков, в 2019 г. еще сохранится положительный тренд в динамике абонентской базы, хотя рост будет незначительным (на 1,5-1,7%). Увеличение абонбазы будет происходить в основном за счет подключений к IPTV в пакете с другими услугами. "ТМТ Консалтинг" прогнозирует снижение темпа проста выручки до 8%. 

Представитель пресс-службы "Триколора" сказал корреспонденту ComNews, что речь идет о несущественном изменении базы клиентов. "Наши аналитические данные говорят о том, что это в первую очередь связано с трансформацией способов потребления контента. На рынке получили развитие два типа предложения для пользователей, позволяющие смотреть телеканалы "Триколора" на двух экранах в рамках одной подписки. Клиенты могут использовать спутниковый комплект "сервер+клиент". Или, при наличии приемника и Smart TV на базе Android TV или Tizen OS, могут скачать на телевизор приложение "Триколор Онлайн ТВ" и пользоваться ОТТ-сервисами по действующей подписке. Также клиентам доступно мобильное приложение для устройств на базе iOS и Android. Еще один фактор, который мог оказать влияние на базу, - изменение условий по тарифу "Единый". Перевод же вещания из устаревшего формата MPEG-2 в формат MPEG-4 начался еще в 2016 г. и был завершен в феврале 2018 г. и не имел существенного влияния на клиентскую базу", - прокомментировал представитель пресс-службы "Триколора".

Представитель пресс-службы "Ростелекома" сказал, что компания планирует представить финансовые и операционные итоги 2018 г. 12 марта. "До этой даты воздержимся от комментариев", - добавил он.

АО "ЭР-Телеком Холдинг" (ТМ "Дом.ru") в целом согласен с представленными результатами и занимаемой долей рынка. "С ростом проникновения платного ТВ темпы роста замедляются. Вместе с тем платное ТВ растет быстрее рынка ШПД и телефонии - и по абонентам, и по доходности. ARPU растет за счет перехода клиентов с аналогового на цифровое ТВ, с низко- на высокодоходные тарифы, увеличения проникновения дополнительных сервисов - тематических пакетов каналов, телеархива, видео по запросу, - распространения формата 4К, сделок M&A", - сказал представитель пресс-службы "ЭР-Телекома".

Говоря о прогнозах на 2019 г., в компании считают, что не стоит ожидать стагнации по всем сегментам, поскольку операторы постоянно совершенствуют услугу платного ТВ. "Во-первых, они увеличивают количество каналов, тематических пакетов, объем VoD-библиотеки. Во-вторых, работают над качеством. Здесь ставка на высокое качество ТВ-сигнала и отсутствие помех, цифровизацию, увеличение объемов контента в HD- и Ultra HD-формате. В-третьих, запускают новые ТВ-приставки и другое абонентское оборудование. Чем шире линейка и функциональнее устройство - тем лучше. В-четвертых, операторы развивают модель мобильного ТВ: любой контент на любом устройстве в любом месте и в любое время. Наконец, пятое - это персонификация услуги. 

ТВ становится более индивидуальным за счет функции "телеархив" и системы рекомендаций, которая составляется с учетом истории просмотров пользователей. Наша компания продолжит прикладывать максимум усилий, чтобы наращивать абонентскую базу. С этой целью мы продолжим развитие функционала ТВ-приставок и работу над новыми абонентскими устройствами, увеличением числа HD-каналов и дополнительных тематических пакетов, 4К-каналов, запуском новых и развитием нелинейных сервисов. Также продолжим развивать OTT и другие сервисы, которые находятся на периферии двух услуг - интернета и цифрового ТВ. Будем инвестировать в модернизацию сети, расширять ее монтированную емкость, вести строительство сети, в том числе по технологии IPTV. Планы строительства на 2019 г. - более 600 тыс. квартир в 36 городах присутствия компании. Кроме того, мы продолжим работать над повышением качества клиентского и технического сервиса, развитием системы проактивного сервиса, которая позволяет в онлайн-режиме находить неисправности на узле сети, в подъезде или квартире и решать их еще до того, как абонент самостоятельно обратится в компанию, и тиражированием ее на корпоративный сегмент", - прокомментировал представитель пресс-службы "ЭР-Телекома".

Представитель пресс-службы МТС сказал, что в МТС согласны с данными исследования. "Да, в целом мы полагаем, что исследование отражает реальную картину рынка. В рамках органического прироста абонентской базы МТС становится лидером по подключениям", - сказал он.

Говоря о планах на 2019 г., в МТС считают, что в первом полугодии спрос на платное ТВ может быть умеренным на ожиданиях от включения цифрового бесплатного вещания первого и второго мультиплексов на всей территории РФ. "Во втором полугодии будет реализован отложенный спрос теми, кто готов пользоваться услугами платного ТВ, но хотел проверить достаточность бесплатного", - прокомментировал представитель МТС.

Представитель пресс-службы "Ореона" сказал, что по итогам 2018 г. абонентская база спутникового ТВ "Телекарта" насчитывает 3 142 500 домохозяйств. "Прирост по отношению к концу 2017 г. составил 2%. Общий объем поступлений группы по итогам года составил 3 303 422 000 руб. Как и в других секторах экономики, рынок платного телевидения ощутил снижение платежеспособности населения с невысоким уровнем дохода, традиционно составляющего ядро целевой аудитории спутникового телевидения "Телекарта". Помимо этого, нет возможности привлечения на российский телевизионный рынок иностранных инвестиций, что ограничивает рост и сужает шансы появления новых направлений развития. Такое положение дел накладывает на операторов определенные ограничения. Приходится оптимизировать ресурсы и работать исходя из текущих реалий. DTH по-прежнему остается базовой компетенцией ГК "Орион", однако благодаря диверсифицированной стратегии компания выросла в глобального оператора по созданию и распространению видеоконтента, как с точки зрения интеграции сервисов, так и с точки зрения территорий. Техническое оснащение платформы и опыт наших специалистов позволили запустить линейку новых сервисов для телевещателей, создав надежную почву для развития в 2019 г. Роста в B2C-секторе в 2019 г. мы не ожидаем", - рассказал представитель пресс-службы "Ореона".