© ComNews
22.02.2019

X5 Retail Group будет применять технологии виртуальной реальности (VR) для обучения персонала. Сейчас проект запущен в пилотном режиме более чем в 100 магазинах сети. По итогам трех месяцев компания примет решение о масштабировании решения. На VR-курсах будут обучаться продавцы-консультанты, которые пройдут симуляцию общения с покупателем за прилавком.

Торговые сети "Перекресток" и "Карусель" протестируют обучение персонала с помощью VR-очков Oculus Go. На курсах будут обучаться сотрудники, которые работают с шестью категориями товаров: мясо, рыба, сыры, кулинария, колбасы, молочные продукты.

По словам представителя пресс-службы X5 Retail Group, обыкновенный просмотр видео не смог бы стать полноценной заменой занятиям с тренером из-за отсутствия интерактива. "Симуляция в учебных курсах для персонала магазинов не ограничивается просмотром и прослушиванием. Агент симуляции проверяет, вовлечен ли сотрудник в обучение, насколько корректно он повторяет скрипт, насколько владеет ситуацией общения с покупателем. В конце учебного модуля система ставит оценку. Если сотрудник не справился, симуляцию следует пройти заново", - сказал представитель X5 Retail Group.  

Каждый учебный модуль состоит из трех этапов. На первом необходимо точно повторить скрипт общения с покупателем, используя подсказки системы. На втором - воспроизвести тот же диалог, используя ключевые слова. На третьем - помочь покупателю выбрать товар с помощью новых навыков и без подсказок системы. Таким образом, по мнению X5, у персонала формируются устойчивые навыки эффективной коммуникации с покупателем и хорошие знания товара.

В компании корреспонденту ComNews сообщили, что софт для проекта предоставила компания Cerevrum. Результаты пилота оценят по показателям продаж соответствующих категорий товаров, по производительности труда консультантов и показателям качества обучения. 

Руководитель направления "Мультимедийные системы и видеоконференцсвязь" компании "Ланит-Интеграция" (входит в группу "Ланит") Леонид Жестев наблюдает интерес к подобным решениям как у ретейла, так и у рынка в целом. "Применение виртуальной реальности в процессе обучения имеет высокую эффективность. В нашей практике наибольшую эффективность показывают кейсы для промышленности. Например, использование тренажерных комплексов с применением виртуальной реальности позволяет значительно снижать время простоя производства в случае ремонта вышедших из строя агрегатов, перевода производства на новый продукт или проведения сервисного обслуживания", - говорит Леонид Жестев. 

Специалист уверен, что, внедряя VR-тренажеры, предприятия могут сэкономить сотни миллионов рублей ежегодно. При этом технология виртуальной реальности актуальна практически в любой области и может применяться в довольно неожиданном ключе - например, в реабилитационной практике.

Директор Центра виртуальной реальности компании "Крок" (Croc VR) Илья Симонов не считает, что в ретейле наблюдается высокий интерес к инструментам обучения soft skills на основе VR. "Пока такие проекты носят единичный характер или находятся в стадии пилотных. Большим спросом пользуются AR-приложения для поддержки продаж и маркетинговых целей. С их помощью покупатели могут получить всестороннее представление о товаре, его преимуществах или "примерить" его. Например, такие приложения для "примерки" мебели есть у Ikea и Leroy Merlin. Еще один сценарий - применение AR и VR в программах лояльности и промоакциях. В этом случае технологии позволяют сформировать совершенно новый опыт взаимодействия с брендом за счет интерактивной составляющей и повлиять на рост среднего чека как в отдельных категориях, так и увеличить динамику товарооборота в целом", - уверен Илья Симонов.

По его словам, обучение с помощью VR-тренажеров сейчас шире востребовано в промышленном секторе, где высока стоимость рисков и строгие требования к охране труда. Обучаясь в иммерсивной среде, производственный персонал может отрабатывать любые сценарии: от действий в нештатных ситуациях до изучения регламентов обслуживания промышленного оборудования. "В клиентских бизнесах такие проекты обычно связаны с отработкой и формированием soft skills - например, сценариев обслуживания клиентов в банках или реагирования в конфликтных ситуациях", - рассказывает Илья Симонов.

Обучающие VR-инструменты, по словам эксперта, уже применяются в нефтехимии, нефтегазовых, добывающих и энергетических компаниях и экономят не только бюджет на обучение, но и помогают отрабатывать ситуации, которые в реальности воспроизвести сложно или очень дорого.

"Мы работаем с ключевыми промышленными предприятиями, предоставляя доступ к нашей экспертизе в консалтинге, разработке контента, приложений, платформ для запуска XR-продуктов. Например, мы уже консультируем ряд нефтегазовых корпораций, помогая им подготовиться к полномасштабному внедрению AR и VR для обучения персонала и промышленной безопасности", - сообщил Илья Симонов.