© ComNews
25.02.2019

ПАО "МегаФон" приостановило телемедицинский проект "Мегафон.Здоровье", отказавшись от партнерства с ООО "Телемед Хелп". Пользователи телемедицинского проекта "МегаФона" получили уведомления о закрытии с 24 февраля. Оператор работает над глобальным перезапуском услуг для абонентов в области цифровой медицины.

В пресс-службе "МегаФона" корреспонденту ComNews сообщили, что проект закрыли на время. На вопросы о том, кто был инициатором прекращения сотрудничества, когда запустят новый сервис, чем он будет принципиально отличаться от старого и во сколько обойдется компании, в "МегаФоне" ответить отказались.

"В ближайшем времени "МегаФон" представит новый качественный сервис собственной разработки с использованием электронной медицинской карты. Он будет выходить за рамки телемедицины в существующем понимании и предоставит абонентам выбор необходимой медуслуги, врача и медицинской компании", - сказал менеджер по бизнес-коммуникациям "МегаФона" Дмитрий Лукьянчиков.

Связаться с ООО "Телемед Хелп" по контактам, указанным на официальном сайте компании, ComNews не удалось.

"МегаФон" первым из операторов запустил телемедицинский проект. "МегаФон.Здоровье" стартовал в ноябре 2017 г.

Телемедицинские проекты в России уже есть у крупных ИТ-компаний, банков, страховых организаций и других операторов связи. Среди них такие игроки, как ООО "Яндекс" (мобильное приложение "Яндекс.Здоровье"), ПАО "Сбербанк" (медицинский сервис DocDoc), Mail.Ru Group (проект "Mail.ru Здоровье"), группа "АльфаСтрахование", "Мобильные медицинские технологии" (сервис "Онлайн Доктор"), сеть клиник "Доктор Рядом" (одноименный телемедицинский сервис), Tele2 в партнерстве с DOC+ (ООО "Новая медицина"), "Билайн" (ПАО "ВымпелКом") с "Онлайн Доктором", ПАО "МТС" совместно с федеральной сетью клиник "Медси" и другие.

Tele2 запустил проект в области цифровой медицины в партнерстве с DOC+ в июне прошлого года (см. новостьComNews от 25 июня 2018 г.). 

По итогам 2018 г. компания отметила высокую удовлетворенность сервисом: средняя оценка клиентов DOC+ составляет 4,9 балла из 5 возможных. "У сервиса есть постоянные пользователи, которые обращаются повторно. Среднее время консультации - 28 минут. Самые популярные специализации врачей - это терапевт/педиатр (57%), гинеколог (20%) и гастроэнтеролог (8%). Основные темы вопросов - расшифровка анализов, на них приходится примерно треть обращений. Также за консультациями пользователи часто обращаются в путешествиях - например, когда родителям необходимо задать специалисту вопрос о здоровье ребенка", - поделились с ComNews результатами представители пресс-службы Tele2.

По мнению пресс-секретаря Tele2 Дарьи Колесниковой, рынок телемедицины находится на этапе активного развития как в мире, так и в России. "По оценкам экспертов, мировой рынок этих услуг в 2021 г. вырастет до $55 млрд. Новый толчок развитию направления придало признание этих сервисов медицинской услугой на уровне российского законодательства в 2018 г. Сегодня население активно обучают и знакомят с телемедицинскими сервисами. Страховые компании предлагают полисы ДМС с включенными телемедицинскими услугами, государство запускает пилотные регионы с телемедициной в удаленных районах", - рассказывает Дарья Колесникова.

По ее словам, совместный проект Tele2 и DOC+ за IV квартал 2018 г. вырос по количеству пользователей на 56%. "Подписчики за 5 руб. в день получают доступ к безлимитным консультациям специалистов, что выгодно на фоне стоимости разовых обращений", -  сказала Дарья Колесникова.

"Билайн" рассматривает телемедицину как одну из базовых частей экосистемы, в которую включены не только сервисы медицинских онлайн-консультаций, но и лаборатории, клиники, аптеки и другие игроки. В ноябре прошлого года оператор запустил сервис и одноименное приложение "Мой Доктор" в партнерстве с "Онлайн Доктором" (см. новость ComNews от 27 ноября 2018 г.).

"Наш продукт отличается моделью работы сервиса. "Билайн" предлагает клиентам не только телемедицинские услуги, а создает экосистему, частью которой является "Мой Доктор". Экосистема предполагает интеграцию действующих участников рынка медицины, поставщиков продуктов и услуг для поддержания здоровья: клиники и больницы, аптеки, лаборатории и т.д.", - сказали корреспонденту ComNews в пресс-службе "Билайна".

МТС совместно с федеральной сетью клиник "Медси" (АО "Группа компаний "Медси") запустила приложение SmartMed в апреле прошлого года (см. новость ComNews от 20 апреля 2018 г.). Как отмечает представитель пресс-службы МТС, в первый год работы сервиса количество пользователей прирастало более чем на 30% ежемесячно. "В IV квартале 2018 г. динамика ежемесячного прироста выросла в пять раз. В приложении наиболее востребованы терапевты, педиатры и кардиологи", - сообщил представитель оператора. Также осенью МТС начала продавать в своей рознице пакеты телемедицинских услуг с включенными онлайн- и офлайн-консультациями (см. новость ComNews от 13 ноября 2018 г.).

По словам директора департамента маркетинга "Медицина" АО "АльфаСтрахование" Егора Сафрыгина, на какой платформе и кто будет выполнять роль интерфейса телемедуслуги - не принципиально. "Вопрос в том, что законодательно человек не может через услугу телемедицины получить больничный лист, рецептурный бланк, так же как на такой первичной консультации ему не смогут поставить диагноз, а могут дать рекомендации с последующим физическим обращением в клинику. Также очень часто врач в клинике и врач, консультирующий онлайн, - это разные люди, а пациенты хотели бы получать консультации от одного и того же доктора", - говорит о ключевой проблеме рынка Егор Сафрыгин.

Руководитель проекта "Mail.ru Здоровье" Евгений Паперный уверен, телемедицина - "абсолютно нормальная медицина, только с использованием современных технологий связи". По его мнению, такие услуги должны оказывать медицинские организации - и по закону, и с точки зрения здравого смысла. "Выгоднее всегда, конечно, все делать самим, но так как медицина - это дорого и сложно, а ИТ - это мобильно и реплицируемо, то перспективнее построение таких сервисов на базе медицинских учреждений и использование стандартных решений", - считает Евгений Паперный.

Исполнительный директор медицинской компании "Доктор рядом" Денис Швецов полагает, что телемедицинский сервис, который будет популярным, можно создать самостоятельно только если у компании есть доступ к медицинской экспертизе, инструменты управления этим ресурсом, а также команда с опытом на рынке цифровой медицины. "В условиях, когда на рынке сформировались крупные операторы телемедицинских услуг, работающие с ключевыми компаниями банковской и страховой сфер, подобные стратегии компаниям, имеющим доступ к широкой аудитории, не нужны. Правильнее выбирать для этой задачи провайдера, который будет обладать необходимым опытом организации подобных услуг, медицинской лицензией, будет соответствовать требованиям законодательства о телемедицине и сможет обработать поступающий объем заявок на консультации", - считает Денис Швецов.

По словам представителя компании, важно, чтобы провайдер телемедицинских услуг обладал компетенциями в области ИТ и информационной безопасности и мог подстроиться под требования партнера в части CX-стратегии и usability. В таком случае, сказал Денис Швецов, риск неуспешности проекта минимален.