© ComNews
11.03.2019

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ в марте планирует утвердить концепцию по построению узкополосных беспроводных сетей связи интернета вещей на территории РФ. Данное мероприятие укладывается в план мероприятий по направлению "Информационная инфраструктура" нацпрограммы "Цифровая экономика РФ". Министерство уже направило документ в федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) на согласование.

Пресс-секретарь Минкомсвязи Евгений Новиков рассказал ComNews о том, что на прошлой неделе министерство доработало концепцию по построению узкополосных беспроводных сетей связи интернета вещей на территории РФ по результатам обсуждений в Аналитическом центре при правительстве РФ и разослало доработанную версию по ФОИВам. После согласования документа со стороны федеральных органов исполнительной власти концепция будет подписана приказом министерства. Евгений Новиков добавил, что документ ведомство рассчитывает утвердить уже в марте.

Согласно концепции, узкополосные беспроводные сети IoT будут применяться в ЖКХ, логистике, транспорте и промышленности. Узкополосные беспроводные сети связи IoT в лицензируемых полосах радиочастот представлены тремя стандартами: EC-GSM (900, 1800 МГц), eMTC (также называется LTE-eMTC, диапазоны LTE) и NB-IoT - диапазоны LTE, в том числе 450, 800, 900, 1800, 2100, 2600 (FDD). Фактически все три технологии не являются самостоятельными стандартами, а представляют собой развитие существующих стандартов сотовой подвижной связи, доработанных для удовлетворения потребностей в подключении маломощных устройств, работающих, как правило, от батареи и имеющих ограниченные потребности в пропускной способности.

Стандарты узкополосных беспроводных сетей связи IoT в безлицензионных полосах, согласно проекту концепции Минкомсвязи (есть в распоряжении ComNews), можно разделить на две группы. С одной стороны, это набор сверхузкополосных технологий отечественной разработки "Стриж", АО "Глонасс", NB-Fi, а также технология компании "Альтоника", аналогичные во многом более распространенной в других странах технологии Sigfox. Альтернативой данным технологиям выступает узкополосная технология LoRa (радиоинтерфейс) или LoRaWAN (включает описание протоколов более высоких уровней).

Для приведенных стандартов наиболее востребованными диапазонами радиочастот являются диапазоны 863-876 МГц и 915-921 МГц. Как указано в документе, с точки зрения радиочастотного обеспечения все технологии за исключением АО "Глонасс" рассматриваются только для безлицензионного использования. "Для АО "Глонасс" рассматривается гибридная схема, где закрепление полос радиочастот осуществляется за оператором или доверенными операторами в системе АО "Глонасс", но их использование данными операторами осуществляется без получения разрешений на использование радиочастот или радиочастотных каналов, аналогично безлицензионному использованию (по крайней мере, для маломощных применений)", - следует из проекта концепции.

Сверхузкополосные технологии во многом ориентированы на бизнес-модель, в которой разработчик технологии реализует и функционал агрегатора информации, и предоставление сервисов для организаций, развернувших сеть радиодоступа. Сверхузкополосные технологии при этом преимущественно ориентированы на сбор телеметрии с некритических объектов.

Существует еще один проект концепции, подготовленный Минтрансом. Министерство подготовило проект концепции развития сетей узкополосной связи по технологии LPWAN для сбора телеметрической информации на транспортной инфраструктуре. Это мероприятие укладывается в паспорт направления "Информационная инфраструктура" нацпрограммы "Цифровая экономика РФ". Так, должна быть обеспечена беспроводная передача данных, голосовой информации и телеметрии.

Реализация концепции Минтранса рассчитана на семь лет. Работы первого этапа рассчитаны на срок с 2019 г. по 2021 г. В этот период разрабатываются и утверждаются общие технические требования (ОТТ) к сетям LPWAN, а также реализуется пилотный проект на полигоне "Карталы - Красное". Работы второго этапа рассчитаны на три года‚ начинаются в 2020 г. и включают в себя построение сегмента LPWAN на внутренних водных путях, участок транспортного коридора "Север - Юг", а также автодорог M11‚ М1, М2, МЗ. Работы третьего этапа рассчитаны на три года, начнутся в 2021 г. и включат в себя построение сегмента LPWAN на полигоне "Бекасово - Лужская", а также на федеральных автодорогах M4‚ М5, М7, М8. Работы четвертого этапа рассчитаны на три года‚ начинаются в 2023 г. и включает в себя построение сегмента LPWAN на полигоне "Бекасово - Лужская", а также на федеральных автодорогах M11‚ М1, М2, МЗ. Работы пятого этапа рассчитаны на четыре года, начинаются в 2023 г. и включают в себя построение сегмента LPWAN на полигоне "Владивосток - Бекасово", "Забайкальск - Улан-Удэ", а также на федеральных автодорогах M4‚ М5, М7, М8. Работы шестого этапа начинаются в 2024 г. и рассчитаны на срок более четырех лет‚ включают построение сегмента LPWAN на части федеральных автодорог.

Директор по направлению "Информационная инфраструктура" АНО "Цифровая экономика" Дмитрий Марков сообщил, что участники рабочей группы высоко оценили качество проработки аспектов предметной области в обоих документах и подготовили предложения по их улучшению. "С самого начала одной из важных рекомендаций, которую мы зафиксировали, является необходимость синхронизации данных документов друг с другом", - подчеркнул он.

Как отмечает директор Ассоциации интернета вещей (АИВ) Андрей Колесников, концепция построения узкополосных беспроводных сетей связи IoT в РФ, подготовленная Минкомсвязи, в наибольшей степени отвечает вызовам и проблемам развивающегося рынка интернета вещей и носит более "связной" характер. "Она описывает очень подробно большинство стандартов и протоколов, работающих как в ISM-диапазонах, так и решения от операторов связи, возможность применения сетей связи интернета вещей в ключевых отраслях экономики исходя из специфики, поднимает проблематику по лицензионным и безлицензионным диапазонам, вопросы информационной безопасности - СОРМ", - перечисляет эксперт.

Концепция Минтранса по покрытию объектов транспортной инфраструктуры узкополосными сетями связи интернета вещей LPWAN на территории РФ носит более отраслевой характер, описывая проблематику транспортного комплекса и возможные подходы к решению проблем через создание Единой информационно-телекоммуникационной среды (ЕИТС) и построения сетей LPWAN. Причем Андрей Колесников подчеркнул, что напрямую в ней не указано об использовании конкретных протоколов. Однако описательная часть и предъявленные в концепции требования явно указывают на использование протокола XNB и частотных ресурсов, выданных ООО "ГЛОНАСС-ТМ" (ранее XNB уже фигурировал в новостях про приборы учета электроэнергии).

Впрочем, продолжает глава АИВ, упоминаются и NB-IoT, и LoRa, как альтернативные технологии. "Для идентификации устройств предлагается архитектура DOA - что само по себе уже нововведение - и в качестве предложения к идентификации устройств в сетях связи в официальных документах встречается впервые, - говорит он. - В концепции поднимается вопрос о "назначении" Единого оператора федеральной сети LPWAN и оператора ЕИТС".

По имеющейся у Андрея Колесникова информации, концепция Минтранса должна синхронизироваться с концепцией Минкомсвязи и быть включена в состав последней как раздел.

По мнению старшего вице-президента ООО "ЗТИ-Связьтехнологии" (ZTE) Тиграна Погосяна, представленный Минтрансом проект концепции задает направление развития сетей узкополосной связи по технологии LPWAN для транспорта и является своеобразной отраслевой адаптацией более широкой концепции построения и развития узкополосных беспроводных сетей связи интернета вещей, предложенной Минкомсвязи. "Концепция - в силу того что это все-таки первый документ, призванный унифицировать развертывание сетей узкополосной связи в сфере транспортных систем, носит реферативный характер и впоследствии будет конкретизироваться за счет разработки общих технических требований к сетям LPWAN на транспорте, формирования ключевых сервисов единой информационно-телекоммуникационной среды, определения приемлемой модели для оператора федеральной сети, сертификации оборудования и идентификации оконечных устройств", - рассуждает он.

Также, продолжает Тигран Погосян, регулятору важно взвешенно отнестись к требованиям в отношении локализации. "Российские и региональные этапы тестирований NB-IoT за последние несколько лет и пилотные зоны для интернета вещей разворачивались в тесном взаимодействии с иностранными вендорами. Например, в 2017 г. одними из первых в СНГ ZTE совместно с Velcom запустили в Белоруссии коммерческий NB-IoT-проект для ЖКХ. А подтверждением опыта в реализации масштабных проектов может служить строительство первой общенациональной коммерческой NB-IoT-сети для китайской China Telecom, - приводит пример Тигран Погосян. - Другими словами, авторам и концепции, и технических требований к LPWAN-сетям для транспорта необходимо учитывать существование альтернативных мнений, а вендоры в своих разработках и продуктах будут учитывать правила игры на рынке и стратегий операторов. Со своей стороны, ZTE готова принять участие в рабочей группе и поделиться своим глобальным опытом и видением наиболее эффективных способов реализации технологических решений в рамках предложенных концепций".

Управляющий партнер АС&М Сonsulting Михаил Алексеев уверен, что любые программы под эгидой регулирующих органов будут неминуемо отставать от жизни. "Это не потому, что чиновники плохие или антирыночные. Просто развитие технологий опережает по скорости бюрократические процедуры, и одним никогда не успеть за другими, - поясняет он. - Концепции, например, содержат ссылку на ГМИСС - проект, который по факту провалился уже год назад. В концепциях даже идет речь о КА на высоких эллиптических орбитах. Эту идею не получается реализовать уже шесть лет по причине экономической и технологической несостоятельности. Утеряло релевантность и требование подключить к интернету по земле все органы власти и образовательные учреждения. Сейчас это проще сделать силами мобильных операторов. Пока будут писать очередные концепции IoT, технология и бизнес изменятся до неузнаваемости". По мнению Михаила Алексеева, все, что нужно от регулятора - это разрешить использовать технологию и выделить спектр частот. Участники рынка намного эффективнее и быстрее добьются саморегуляции.

Источник на телекоммуникационном рынке полагает, что любое укрупнение и обобщение полезно, потому что помогает учесть общие параметры и общую ситуацию. "Любая узкоспециализированная концепция имеет риск того, что внешние факторы, которые не были учтены, неожиданно окажут сильное влияние и могут вообще сделать концепцию бесполезной. В данном случае обе концепции находятся под направлением "Информационная инфраструктура" нацпрограммы "Цифровая экономика", так что было бы логично разработать одну концепцию IoT и включить обе эти концепции как составные части, а любые появляющиеся потом концепции просто добавлять в структуру общей концепции, то есть идти от общего к частному, а не разрабатывать все кусками", - считает собеседник ComNews.

Заместитель директора Центра инноваций "Инфосистемы Джет" Денис Гараев полагает, что создание инфраструктуры будет способствовать качественному росту логистических компаний. "Мониторинг автомобильного парка с помощью инструментов аналитики больших данных позволит оптимизировать затраты на обслуживание и ремонт. Онлайн-мониторинг грузов обеспечит прозрачную цепочку доставки с соблюдением технологических требований транспортировки - опасных, продовольственных и других грузов", - перечисляет он. Кроме того, повысится безопасность на дорогах, поскольку будут созданы инструменты мониторинга инфраструктуры (умные знаки, видеокамеры с инструментами аналитики, освещение и пр.) и мониторинг состояния водителей инструментами видеоаналитики.