Дмитрий Шестоперов
13.03.2019

Как стало известно "Ъ", "Яндекс.Такси" может ввести гарантированный доход для водителей, привязав его к количеству выполненных заказов или времени работы. Эту идею уже продвигали власти Москвы, однако конкуренты "Яндекс.Такси" от нее отказались из-за риска манипуляций со стороны водителей.

Сервис "Яндекс.Такси" (59,3% принадлежит "Яндексу", 36,9% — Uber) рассматривает возможность ведения гарантированного дополнительного дохода для водителей, рассказал источник "Ъ" на рынке такси.

По его словам, компания изучает несколько вариантов реализации механизма, среди которых выплата фиксированной суммы в день за определенное количество выполненных заказов или гарантированный заработок за час работы. "Вместе с таксопарками мы изучаем много вариантов поощрения водителей, подключенных к "Яндекс.Такси". О конкретных решениях расскажем, когда претворим их в жизнь",— заявила пресс-секретарь "Яндекс.Такси" Наталья Рожкова.

О планах "Яндекс.Такси" знают и другие участники рынка. По словам главы Гильдии такси Московской торгово-промышленной палаты Богдана Коношенко, "Яндекс.Такси" начал разрабатывать внедрение гарантированных выплат в конце 2018-го — начале 2019 года, сейчас схема тестируется в регионах, в частности в Воронеже. "Водитель, который находится на линии восемь часов и с линии не сходит, вне зависимости от наличия заказов получает от агрегатора гарантированную сумму",— поясняет он.

Дополнительные выплаты водителям агрегатора тестируются в регионах, включая Воронеж, Казань, Волгодонск, подтверждает директор таксопарка "Букет" (партнер "Яндекс.Такси") Денис Огнев.

Председатель Общественного совета по развитию такси в регионах Ирина Зарипова также знает, что "Яндекс.Такси" намерен вводить схему с выплатой гарантированного дохода. Она называет такое решение позитивным и отмечает, что его поддерживают таксопарки. "И для пассажиров качество будет повышаться, поскольку водитель не будет гнаться за каждым заказом и работать более спокойно",— считает эксперт. "Это позволит лучше прогнозировать финансовые вопросы и таксопарку, и непосредственно водителю",— соглашается Богдан Коношенко, не исключая незначительного роста цен для пассажиров.

Для самого "Яндекс.Такси" такая система также может оказаться выгодной, считает собеседник "Ъ" на рынке: гарантированный заработок при правильном планировании будет стоить меньше, чем субсидии или другие выплаты водителям, а кроме того, поможет удержать их на платформе.

Ранее за введение минимальной зарплаты водителей такси, которую выплачивали бы агрегаторы, выступил департамент транспорта Москвы, писал "Ъ" 6 декабря. В столичной мэрии предлагали компаниям ориентироваться на "среднюю месячную зарплату водителя автобуса" — около 65–70 тыс. руб. Тогда участники рынка и эксперты без энтузиазма отреагировали на инициативу, напомнив, что агрегаторы не заключают трудовые договоры с таксистами.

Тем не менее конкуренты "Яндекс.Такси" тестировали или уже реализуют дополнительные выплаты водителям. По словам представителя "Ситимобил", компания при выполнении водителем "некоторых условий" гарантирует ему определенный доход: "Это зависит, например, от количества выполненных заказов в определенных зонах города".

Сервис "Максим" был вынужден отказаться от такой схемы. "Цель подобных условий — стимулировать водителей решать определенные задачи: выполнять больше заказов, не простаивать без дела и т. д. "Максим" раньше использовал такие методы в ряде городов, но на деле они не приносили ожидаемого эффекта. Водители создавали фейковые заказы, чтобы набрать нужное число для получения дополнительного дохода, или придумывали другие методы для обмана. В результате мы отказались от схемы. В реальности это нерабочий инструмент",— объяснила представитель компании.