© ComNews
29.03.2019

ПАО "Сбербанк" проанализировало российский рынок каршеринга. По итогам 2018 г. его ключевые показатели, а именно количество пользователей, выручка, парк автомобилей, выросли более чем в пять раз. По оценкам Сбербанка, по итогам всего прошлого года выручка компаний сектора составила 7 млрд руб.

По данным Сбербанка, объем расходов на каршеринг в России еще в начале 2019 г. превысил 1 млрд руб. в месяц. В Москве пользователи каршеринга совершили в среднем 33 поездки в год, в Петербурге и Ленинградской области - 21 поездку. Как правило, в других регионах, где есть каршеринг, россияне совершают 18 поездок в год. Услугами этого сервиса хотя бы раз воспользовались представители 83 регионов России. Средний чек - от 183 руб. в Уфе и почти 300 руб. - в Петербурге.

Как сообщает Сбербанк, типичный пользователь тратит на каршеринг 3469 руб. в месяц, средняя цена его поездки - 260 руб. Авторы исследования полагают, что жесткая конкуренция в секторе вряд ли позволит значительно поднять тарифы. И чтобы увеличить прибыли, компании прибегают к нестандартным решениям - например, в их парке появляются премиальные автомобили.

По данным Сбербанка, если в декабре 2017 г. 51,6 тыс. россиян тратили на кратковременную аренду автомобиля 295,3 млн руб. в месяц, то в декабре 2018 г. число выросло до 228,8 тыс. человек. А их совокупные расходы на каршеринг составили 951,5 млн руб. В январе 2019 г. эта цифра превысила 1 млрд руб.

Если в середине 2017 г. на рынке активно работало пять компаний, то в начале прошлого года - уже 13. Лидер рынка - Москва (85%). К концу 2018 г. парк каршеринговых авто здесь составлял 16 тыс., а во всех остальных регионах - суммарно около 3,8 тыс. За первые месяцы 2019 г. столичный парк увеличился до 18 тыс. машин.

Пользователей каршеринга Сбербанк поделил на начинающих и активных - совершающих поездки более четырех месяцев. Типичный активный пользователь - москвич 21-35 лет, ежемесячно он совершает 7-19 поездок на автомобилях двух-пяти компаний и тратит на это 1942-4617 руб. Новые пользователи, обычно молодежь 18-20 лет или люди старше 41 года, совершают четыре-шесть поездок на автомобилях одной-двух компаний и тратят до 1660 руб. в месяц. К этой категории относятся в основном клиенты из Петербурга, Башкортостана, Свердловской, Самарской, Новосибирской, Нижегородской областей и Краснодарского края.

Пик пользования каршерингом приходится на вторую половину дня. Водители старше 66 лет чаще всего берут такие машины в районе 17 часов, а более молодые - после 20:00. Если человек редко прибегает к услугам каршеринга, он, как правило, делает это по выходным, согласно данным Сбербанка.

Аналитик ИК "Фридом Финанс" Анастасия Соснова считает, что в целом результаты Сбербанка совпадают с результатами других исследований. "В них тоже говорится, что в Москве сконцентрировано до 85% всего российского каршеринга, и при этом столица является одним из наиболее динамично развивающихся рынков каршеринга в мире по числу пользователей. Рынок считается перспективным, и на нем пока сосредоточено незначительное количество игроков", - сказала Анастасия Соснова.

По её словам, главным драйвером рынка каршеринга в Москве является расширение зоны платной парковки, что делает личный автомобиль дорогим удовольствием. Основные игроки рынка - "Делимобиль", "Яндекс.Драйв", BelkaCar, Anytime и YouDrive.

Эксперт-аналитик АО "Финам" Алексей Калачев полагает, что российский рынок каршеринга растет динамично и в столичных городах приближается к насыщению, за которым рентабельность бизнеса начнет снижаться. "Столичный рынок еще не достиг, но уже недалек от уровня насыщения, и через год-два для продолжения роста компаниям придется активнее продвигать бизнес за пределы Москвы. С другой стороны, рынок меняется по мере вступления в активную жизнь новых поколений молодежи. Высокая мобильность, отказ от покупки собственного транспорта или квартиры, предпочтение различных форм аренды - глобальный тренд для молодых людей", - говорит Алексей Калачев.

К тому же, сказал он, постоянно вводимые ограничения на поездки в центр, рост стоимости парковки, также способствуют росту популярности каршеринга.

"Конкуренция на рынке каршеринга уже довольно большая, этим бизнесом в России уже занимается более десятка компаний. Крупнейшими из них по охвату территории и величине автопарка является четверка лидеров - "Яндекс.Драйв", "Делимобиль", BelkaCar и YouDrive", - сообщил Алексей Калачев.

По его мнению, несмотря на рост конкуренции, возможности расширения бизнеса остаются, особенно за пределами столичных городов.