Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Новости Редколонка Точка зрения

Сб, 20.04.2019

Полная версия сайта   

 Поиск
USD 63.96 EUR 71.92
20 апреля 2019 года, Сб

Стандартизация маркетинговых терминов

главный редактор группы компаний ComNews
Стандарт
09.03.2019
Леонид Коник, главный редактор изданий группы компаний ComNews

На стыке февраля и марта 2019 года в России появился стандарт "умного" города. Его подписал заместитель главы Минстроя РФ Андрей Чибис, который также является руководителем ведомственного проекта цифровизации городского хозяйства "Умный город". С одной стороны, появление такого документа поможет пресечь "парад региональных суверенитетов", когда в каждом муниципалитете выбор проектов и подрядчиков определяется просвещенностью локального чиновника, лоббистскими усилиями поставщиков и наличием денег в местной казне. Но с другой стороны, превращение маркетингового термина "умный" город (smart city) в стандарт грозит сужением круга возможных проектов и их участников, а также формальным исполнением требований нового стандарта вместо решения реальных проблем конкретного города.

Новоявленный стандарт на семи машинописных страницах содержит набор базовых и дополнительных мероприятий, которые будут выполнять все города – ​участники проекта "Умный город" до 2024 года. Эти мероприятия разбиты на восемь направлений: городское управление, "умное" ЖКХ, инновации для городской среды, "умный" городской транспорт, интеллектуальные системы общественной безопасности, интеллектуальные системы экологической безопасности, инфраструктура сетей связи, туризм и сервис. В общей сложности в документе сформулированы два десятка базовых требований и почти 40 дополнительных.

Первым пунктом стандарта значится создание цифровой платформы города, однако функции этого важного элемента smart city ограничены вовлечением горожан в вопросы муниципального развития. Среди функций данной цифровой платформы Минстрой указал голосование по инициативам властей в сфере городского хозяйства, дистанционное обращение граждан с частной инициативой, отображение информации о ремонтных работах на инженерных сетях или об изменении маршрутов транспорта. Между тем, особый интерес цифровые платформы городов представляют для консолидации и обмена данными между государственным и частным секторами, но об этом в стандарте нет ни слова. Зато заработать эти цифровые платформы, по плану Минстроя, должны уже в 2020 году.

Вне цифровой платформы Минстрой предложил создать "цифрового двойника города". Правда, из документа нельзя понять, это будет единая система или набор отдельных блоков. Например, на первом месте в этом разделе указано "поэтапное внедрение государственных информационных систем (ГИС) обеспечения градостроительной деятельности". А ведь еще в августе 2018 года, на первом заседании Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации, председатель Счетной палаты РФ и председатель совета Центра стратегических разработок Алексей Кудрин сообщил: "Государство отстает от того, что нужно бизнесу и гражданам. Например, в России действует 340 государственных информационных систем", – ​и добавил, что данные во многих ГИС не стыкуются друг с другом по формату и актуальности.

В направлении "Инфраструктура сетей связи" стандарт "умного" города содержит лишь одно мероприятие – ​создание подземной кабельной инфраструктуры сетей связи, обеспечивающей подключение каждого здания и сооружения, в том числе опор освещения и остановок общественного транспорта. Причем эта кабельная канализация должна обеспечить возможность использования несколькими операторами. И хотя это мероприятие обозначено как дополнительное, наиболее рьяные региональные чиновники могут затеять строительство кабельной канализации для двух-трех операторов (а то и договориться с "Ростелекомом" об использовании его подземной инфраструктуры) и с новой силой начать вырубку воздушных кабелей сотен интернет-провайдеров.

Такой мощный мировой орган стандартизации, как ISO, не замахивался на создание стандарта "умного" города. По мнению этой международной организации, городам нужны лишь единые индикаторы – ​для того, чтобы оценивать их состояние в сфере цифровизации и помочь с выбором приоритетов. Такой стандарт индикаторов недавно появился – ​он называется ISO 37120. О том, что нельзя равнять все города под одну гребенку, говорил и заместитель руководителя проектного офиса "Умный Санкт-Петербург", специальный представитель губернатора Петербурга по вопросам экономического развития Анатолий Котов, выступая на форуме "Smart City & Region: Цифровые технологии на пути к "умной" стране", который прошел в Северной столице 21 февраля. "Регионы разные, и каждый идет своим путем", – ​сказал Анатолий Котов, признавая при этом важность межрегионального обмена опытом и лучшими практиками. Вслед за стандартом "умного" города регионам могут быть навязаны и определенные решения. Пока Минстрой сформовал рекомендательный банк решений для "умного" города, в который собрал 250 проектов (с ориентировочными ценами и контактами подрядчиков). Но вместе с тем замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Алексей Соколов уже направил в Минэнерго РФ письмо с предложением использовать по всей стране "умные" счетчики электроэнергии с закрытым протоколом XNB, который применяет ООО "Современные радио технологии" ("Стриж"). Среди основных владельцев этой компании – ​Игорь Ротенберг, старший сын Аркадия Ротенберга – ​лидера санкционных списков и близкого соратника Владимира Путина. Продавливание локальных стандартов вместо участия в международной разработке технологий и стандартов может отбросить Россию туда, где уже был Советский Союз.

Журнал "Стандарт" №2 (192) февраль 2019
Редколонка

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

РекламаПисьмо в редакциюО насAbout us
Новости