выпускающий редактор ComNews.ru
© ComNews
01.04.2019

Законопроект о недискриминационном доступе (НДД) операторов связи в многоквартирные жилые дома (МКД) хоть и медленно, но продвигается к тому, чтобы стать законом. Заинтересованные стороны надеются, что он будет принят осенью текущего года. Пока же идет активное обсуждение документа, в ходе которого образовалось как минимум две стороны, которые расходятся в некоторых существенных позициях по нормам, прописанным в законопроекте.

Проблема с тем, чтобы прописать права и обязанности всех сторон при "заходе" операторов связи в многоквартирные жилые дома в отдельным законе, стоит уже давно. Законопроект о недискриминационном доступе операторов связи в многоквартирные жилые дома несколько раз был инициирован, но впоследствии начинались доработки, негативные отзывы, и документ терялся в коридорах власти.    

Так, Минкомсвязи разработало законопроект об НДД еще в 2015 году. Весной 2015 года Минкомсвязи согласовывало документ с Минстроем, однако этот процесс был непростым и затянулся. В начале 2016 года проблемой доступа операторов связи в жилые дома занялся президент РФ. В феврале 2016 года Владимир Путин поручил Минстрою, Федеральной антимонопольной службе, Минкомсвязи, Роскомнадзору, а также Медиа-коммуникационному союзу до 1 июня представить предложения по решению этого наболевшего вопроса, с чем ведомства справились (см. новостьComNews от 11 мая 2016 г.). Осенью 2016 года Минкомсвязи внесло законопроект в правительство, однако у других министерств появились замечания к документу, и путешествие закона об НДД по коридорам власти продолжилось.

Очередная попытка была предпринята уже в конце 2018 года. И на этот раз дело зашло достаточно далеко, чтобы начинать надеяться, что законопроект об НДД все же преодолеет все инстанции и станет законом. Минкомсвязи в декабре 2018 года в очередной раз выступило с инициативой внести изменения в Федеральный закон "О связи" и иные законодательные акты РФ, касающиеся создания недискриминационных равных условий доступа всех операторов связи к инфраструктуре многоквартирных домов.

В этот раз законопроект об НДД (№614271-7) все же дошел до стадии внесения в Госдуму и на данный момент находится на рассмотрении. Как сообщила на минувшей неделе первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Людмила Бокова, соответствующий закон собираются принять осенью 2019 года.

Пока же идет активное обсуждение законопроекта, и дьявол тут, как говорится, в деталях. Разница в некоторых существенных позициях по нормам, прописанным в законопроекте, уже вызвала полемику в операторском сообществе.

Одним из камней преткновения является необходимость взимать плату с операторов за установку оборудования в жилых домах. Согласно законопроекту, УК не должны взимать плату с операторов за возможность "прийти" в дом и установить оборудование для оказания услуг связи жильцам. Это объясняется тем, что оборудование устанавливается в целях организации оказания услуг связи одному из собственников квартир, являющемуся одновременно и сособственником объектов общего имущества дома.

ФАС, операторы связи, представители Совета Федерации и Экспертного совета при правительстве РФ считают, что отношения между операторами и УК должны иметь безвозмездный и бездоговорной характер. Заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин на прошлой неделе отметил, что нет никаких оснований для взимания платы за вход оператора в дом.

Минстрой же, хотя и поддерживает законопроект, предлагает обязать операторов заключать возмездные договоры с УК. В пресс-службе министерства эту позицию пояснили тем, что на УК возлагаются дополнительные обязательства по контролю за выполнением оператором связи работ по монтажу оборудования, разработке и согласованию плана размещения оборудования операторов связи, организации допуска их сотрудников в помещения МКД, обеспечению нормативного использования сетей связи и т.д. Возмещение за эти услуги должно производиться оператором связи и не может обременять дополнительными расходами жителей дома.

Если по этому вопросу победит позиция, отстаиваемая Минстроем, то ситуация может стать хуже, чем сейчас, когда взаимоотношения операторов и УК не регулируются отдельным законом вовсе и находятся в "серой зоне". Операторы уже подсчитали, что им придется оплачивать доступ к домохозяйствам в совокупности не менее чем на 10 млрд руб. в год, что чревато ростом цен на услуги (см. новость на ComNews от 25 марта 2019 г.).

Еще один спорный вопрос - количество операторов связи, которые могут войти в дом. В пресс-службе Минстроя ранее заявили, что "количество провайдеров в доме не может быть бесконечным, необходимо четко регламентировать, сколько компаний может зайти. Этот момент подлежит регулированию" (см. новостьна ComNews от 19 марта 2019 г.). Однако на минувшей неделе в пресс-службе министерства сказали, что Минстрой "не настаивает на ограничении количества операторов, а считает необходимым урегулировать на федеральном уровне взаимоотношения УК и операторов связи, чтобы избежать возможных злоупотреблений как с одной, так и с другой стороны".

ФАС же не видит необходимости в регулировании количества операторов, работающих в МКД, поскольку рынок все отрегулирует сам. "Надо понимать, что если в доме на два подъезда есть четыре-пять операторов, то шестой ради одного абонента в дом не пойдет. Это экономически нецелесообразно", - объяснила позицию ФАС начальник управления регулирования связи и информационных технологий ФАС Елена Заева. 

Так или иначе, в процессе обсуждения законопроекта об НДД есть позитивное зерно, поскольку все заинтересованные стороны имеют возможность высказать свое мнение.

В любом случае, создать закон, который бы на 100% устраивал все заинтересованные стороны в такой непростой сфере, - это идеал, к которому можно только стремиться. Остается надеяться, что все причастные к созданию этого многострадального закона смогут достигнуть общего знаменателя по ключевым аспектам с минимальными потерями для операторов, УК и в конечном счете потребителей. Возможного роста цен на услуги связи по причине новых расходов у операторов или ограничения количества операторов на дом хотелось бы избежать.

Несмотря на то что в этот раз законопроект об НДД зашел дальше, чем ранее, и сейчас ближе к принятию, чем во времена предыдущих попыток, он продолжает страдать от своей ахиллесовой пяты - времени. Для того чтобы учесть интересы всех заинтересованных сторон, проработка законопроекта требует длительных обсуждений и согласований позиций. В такой ситуации осень текущего года, о которой говорят как о предполагаемом сроке принятия закона, видится скорее как очень приблизительная прикидка, особенно учитывая предыдущий опыт в отношении этого законопроекта. Мы опять рискуем столкнуться с тем, что он увязнет в согласованиях.

В дополнение к этому отметим, что все вопросы и процедуры, связанные с взаимоотношениями между абонентом, УК и оператором связи, детально планируется прописать в соответствующем регламенте, который будет утвержден постановлением правительства РФ во исполнение норм в будущем законе. Велика вероятность того, что и по поводу норм этого документа могут возникнуть жаркие споры, что увеличит срок его принятия. Игроки рынка, таким образом, рискуют остаться на руках с уже принятым законом, но при отсутствующем регламенте, в котором будут прописаны полномочия и обязанности сторон.