Вероника Горячева
04.04.2019

Многочисленные жалобы владельцев электронных кошельков на высокие тарифы вынудили ЦБ потребовать решения проблемы. В итоге появился меморандум, который признает легитимными комиссии, взимаемые с неактивных кошельков, зато устанавливает правила их взимания. Участники рынка уже подтвердили готовность по ним работать, но с точки зрения потребителей ситуация улучшится лишь для клиентов Qiwi и "Рапиды".

Ассоциация "Электронные деньги" подготовила и направила в ЦБ для согласования меморандум, призванный урегулировать взимание комиссий за неактивные электронные кошельки. Инициатором документа стал Банк России. Ранее многочисленные жалобы на комиссии привели к тому, что законодатели подняли вопрос о разработке норм, ограничивающих сборы, и ЦБ обещал принять в этом участие.

"Банк России провел анализ указанной проблемы, инициировано взаимодействие с основными участниками рынка ЭДС (электронные денежные средства.— "Ъ"), а также Ассоциацией участников рынка электронных денег,— отметили в ЦБ.— Итогом стал разработанный ассоциацией при содействии Банка России меморандум". Целью документа является унификация процессов операторов кошельков с потребителями финансовых услуг, а также защита прав и интересов последних, пояснили в ЦБ.

Как следует из текста меморандума (есть в распоряжении "Ъ"), установление платы за неактивные кошельки считается правом оператора. Но реализовано оно может быть не ранее чем через год неиспользования кошелька, а размер комиссии не может превышать 10 руб. в день.

Согласно меморандуму, оператор обязан информировать клиента о тарифах до принятия его на обслуживание в доступной форме, направлять не менее двух уведомлений о скором взимании за неактивный кошелек, не менее чем за месяц до списания средств и не позднее чем за три дня до взимания комиссии.

Сейчас каждый оператор работает по собственным правилам. Например, кошелек "Рапида" становится неактивным через год. Весь остаток средств списывается в пользу оператора через две недели после признания неактивным. По кошельку Qiwi плата взимается после 180 дней неактивности по 10 руб. в день, вплоть до обнуления счета. Если на счете более 4,5 тыс. руб., комиссия выше. В "Яндекс.Деньгах" кошелек признается неактивным через два года, комиссия составляет 270 руб. в месяц. WebMoney Transfer и PayPal комиссии не взимают.

Таким образом, наиболее ощутимо меморандум скажется на Qiwi-банке, выступающем оператором кошельков "Рапида" и Qiwi. Но там заявили о готовности подписать меморандум. "Мы, безусловно, поддерживаем инициативу регулятора,— отметили там.— Установление указанного срока и комиссии в меморандуме считаем сбалансированными для рынка и улучающими положение клиента по сравнению с существующей практикой". Также в компании обещают сделать информацию о тарифах более наглядной и готовы предоставить "как минимум четыре различных способа получения уведомлений о списании комиссии". Сейчас информация о тарифах указана лишь в рамках публичной оферты.

В "Яндекс.Деньгах" "Ъ" также подтвердили подписание меморандума, заверив, впрочем, что не планируют "ухудшать условия, поднимая плату до одобренных отраслью 10 руб. в день и списывая ее раньше, чем сейчас". "В плане информирования о тарифах и двойного уведомления о начале начисления комиссий требования уже выполняются",— подчеркнули в "Яндекс.Деньгах". Сейчас эта информация находится в разделе "Тарифы НКО" и выделена шрифтом другого цвета.

Однако эксперты не считают меморандум бессмысленным, отмечая его необходимость, даже если "лишь один игрок выбивается из общей картины, меморандум нужен". Как минимум, поясняет глава АБ "Корчаго и партнеры" Евгений Корчаго, документ важен для новых игроков.