Наталья Корченкова
Дмитрий Шестоперов
Юлия Тишина
10.04.2019

Думский комитет по информполитике рекомендовал законопроект о суверенном рунете к принятию во втором чтении с учетом поправок. Документ вступит в силу уже в ноябре этого года, обязанность по блокировке запрещенного контента будет переложена с операторов связи на Роскомнадзор, а с 2021 года госорганы и учреждения должны будут полностью перейти на российские средства шифрования. Проект наделяет Роскомнадзор слишком широкими полномочиями, указывают эксперты. По их мнению, парламентарии не учли многих пожеланий отрасли, а документ остается в целом "безграмотным и непонятным".

Как рассказал глава думского комитета по информполитике Леонид Левин, ко второму чтению поступило 58 поправок, из которых комитет рекомендует одобрить 27 — все они были внесены депутатами Андреем Луговым (соавтор проекта) и Максимом Кудрявцевым. Согласно поправкам господина Лугового, операторы связи больше не должны будут сами блокировать запрещенный контент: обязанность ограничивать доступ к сайтам с запрещенной информацией возлагается на Роскомнадзор, рассказал глава комитета. При этом обязательное использование "российских средств шифрования" коснется только "госорганов, органов местного самоуправления, государственных муниципальных унитарных предприятий и учреждений", заверил Леонид Левин. О том, что в Думе могут обязать использовать российскую криптографию всех организаторов распространения информации, в том числе бизнес, ранее сообщал РБК.

В соответствии с поправками депутата Кудрявцева операторы смогут обратиться в Роскомнадзор с запросом, если выяснится, что ненадлежащее исполнение обязательств перед абонентом "может быть вызвано сбоями в результате функционирования технических средств противодействия угрозам". Правительство установит сроки рассмотрения этих претензий, утвердит порядок ведения Роскомнадзором реестра точек обмена трафиком, а также определит "виды угроз устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории РФ сети Интернет", пересказал господин Кудрявцев.

 "Поскольку законопроект предполагает принятие подзаконных актов разного уровня, срок вступления в силу отложен до ноября 2019 года,— сказал Леонид Левин.— За исключением положений о криптографической защите информации и о национальной системе доменных имен, которые вступят в силу 1 января 2021 года". Он поинтересовался у главы Роскомнадзора Александра Жарова, не является ли законопроект "дополнительным поводом" расширить "репрессивные полномочия Роскомнадзора", чтобы "ограничить права и свободы граждан". "Мы отнюдь не радуемся расширению наших пресекательных полномочий",— сказал господин Жаров. По его словам, "работа, которая будет осуществляться в результате принятия этого закона,— это не блокировка, это противодействие распространению запрещенной информации". Глава Роскомнадзора также сравнил оборудование для обеспечения работы суверенного рунета с "ядерным оружием, которое имеется у ряда стран, но его никогда не используют": "Потому что все понимают, что его использование слишком серьезно и это позволяет странам в неразрешимых случаях договариваться". В то же время господин Жаров заявил ТАСС, что законопроект поможет в борьбе с запрещенными в РФ ресурсами, в том числе мессенджером Telegram.

В целом проект остается безграмотным и непонятным,— полагает куратор рабочей группы "Связь и ИТ" экспертного совета при правительстве Ирина Левова.

— Было бы целесообразно дать больше времени на подготовку поправок. Обещанной процедуры согласования с экспертным сообществом фактически не было организовано никем, кроме Людмилы Николаевны (Боковой, сенатора и соавтора законопроекта.— "Ъ")". При внесении правок не были учтены тезисы, которые поднимались правительством, РАЭК и Ассоциацией участников рынка интернета вещей, а именно о неухудшении технологических возможностей оператора связи при установке технических средств, говорит госпожа Левова.

Предложения, которые индустрия передавала Людмиле Боковой, более или менее учтены, говорит главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. "Но нет важного момента по поводу ответственности властей в случае сбоев и момента о "недопущении ухудшения работы сетей связи". Нет пункта, предусматривающего, чтобы правительство четко прописало некие требования к оборудованию, которое будет ставиться на сети связи: что допустимо, а что нет",— продолжает эксперт. По его словам, теоретически в перспективе эти пункты можно вынести в подзаконные акты.

Большинство рекомендованных к отклонению поправок учтены, но "в несколько иных формулировках", утверждает Леонид Левин. Он пояснил "Ъ", что комитет "плотно работал со всеми заинтересованными сторонами" и итоговый вариант "является компромиссным с учетом всех мнений". Поправки Людмилы Боковой также "так или иначе были учтены", сказал глава комитета. Людмила Бокова не смогла оперативно прокомментировать "Ъ" новую версию законопроекта.

Также ко второму чтению парламентарии оставили очень широкие полномочия Роскомнадзора, указывают эксперты. Правильно было распределить их между правительством, Минкомсвязью и регулятором, полагает Ирина Левова. Сосредоточение всех полномочий у Роскомнадзора (в том числе по принятию актов об установке технических средств противодействия угрозам, фактической установке этих средств через подведомственный Роскомнадзору Главный радиочастотный центр, контролю за сетями операторов) называет "главной проблемой" и источник "Ъ" в одном из крупных операторов.

Но и Роскомнадзор государство в этой истории подставляет — он будет крайним, если что случится с православным рунетом не так",— полагает собеседник "Ъ".

"Поскольку Роскомнадзор будет исполнять нормы закона, связанные с управлением сетью в критических ситуациях, логично, что он будет отвечать не только за мониторинг, но и за управление сетями. Координация работы с операторами связи также будет возложена на него",— пояснил господин Левин. По его словам, во втором чтении проект может быть рассмотрен уже 11 апреля.