© ComNews
17.04.2019

30 организаций высшего образования, включая столичные и региональные университеты, а также ведущие отраслевые вузы и академии страны, подписали многостороннее соглашение о развитии современной цифровой образовательной среды в России. Данное соглашение подразумевает присоединение более 30 вузов к ресурсу "одного окна", созданному в рамках реализации приоритетного проекта "Современная цифровая образовательная среда в РФ".

Среди подписавших соглашение вузов, как рассказали в пресс-службе Минобрнауки, НИТУ "МИСиС", Университет ИТМО, МГИМО, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Первый МГМУ им. Сеченова, РНИМУ им. Н.И. Пирогова, РХТУ им. Д.И. Менделеева, МГРИ-РГГРУ, СПбПУ, Северо-Восточный и Северо-Кавказский федеральные университеты, Новгородский и Чеченский государственные университеты, а также другие организации высшего образования.

Целью соглашения является обеспечение высокого качества, престижности и доступности высшего и непрерывного образования, независимо от места жительства обучающихся и других ограничений, путем развития образовательной информационной среды с открытым доступом к широкому набору онлайн-курсов высокого качества, обеспечивающих получение профессиональных компетенций, соответствующих федеральным государственным стандартам высшего образования.

Напомним, что в 2017 г. в рамках реализации приоритетного проекта "Современная цифровая образовательная среда в РФ" был создан информационный портал, который объединяет в режиме "одного окна" более 30 образовательных онлайн-платформ, более 120 вузов, а также экспертов в области онлайн-обучения, работодателей и пользователей. На данный момент в реестре ресурса зарегистрировано более тысячи онлайн-курсов, а число слушателей превышает 700 тыс. человек.

По словам заместителя министра науки и высшего образования РФ Марины Боровской, ресурс "одного окна" позволяет не потерять наработки в этой области, выстроить доступ к существующим онлайн-курсам из одной точки, стандартизировать требования к ним со стороны экспертного сообщества. Что касается подписания соглашения о развитии современной цифровой образовательной среды в России, Марина Боровская сказала следующее: "Нам хотелось бы, чтобы отечественные вузы - и столичные, и региональные - не просто ожидали на берегу, пока цифровая образовательная среда будет создана, а активно включались в процесс ее формирования. Чтобы их студенты и преподаватели получили полноценный доступ к возможностям сетевого взаимодействия, включая реализацию и создание образовательных программ с использованием онлайн-курсов. Ожидаем, что этим конкурентным преимуществом смогут воспользоваться все вузы нашей страны".

По мнению руководителя Центра медицинских информационных систем и технологий Сеченовского университета Андрея Ветлужского, подписание соглашения позволяет максимально объединить возможности Сеченовского университета и других ведущих российских вузов в реализации потенциала по разработке высококачественных электронных образовательных материалов в сфере высшего и дополнительного профессионального образования, получить возможность прямого межвузовского взаимодействия с целью обмена опытом в сфере онлайн-обучения, а также взаимной апробации лучших практик создания и внедрения электронных обучающих материалов в образовательный процесс.

Что же касается того, что дает университету подключение к ресурсу "одного окна", Андрей Ветлужский сказал следующее: "Выход на информационный портал "одного окна" позволяет, с одной стороны, расширить аудиторию слушателей, обучающуюся на открытых онлайн-курсах Сеченовского университета, дополнительно привлечь и заинтересовать актуальными предметными областями потенциальных абитуриентов, с другой - получить столь необходимый в настоящее время опыт сетевого, межвузовского взаимодействия в области создания и экспертизы образовательного онлайн-контента и оценки результатов обучения".  

Говоря о необходимости создания в России подобных ресурсу "одного окна" платформ, Андрей Ветлужский заметил, что в 2018 г. в рамках цифровой трансформации Сеченовского университета был создан первый в России Институт электронного медицинского образования, который объединил подразделения университета, включенные в систему электронного и симуляционного обучения, и стал основой для создания единой цифровой образовательной среды для всех категорий обучающихся, от школьников до врачей.

"Объединение усилий вузов-партнеров в создании системы общественной оценки качества онлайн-курсов, привлечение широкого круга поставщиков контента, включая вовлечение работодателей в процессы создания и экспертизы контента и оценки результатов обучения в рамках единого ресурса, будет способствовать повышению международной конкурентоспособности и экспортного потенциала российских образовательных услуг, развитию информационной среды с открытым доступом к широкому набору высококачественных онлайн-курсов, обеспечивающих получение профессиональных компетенций", - добавил Андрей Ветлужский.

Он также отметил, что Сеченовский университет принимает активное участие в цифровизации системы отечественного здравоохранения и решении кадрового вопроса. "В прошлом году в вузе был открыт Институт цифровой медицины, который включает в себя кафедру информационных технологий, кафедру медицинской информатики и лабораторию электронного здравоохранения. В Институте будут готовить студентов-медиков 6 курса по врачебным специальностям "IT медик" и "Сетевой врач", а также выпускников Сеченовского университета – по инженерным специальностям "Информационные системы и технологии в медицине" (магистратура - два года) и "Информационные системы и технологии" (бакалавриат - четыре года)", - рассказал Андрей Ветлужский.

Говоря о подписании соглашения о развитии современной цифровой образовательной среды в России, начальник департамента открытого образования Университета ИТМО Андрей Лямин заявил: "Важно привлечь как можно больше образовательных организаций к участию в развитии современной цифровой образовательной среды. Она открывает доступ к широкому набору высококачественных онлайн-курсов, которые обеспечивают получение профессиональных компетенций, соответствующих федеральным государственным стандартам высшего образования. Подписание этого соглашения способствует активному включению организаций в процессы развития онлайн-обучения, разработки программ открытого образования, оценки качества образовательного контента и онлайн-курсов".

Относительно тех возможностей, которые дает подключение к ресурсу одного окна, Андрей Лямин заметил следующее: "Подключившись к порталу, организация становится частью образовательного онлайн-сообщества. Рост этого сообщества способствует повышению качества образовательных ресурсов в силу увеличения конкуренции на рынке российского онлайн-образования и формирования круга экспертов из ведущих специалистов различных областей. Увеличивается количество онлайн-курсов, предлагаемых студенту, что обеспечивает возможность выбора и способствует повышению академической мобильности. Подключение к данному порталу предоставляет организации доступ к множеству инструментов: реестру онлайн-курсов, содержащему информацию об их структуре и рейтингах, цифровому портфолио, позволяющему отслеживать успеваемость обучающихся, выдавать сертификаты успешно завершившим онлайн-курсы, участвовать в планировании академической мобильности путем выбора онлайн-курсов для формирования своих образовательных программ".

При этом, по мнению Андрея Лямина, платформы онлайн-обучения и агрегаторы образовательных онлайн-ресурсов являются одной из важных составляющих цифровой экономики. "Их развитие позволит России соответствовать глобальным тенденциям в сфере образования, повышая конкурентоспособность российских вузов на международном уровне и, как следствие, улучшать качество подготовки кадров для различных отраслей экономики", - отметил Андрей Лямин.

Начальник отдела "Приемная комиссия" МТУСИ Елена Скородумова в разговоре с корреспондентом ComNews указала, что на данный момент МТУСИ не участвовал в подписании соглашения о развитии современной цифровой образовательной среды в России. "Поэтому прямых последствий для нас это соглашение пока не имеет. В будущем в случае присоединения к данному соглашению студенты МТУСИ смогут пользоваться онлайн-курсами и при выполнении ряда условий засчитывать результаты освоения этих дисциплин в качестве результатов промежуточной аттестации по изучаемым курсам", - заявила Елена Скородумова.

При этом она отметила, что к ресурсу "одного кона" студенты и аспиранты МТУСИ могут подключаться самостоятельно - для изучения интересующих их курсов и расширения компетенций по профилю образовательной программы, по которой они обучаются. "Преподаватели МТУСИ могут использовать курсы данного портала для повышения квалификации и переработки читаемых курсов: например, базовые разделы дисциплин можно предлагать студентам для самостоятельного изучения посредством онлайн-курсов, а на лекционных и практических занятиях более глубоко разбирать тонкости изучаемых дисциплин и новейшие достижения в соответствующей области науки и техники", - указала Елена Скородумова.

Развитие таких платформ, как ресурс "одного окна", по ее мнению, необходимо для расширения возможностей к изучению востребованных современных курсов, расширения и углубления образовательных программ высшего образования. "Однако следует помнить, что онлайн-обучение ни в коем случае не может служить полноценной заменой для получения образования только на их основе. Практические и лабораторные занятия с использованием реального оборудования являются одной их ключевых составляющих качественного технического образования", - заметила Елена Скородумова.

Ректор Московского технологического института (МТИ) Евгений Плужник, беседуя с корреспондентом ComNews, отметил, что институт пока не подключен к ресурсу "одного окна". "Но мы планируем интеграцию в будущем. Идея объединения вузов на одной цифровой площадке актуальна для современной сферы образования", - заявил Евгений Плужник.

Открытый доступ к профессиональным онлайн-курсам, по его словам, огромный шаг навстречу студентам: круглосуточный доступ, независимость от места жительства и отсутствие ограничений. "МТИ активно развивает дистанционные технологии в образовании. Наш опыт показал, что студенты высоко ценят онлайн-обучение. Такой формат занятий дает самое главное: возможность реализовать себя в профессии и применять полученные знания на практике", - указал Евгений Плужник.

Относительно необходимости развития подобных ресурсу "одного окна" платформ он сказал: "Сфера образования не может игнорировать цифровизацию общества и развитие технологий. Мы готовим будущих профессионалов, поэтому нужно постоянно совершенствовать процесс обучения и идти в ногу со временем. Актуальными должны быть не только учебные программы, но и формы занятий". Единая платформа, по мнению Евгения Плужника, может дать следующее: удобный формат обучения для студентов, качественные программы от российских вузов, огромный выбор курсов. "Кроме того, объединение вузов на одной площадке позволит тесно взаимодействовать друг с другом. В образовании важно обмениваться опытом и вместе искать решения определенных задач. Подобная платформа позволит найти партнеров и сделать обмен знаниями эффективной практикой", - добавил Евгений Плужник.

Начальник управления поддержки и мониторинга электронного обучения МАИ Петр Ухов сказал корреспонденту ComNews, что пока МАИ не подключен к ресурсу "одного окна". Однако, по его словам, институт планирует изучить вопрос подключения к данному порталу в следующем году. "В настоящее время у нас ведется разработка видео-контента и электронных курсов построенных по формату MOOC. Сразу следует оговориться, что данный формат не является эффективным для обучения по инженерным направлениям подготовки. Московский авиационный институт имеет много инженерных направлений подготовки – это и конструирование авиационной и космической техники, разработка авиационных и ракетных двигателей, сервис авиационной техники и многое другое. Для указанных направлений более эффективна смешенная модель обучения", - проинформировал Петр Ухов.

Ресурс "одного окна", по его мнению, может отчасти помочь нам в реализации экономических и информационных направлений подготовки. "Кроме того вопросы работы с большими данными, цифровыми двойниками изделий и экономикой авиационной техники вполне могут быть реализованы в форматах MOOC. У нас в вузе уже функционирует система на базе платформы OpenEdx и идет разработка целевого контента для наших заказчиков. Например, уже прошло два запуска курса "Инженерная экономика" и запуски курсов для школьников по истории авиационной техники. Скорее всего мы будем рассматривать портал ЦОС как витрину наших курсов", - отметил Петр Ухов.

Относительно необходимости развития подобных ресурсу "одного окна" платформ Петр Ухов заметил: "В целом подобные системы интересны с позиции сбора и анализа статистики обучения в масштабах страны, однако эффективной экономической моделью они похвастаться не могут. Хочется отметить, что идея проекта не нова, уже существуют подобные порталы, созданные на основе государственной поддержки, библиотеки и коллекции электронных образовательных ресурсов и многое другое. В проекте недостает мощного и работоспособного сообщества экспертов в области дистанционных образовательных технологий построенных на разных подходах. Не всегда форматы видео и технологии MOOC дают лучшие результаты".