Сергей Яковлев, руководитель департамента по работе с операторами связи АО "Компания ТрансТелеКом" (ТТК)
© ComNews
13.05.2019

О развитии проектов в сегменте B2O и планах на 2019 год корреспонденту ComNews рассказал руководитель департамента по работе с операторами связи АО "Компания ТрансТелеКом" (ТТК) Сергей Яковлев.

- Каковы результаты работы ТТК по направлению B2O за 2018 год?

- Оценивая результаты года, мы видим, что с точки зрения динамики бюджетных показателей 2018 год стал для операторского сегмента наиболее успешным за последние пять лет. На фоне общего снижения объемов этого рынка нам удалось обеспечить рост регулярной выручки и прибыли от продаж по всем основным ключевым сегментам.

По оценке исследовательского агентства "ТМТ Консалтинг", в сегменте магистральных услуг для российских операторов доля ТТК выросла в течение года более чем на 1 п.п. и превысила 32%. Это больше, чем у любого из наших конкурентов.

- Какие приоритетные проекты развивает ТТК на международном и внутреннем рынках транзита трафика?

- ТТК реализовал целый ряд крупных проектов, наиболее знаковыми из которых стали построение сквозного транзитного маршрута между Японией и Европой по технологии 100 Гбит/с и масштабная модернизация архитектуры российского сегмента IP-сети.

Нам удалось удержать рыночные позиции благодаря поддержанию на сети постоянного запаса доступного для продаж ресурса, который сегодня в ряде регионов страны зачастую является дефицитом, и высокому качеству интернет-связности IP-сети: по последнему параметру ТТК в прошлом году продолжал удерживать занятое в 2017 году первое место среди российских операторов в глобальном рейтинге связности Qrator Labs.

Также компания развивает международные сетевые стыки и диверсифицирует транзитные маршруты.

- Сохраняет ли сухопутный маршрут транзита трафика из Азии в Европу свою привлекательность на рынке? Есть ли на нем рост трафика?

- Маршрут безусловно остается востребованным. В 2018 году неожиданно для рынка спрос на новую емкость со стороны китайских компаний понизился, но уже в начале 2019 года мы видим отложенный спрос. Таким образом, интерес к этому маршруту сохранился, причем со стороны не только азиатских, но и европейских компаний.

Cегодня ТТК обеспечивает пропуск около 20% трафика данных между Китаем и Европой, это более 40% рынка транзита трафика через территорию России. Два из трех крупнейших китайских операторов входят в топ-5 клиентов ТТК.

Что касается цены, она продолжает быстро снижаться, что вызвано не столько технологическими изменениями, сколько растущей конкуренцией, которую подогревают китайские компании в рамках публичных тендеров.

С другой стороны, мы видим, что не меньшая конкуренция складывается и на подводных маршрутах. Там тоже появляются новые кабели, которые были запущены пару лет тому назад, продолжают вводиться и реализовываться новые емкости. В итоге на подводных маршрутах темпы снижения стоимости сопоставимы с наземными, поэтому разрыв цены наземного и водного маршрута в целом сохраняется: по моим оценкам, на уровне 20-30%, в зависимости от объемов. Здесь операторам в России, в том числе ТТК, есть к чему стремиться, чтобы приблизить себестоимость и цену самого продукта к альтернативе, которую предлагают через подводные кабели.

- Недавно ТТК запустил партнерскую программу для операторов фиксированной связи по схеме FVNO (Fixed Virtual Network Operator), предложив независимым игрокам сотрудничать с ТТК и подключать на сетях друг друга новых абонентов. Каковы первые результаты программы, и каковы ваши ожидания по количеству FVNO-партнеров?

- Сотрудничество с другими операторами для оказания услуг физическим лицам остается важным направлением развития коммерческой деятельности ТТК. К партнерской программе FVNO уже присоединились первые партнеры: в настоящее время реализуются контракты с 10 региональными провайдерами в Смоленской, Нижегородской, Ростовской областях, Республике Коми, Краснодарском крае, Западной и Восточной Сибири. В совокупности мы получили более 100 тысяч дополнительных домохозяйств в техохват.

Система взаимодействия с операторами включает использование технического охвата партнера для подключения новых абонентов компании. За партнером остаются функции подключения и эксплуатации сети, а "ТрансТелеКом" выплачивает процент от дохода с каждого абонента. Система партнерства является достаточно гибкой и учитывает бизнес-потребности различных операторов. Предполагается три возможные схемы сотрудничества: предоставление техохвата (как одностороннее, так и взаимное), продажа ТТК ТВ на сети партнера или полная сдача инфраструктуры в аренду ТТК. В зависимости от выбранной схемы доля партнера может составлять до 50%.

При подключении абонент заключает стандартный договор с компанией ТТК. Также ТТК обеспечивает техническую обвязку, такую как АСР, BRAS, СОРМ, сетевую связность.

В настоящий момент ведутся переговоры еще с несколькими десятками провайдеров. В ближайшее время ожидаются новые включения.

Запуск подобных проектов не только расширяет возможности технического охвата В2С ТТК, но также формирует потенциал значительного нового дохода от операторов (симметричные включения на техническом охвате ТТК) и повышает надежность отношений в сфере традиционных магистральных услуг.

- Одной из востребованных услуг ТТК на операторском рынке является аутсорсинг эксплуатации сети. Каковы ваши достижения в этом направлении?

- Действительно, мы располагаем значительными ресурсами для обеспечения безотказной работы собственной сети. Развитая система обслуживания линий связи, которой пользуется ТТК, остается востребованным инструментом на операторском рынке.

Эксплуатация на всем протяжении магистральной сети ТТК ведется собственными силами. Сеть волоконно-оптического кабеля протяженностью более 100 тысяч км обслуживает 271 эксплуатационный цех в 79 субъектах Федерации, что позволяет выдерживать нормативы по устранению неисправностей. Бригады оснащены всем необходимым - автотранспортом, измерительными приборами, генераторами, инструментами, информационными системами, системами мониторинга и проч., что позволяет работать в режиме 24/7/365. Автоматизированная система поддержки функционирования сети позволяет поддерживать уровень SLA, требования к которому являются самыми жесткими среди операторов.

 В 2018 году был заключен ряд договоров на аутсорсинг эксплуатации фиксированного и мобильного сегментов сетей федеральных операторов.

- В последние годы операторы во всем мире предпочитают вместо аренды магистральных каналов напрямую подключаться к серверам крупных поставщиков контента - например, YouTube или "ВКонтакте" - и к точкам обмена трафиком (IX). Можете ли вы оценить сокращение спроса на магистральные каналы в России в этой связи?

- Этот эффект оказал влияние только в 2016 году, когда приход в Россию контент-провайдеров и сетей доставки контента оказался масштабным. Именно в 2016 году мы обратили внимание, что среднегодовой прирост трафика, который фиксировался на протяжении многих лет на уровне 30% год к году, в 2016 году снизился до уровня 10%.

В 2017 и 2018 годах тенденция роста трафика на уровне 30% год к году вернулась. Таким образом, в 2018 году влияния на наши показатели присутствие на рынке контент-генераторов и сетей доставки контента уже не оказывает.

- Какие проекты вы реализовали для модернизации собственной сети?

- К 2018 году сеть ТТК начала подходить к порогам пропускной способности. Чтобы продолжать продажи и обеспечить прирост трафика, нам нужно было расширяться. В 2018 году мы реализовали проект расширения емкости транзитной IP-сети на 840 гигабит, из которых уже почти 300 Гигабит продали.

В рамках последней модернизации мы применили новый технологический подход, инновационный не только для операторов, но и для производителя оборудования. На данный момент на сети ТТК ко всему объему транзитного IP-трафика применяется механизм приоритизации, который обеспечивает балансировку себестоимости и качества доставки трафика в случае обрывов или аварий: дорогой трафик продолжает обслуживаться без потерь за счет вытеснения дешевого трафика.

Раньше эта технология использовалась только для корпоративных клиентов на относительно небольших сетях, а в таком масштабе реализована в стране впервые. За счет этого у нас произошло существенное сокращение себестоимости, которое мы рассчитываем монетизировать в ближайшие два-три года.

- Каковы ваши прогнозы на 2019 год?

- На фоне продолжающегося снижения рынка в целом мы ставим себе на 2019 год умеренно оптимистичную задачу - сохранить показатели выручки и прибыли на уровне 2018 года.

В международном сегменте планируем реализовать отложенный спрос китайских партнеров, о чем говорил выше, и существенно прирасти в этой части год к году. Сейчас объявлены уже несколько тендеров, и у нас хороший шанс выиграть ряд сделок. Кроме того, мы продолжаем работу на маршруте Север-Юг, где уже оказываем большой объем услуг для Азербайджана и Ирана.