© ComNews
01.05.2019

Лу Либо, вице-президент по маркетингу и продажам бизнес-решений Huawei Russia

Во второй половине апреля 2019 г. компания Huawei во второй раз провела в Москве мероприятие Russian Mobile Network Infrastructure Ecosystem Forum 2019. Его задачей стал диалог с мобильной экосистемой о том, как лучше подготовить сетевую инфраструктуру и сайты к скорому запуску сетей пятого поколения (5G). На полях форума о ключевых темах в этом направлении главному редактору ComNews Леониду Конику рассказали три менеджера Huawei Russia: вице-президент по маркетингу и продажам бизнес-решений Лу Либо (ЛЛ), руководитель департамента сетевых технологий Чжан Фань (ЧФ) и директор отдела по решениям беспроводных сетей Лю Юнган (ЛЮ).

Как вы оцениваете состояние и готовность российского рынка к внедрению технологии 5G?

ЛЛ: Huawei участвует в большом количестве форумов и конгрессов по мобильной тематике, включая те, где выступают руководители сотовых компаний, и мы видим, что самый горячий аспект повсеместно – это радиочастотный спектр. Более сорока стран уже выдали частоты для сетей 5G или анонсировали четкий план их распределения, и во многих государствах правительства сделают в этом году. Причем речь идет не только о C-диапазоне (3,4-3,8 ГГц – прим. ComNews) – некоторые страны распределяют для создания 5G-сетей частоты в полосах 600 МГц, 700 МГц, 2,3 ГГц, 2,6 ГГц, 4,5 ГГц, 4,9 ГГц, и это очень интересно. Так что на первом месте в вопросе готовности к 5G – в том числе и в России - стоит спектр.

Следующий важный вопрос, который обсуждается повсеместно – варианты применения сетей 5G (use cases), то есть то, как можно сделать с их помощью бизнес. Но даже если некоторый оператор получил частоты, имеет инвестиции и знает, как заработать на 5G, он не сможет развернуть сеть за одну ночь – это невозможно, и готовиться нужно заранее. Именно поэтому в конце апреля 2019 г. Huawei, уже во второй раз, провел в России форум по инфраструктуре для сотовых сетей – Russian Mobile Network Infrastructure Ecosystem Forum 2019. На этом мероприятии мы поделились с российскими операторами, башенными компаниями и регуляторами идеями об эффективных способах создания сетевой инфраструктуры для 5G, о том, что необходимо делать уже сейчас, чтобы поддержать будущий 5G-бизнес.

- Вы обозначили множество частотных диапазонов для 5G. Видите ли вы риски того, что в случае применения для сетей 5G различных полос частот в разных странах возникнут проблемы с роумингом?

ЛЛ: В конечном счете, все участки спектра должны пройти рефарминг в 5G, вопрос только в том, в какие сроки это произойдет в различных регионах, а это зависит от регулирующих органов и правительств. Технически наше оборудование способно работать в любом из названных частотных диапазонов. К примеру, в Канаде наши клиенты-операторы получили спектр 600 МГц, и мы поставляем им оборудование с поддержкой этого диапазона.

- Вы говорите о сетевом оборудовании. А способны ли смартфоны Huawei поддерживать все частотные диапазоны?

В январе 2019 года Huawei запустил для смартфонов серии Mate чипсеты Kirin 980 и Balong 5000, которые поддерживают любые частотные диапазоны ниже 6 ГГц.

- Каковы особенности создания сайтов для сетей 5G?

Чжан Фань, руководитель департамента сетевых технологий Huawei Russia

ЧФ: Эта задача в значительной степени отличается от организации сайтов для сетей предыдущих поколений. При использовании существующих сайтов для 5G будут возникать проблемы, связанные со свободным местом, несущей способностью и электрической мощностью. По нашей статистике, около 70% сотовых сайтов в мире имеют проблемы с местом для размещения новых базовых станций. В России особые сложности будут возникать и с площадками на крышах зданий, и с отдельно стоящими опорами. При этом российский офис Huawei за последние годы приобрел богатый опыт в развертывании сайтов для мобильных сетей. Наши возможности позволяют нам создавать в любом крупном российском городе свыше 300 базовых станций в месяц – такие масштабы обеспечивают инновационные ИТ-инструменты и сеть партнеров. Когда сети 5G станут в РФ коммерческой реальностью, Huawei сможет преодолеть все сложности, построить хорошие сети и помочь России достичь полной подключенности.

- Huawei в последнее время часто говорит об открытых сайтах. Что имеется в виду?

ЧФ: До сих пор создание сайтов было весьма тривиальной задачей. Но в будущем это изменится, по мере того как для 5G будут использоваться частоты выше 26 ГГц. Зона охвата базовой станции и проникновение сигнала в столь высоких частотных диапазонах очень ограничены. Это означает, что операторам придется искать гораздо более гибкие площадки для новых сайтов, и этот процесс нужно максимально упростить. Мы считаем, что Huawei может в этом помочь.

ЛЛ: На протяжении двух последних лет мы помогали нашим заказчикам в создании сайтов в одном крупном российском городе. И теперь мы не понаслышке знаем, как непросто вести переговоры об установке новых базовых станций с владельцами земли и объектов недвижимости. У них есть масса ограничений по весу и размерам оборудования, а подчас они и вовсе требуют, чтобы оно было спрятано. Huawei имеет опыт оптимизации решений под различные специфические требования.

Из общения с башенными компаниями мы выяснили, что они используют опоры высотой 30-39 метров, но иногда владельцы недвижимости против столь высоких конструкций. У Huawei есть более мощное оборудование, которое может покрыть равную территорию при подвесе на меньшей высоте – и тогда можно обойтись без высоких мачт. Мы считаем, что необходимо выработать стандарты для сайтов и согласовать их между всеми сторонами: операторами, владельцами недвижимости и вендорами. Это упростит создание новых сайтов. В портфеле Huawei есть такие уникальные решения как семейство компактных базовых станций LampSite – их можно спрятать даже в рекламную конструкцию (так, к примеру, сделал один оператор во всех своих салонах в Санкт-Петербурге). Никогда прежде не существовало так много эффективных способов создания сайтов. Это мы и называем решениями для открытых сайтов.

- Несколько лет назад активно обсуждалась тема устройства базовых станций на уличных конструкциях – рекламных щитах, остановках общественного транспорта и проч. Актуальна ли она по-прежнему?

ЧФ: Да, конечно. У нас есть опыт размещения LampSite в уличных рекламных щитах в России. Автобусные остановки также пригодны для этого: к ним обычно подведено электричество, часто бывают небольшие опоры с табло, они весьма прочные. В отличие от зданий или земельных участков, у которых разные владельцы, автобусные остановки управляются городским правительством или единой инфраструктурной компанией, поэтому оператору удобно договариваться о размещении сразу на множестве конструкций.

К моменту, когда сети 5G станут массовым явлением, мы намерены разработать решения, удовлетворяющие всем потребностям операторов и требованиям владельцев любых объектов инфраструктуры.

ЛЛ: Из общения с сотовыми компаниями я знаю, что они заинтересованы не только в создании новых сайтов, но и в 100%-ом переиспользовании уже построенной инфраструктуры. И решения вендоров должны быть пригодны для размещения не только на новых площадках, но и на существующих сайтах – мы в Huawei об этом заботимся.

Лю Юнган, директор отдела по решениям беспроводных сетей Huawei Russia

ЛЮ: Не менее важный вопрос – новые типы оборудования, гарантирующие емкость и иные показатели. При этом мы должны уменьшить количество шкафов и иных конструкций – ограничения по размерам оборудования являются одном из ключевых вызовов для сотовых компаний по всему миру. И самое узкое место здесь – антенна. Huawei недавно вывел на рынок решение, которое интегрирует все частотные диапазоны и поколения (2G, 3G, 4G, 5G) в одной антенне: мы называем его All-in-one antenna. Оно критически важно для развертывания сетей 5G в ближайшем будущем: за счет его применения мы сокращаем затраты оператора на развертывание сети.

В то же время операторы ведут модернизацию действующих сетей, и мы советуем им использовать новое оборудование с поддержкой эволюции в 5G. И если оператор в будущем захочет задействовать имеющийся спектр для сети пятого поколения, ему не придется менять оборудование – достаточно будет простого программного обновления.

- Увеличение количества сайтов ведет к росту энергопотребления. Это грозит ростом затрат оператора, а в некоторых регионах есть ограничения по доступной электрической мощности. Какие вы видите способы нейтрализации этой проблемы?

ЛЮ: Энергопотребление – одна из существенных статей операционных затрат оператора. В прошлом году Huawei запустил новое решение, основанное на искусственном интеллекте (ИИ). Бывает, что в течение целого дня через определенную базовую станцию практически нет трафика, но оборудование все равно работает и постоянно потребляет электричество. Теперь, применяя ИИ, мы можем контролировать энергопотребление: когда трафика нет, оборудование временно отключается – можно сказать, переходит в режим сна, а как только он появляется, все немедленно включается.

ЛЛ: Мы формулируем цель так: 0 бит = 0 ватт, то есть нулевой объем затрат для оператора.

ЛЮ: Мы уже внедрили это решение в нескольких странах, а в России ведем переговоры о его поставке с несколькими операторами. Первый практический опыт применения этого ИИ-решения показывает, что оператор может экономить 15-20% энергопотребления.

ЛЛ: Особенно актуально такое решение для действующих сайтов, на которых размещено оборудование 2G, 3G и 4G. Добавление аппаратуры 5G приводит к росту энергопотребления и требует монтажа нового энергетического оборудования и новых аккумуляторных батарей. Используя решение на базе ИИ, мы хотим сохранить потребление электроэнергии при запуске 5G как максимум на уровне работы сетей стандарта 4G и ниже. Это избавит операторов от дополнительных расходов на системы электропитания.

- Есть ли новые способы оптимизации стоимости владения (TCO) сайтами?

ЛЛ: Мы постоянно слышим от операторов, что действующие опоры полностью заняты оборудованием и при расширении сети нет никакой возможности разместить что-либо дополнительно. В этом году Huawei вывел на рынок модернизированный блок базовых станций (BBU). Прежде оператор был вынужден покупать 19-дюймовый шкаф и размещать BBU в нем. Наше новое решение работает в режиме outdoor: оно выглядит как пластина, и мы можем смонтировать его вместе с выносным радиочастотным блоком (RRU). Аккумуляторы и система питания раньше также монтировались в шкаф, а теперь мы можем установить и это вместе с RRU. Про единую антенну для всех диапазонов и поколений мы уже сказали. Бывают случаи, когда дополнительную антенну просто невозможно поставить – владелец недвижимости не позволяет это сделать. Антенна All-in-one, вкупе с технологией Massive MIMO, полностью снимает эту проблему.

- Большинство операторов в мире сходятся во мнении, что базовым частотным диапазоном для сетей 5G будет 3,4-3,8 ГГц, а также миллиметровый диапазон выше 26 ГГц. Как в этих условиях строить сети вне больших городов, в сельской местности?

ЛЮ: Этот вопрос актуален в глобальном масштабе, и операторы оценивают затраты на создание сотовых сетей сельской связи. И возвратность инвестиций (RoI) для таких сценариев, мягко говоря, невелика. Скажем, для России RoI в этом случае составит около 10 лет – это очень долгий срок. И мы в Huawei поняли, что нужно улучшить множество аспектов, включая передающее оборудование, систему питания и количество модулей. Исходя из этих соображений, мы разработали новое решение под брендом RuralStar. Традиционные радиорелейные системы передачи в нем заменены на eRelay. Высота подвеса существенно уменьшена: в большинстве случаев одна опора с лихвой покрывает всю деревню. Изменена и система питания: на смену привычным дизель-генераторам пришли солнечные батареи. И, наконец, мы способны уместить все диапазоны и поколения сотовой связи в один физический модуль. С помощью такого решения мы можем сократить RoI для сотовой связи в сельской местности с десяти до трех лет. Мы уже запустили пилотные зоны с решением RuralStar в России с несколькими операторами.

ЛЛ: Конечно, для загородной местности наиболее эффективны низкие частотные диапазоны. К примеру, в Казахстане правительство выдало спектр 800 МГц компании "Казахтелеком". Наша идея заключается в том, что нужно переиспользовать диапазоны 700 МГц, 800 МГц и даже 900 МГц для новых сотовых технологий. Не обязательно полностью отказываться от предыдущих поколений связи: например, в полосе 900 МГц можно одновременно использовать и проверенную временем технологию GSM, и LTE.

- В России для сотовой связи используется и диапазон 450 МГц. Видите ли вы эффективность его использования для сетей 5G, а не только для LTE?

ЛЛ: Важно, попадает ли диапазон в глобальную экосистему, особенно с  точки зрения конечных устройств. Ни для 3G, ни для 4G, ни для 5G полоса 450 МГц не стала мейнстримом. Технически нет никакой сложности в том, чтобы построить сеть 5G на частоте 450 МГц – но без широкой и доступной экосистемы не будет абонентов, а без абонентов не будет бизнеса. И это никому не интересно.

- Каковы ваши прогнозы развития 5G в России?

ЛЛ: Мы уже представили в России новые решения и технологии, и обсуждаем, как помочь нашим заказчикам быстро внедрить 5G. Именно поэтому мы задумывается, как оптимизировать инфраструктуру и с чего начинать. Но даже если технология идеальна, без ее понимания людьми, без талантливых инженеров ее не развернуть. Поэтому мы уже начали проводить тренинги по 5G, рассказывая об особенностях технологии, монтажа, бизнеса.

ЧФ: Для этих целей Huawei стал применять очки виртуальной реальности (VR) – с целью кастомизации инсталляционных процедур: от сбора и доставки отдельных элементов на сайт до монтажа. Задача в том, чтобы на каждом шаге обеспечивался контроль качества и соблюдались регламенты. Чем быстрее операторы запускают сайты, тем быстрее начинают получать от них финансовую отдачу.

- Верите ли вы в появлении в России корпоративных сетей 5G, наподобие TETRA или DMR?

ЛЛ: Это тонкий вопрос. В конце концов, 5G – это просто технология. Она может поддерживать различные бизнес-модели, но все зависит от конкретной ситуации. В частности, важный вопрос: будет ли правительство выдавать радиочастотный спектр корпорациям или только операторам. С технической точки зрения, сети могут строить и эксплуатировать самые различные структуры. В точности как и в технологии LTE – стандарт eLTE разработан компанией Huawei специально для корпоративных беспроводных сетей передачи данных.