© ComNews
21.05.2019

Объем инвестиций российских корпораций в ИТ-стартапы в 2018 г. упал на 18,7% с $195,8 млн в 2017 г. до $159,3 в 2018 г. Такие данные приводит аналитический центр TAdviser. Однако в компании говорят, что интерес корпораций к стартапам растет в 2019 г., и далее ожидают роста количества сделок и их объема.

Главный редактор TAdviser.ru Александр Левашов сказал корреспонденту ComNews, что он связывает падение объема инвестиций с сильным влиянием на объем рынка отдельных крупных сделок. "В 2017 г. их было больше, в 2018 - меньше. Вряд-ли уместно говорить о каком-то негативном тренде, так как интерес корпораций к стартапам растет. В 2019 г. и далее я ожидаю роста и количества сделок и их объема. Этому способствуют и многочисленные акселерационные программы, проводимые крупными компаниями, и политика государства", - сказал он.

По данным компании, в IV квартале 2018 г. объем инвестиционных сделок корпораций в стартапы, финансовые условия которых были раскрыты участниками, составил $8,9 млн, а с учетом оценки возможных сумм всех сделок, финансовые параметры которых не были раскрыты, мог достичь суммы в $11 млн.

"В целом по итогам 2018 г. общий объем открытых сделок составил порядка $112 млн, или $159 млн с учетом оценки сделок с не раскрытыми финансовыми условиями. Всего за 2016-2018 гг. корпорации инвестировали 126 раз в 122 различных стартапа в области информационных технологий. Общий объем открытых сделок за этот период превысил $419,5 млн, а с учетом оценки закрытых сделок - $533,8 млн. По числу объявленных инвестиционных сделок всех с большим отрывом опередили компании группы АФК "Система" (17 сделок) и Сбербанка (10 сделок). По объему сделок лидером с большим отрывом является Mail.ru за счет большого числа дорогостоящих приобретений. Крупнейшая сделка Mail.ru, Delivery Club ($100 млн, ноябрь 2016 г.), составляет почти четверть от общего объема сделок за три года", - такие данные приводят в аналитическом центре.

Согласно оценкам специалистов TAdviser, при принятии решений корпорации ориентируются на продуктовые и канальные синергии и заслуги основателей в индустрии, корпоративный венчурный процесс не формализован, а центр принятия решений находится на уровне высшего руководства. В компании пришли к выводу, что непрозрачность рынка первичных и особенно вторичных инвестиций сильно затрудняет его анализ, а частные группы компаний, такие как "Ланит" и "1С", не уступают, а где-то и превосходят госкорпорации по своей активности при работе со стартапами.

TAdviser выяснил, что наиболее чистая стратегия на всех уровнях – у Сбербанка. Экосистемный подход представлен как заявленная цель, как схема управления (ключевая роль в принятии решений отведена руководителю Дирекции по развитию экосистемы SberX) и как фактический порядок принятия решений и аллокации капитала (прямые сделки рассмотренного периода и акселератор).

Сходной классической корпоративно-венчурной стратегии придерживается "Ростелеком", где предусмотрены критерии продуктовой синергии, соответствие стратегическим задачам развития бизнеса, "цифровая песочница" для тестирования продуктов. И в целом комплементарность стартапа существующему и запланированному бизнесу "Ростелекома" признается за необходимое условие.

"1С" описывает свою стратегию как создание совместных предприятий (СП) – что на практике выражается преимущественно в покупке доли в 51%. Единственной целью этих СП признается прибыль от операционной деятельности; доход от капитала, возможные дивеститутры и другие инвестиционные операции для группы интереса не представляют. По утверждениям "1С", конгломерат из небольших компаний показывает большие темпы роста, поскольку основатели сохраняют операционный контроль за бизнесом и заинтересованность в прибыли, в то же время получая доступ к ресурсам и возможностям новой материнской компании.

Более гибкой стратегии придерживается системный интегратор "Ланит", где синергия распространяется на заказчиков и клиентов, собственный объем продаж стартапа входит в число ключевых критериев, а руководители корпорации подчеркивают, что наработанные корпорацией опыт и компетенции применяются для стимулирования роста портфельных компаний (в том числе в конкретных успешных кейсах).

"Какой бы вид инвестиционной деятельности мы ни описывали, в начале пути есть проект – команда людей, готовая рискнуть (пусть даже не деньгами, но временем и упущенным карьерными возможностями), разработать что-то новое и искать инвестиции для своего проекта. Чтобы люди шли на риск, они должны видеть истории успеха, чем больше таких историй, тем больше людей готовы на риск. Истории успеха – это в основном "истории Золушки": команда людей сделала компанию, дорого продала, и все у них в жизни получилось. Вот таких звездных проектов очень мало. Как следствие – мало команд, которые готовы рискнуть, вместо того чтобы работать в корпорации за достойную зарплату. И дело вовсе не в наличии денег на рынке – у корпораций они точно есть, - рассказал корреспонденту ComNews вице-президент по инвестициям группы компаний "Ланит" Денис Ситников, - Мы будем смотреть на конкретные проекты и инвестировать в том случае, если они нам понравятся. Нас, как и раньше, интересуют B2B cофтверные продукты".

В TAdviser предполагают, что "Софтлайн" находится в процессе неформального развития из ИТ-дистрибутора в гибридную модель, сочетающую бизнес венчурного фонда. Подход "Софтлайн" сочетает в себе элементы корпоративного и финансового венчура, корпорация ориентируется на рост, который двигается рынком, и на свою роль как ментора и путеводителя стартапов по ИТ-рынку.

"Это различие подходов проявляется и в том, какие доли покупают корпорации и каковы их планы на будущее. "Софтлайн" ориентируется в немалой мере на получение дохода от продажи портфельных компаний, в то время как "1C" – на контроль и операционные доходы, а "Ростелеком" – на контроль и общий экономический эффект. "Ланит" решает задачи в гибких формах, выбирая их под ситуацию", - объяснили в аналитическом центе.