© ComNews
05.06.2019

ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") первым в России получило сертификат о высоких стандартах этического ведения бизнеса. Комплексный аудит уровня этической культуры компании провела Ассоциация этики бизнеса и корпоративной социальной ответственности (Russian Business Ethics Network, RBEN). Аналитики отмечают, что этот аудит может быть значим в ходе согласования стоимости при гипотетической сделке по продаже активов компании инвестору.

Как сообщили в пресс-службе "Билайна", экспертная комиссия RBEN проанализировала корпоративные документы компании, провела опросы штата, а также проинтервьюировала топ-менеджеров. В результате аудита деятельность оператора получила с точки зрения этичного ведения бизнеса 230,34 балла из 261 возможных. Эти данные подтвердил в разговоре с ComNews директор RBEN, кандидат экономических наук, доцент НИУ ВШЭ Максим Сторчевой.  

Он говорит, что аудит компании длился с ноября 2018 г. по апрель 2019 г. В основе методики аудита - российское и международное законодательство, а также стандарты и принципы, которые зафиксированы в рамках современных научно-практических разработок в области деловой этики.

"Оценку проводили по 10 направлениям: этическое лидерство, корпоративные документы, управление этической функцией, этическое управление персонала, внутренние коммуникации, взаимодействие со стейкхолдерами, мониторинг и тестирование, контрольные механизмы, горячая линия и внутренние расследования, поощрения и реагирование на нарушения", - сообщил Максим Сторчевой.  

Специалисты RBEN оценивали показатели (всего 249) в рамках направлений. Наибольший вес в общей оценке был у этического лидерства (20%) и у внутренних коммуникаций (14%).

"Мы очень гордимся тем, что стали первой компанией в России, которая провела этический аудит. Важно, что наша работа сразу же получила высокую оценку экспертов RBEN. Для соблюдения стандартов этики в "Билайне" разработаны основные критерии, которым мы следуем. Это этическое лидерство и ведение корпоративных документов, управление этической функцией и этическое управление персоналом. Также мы следим за внутренними коммуникациями и взаимодействием со стейкхолдерами, ведем мониторинг и пользуемся контрольными механизмами. Хотя этический аудит - пока новая практика в мире, мы стремимся внедрять передовые практики в области управления этикой и уверены, что за нами последуют и другие компании", - говорит вице-президент, директор по деловой этике и комплаенсу ПАО "ВымпелКом" Ильсур Ахметшин.

В пресс-службе "Билайна" рассказали, что оператор активно развивает этическую составляющую ведения бизнеса. В компании разработали программу, которая направлена на улучшение и поддержание этического климата. Она называется "Время Ч".

В "Билайне" пояснили, что "Время Ч" означает время честности, время честных людей. "Это этический проект, который состоит из трех частей. Первая часть - этическое лидерство, то есть проведение встреч со стороны блока по деловой этике и комплаенса со штатом, обсуждение этических вопросов с рядовыми сотрудниками в рамках нового подпроекта "Уроки Ярослава Честного" и открытые диалоги с топ-менеджерами об этике и комплаенсе. Второе - этический аудит. И третье - этическое обучение, а именно Школа этики для руководителей сети магазинов "Билайна" и онлайн-курс по управлению этикой в компании для менеджеров, который проводится вместе с ВШЭ", - сообщили в пресс-службе компании.

"В ходе аудита мы отметили, насколько активно и эффективно "Билайн" внедряет этические практики в управление компанией. Количество тренингов и мероприятий по этике, увлеченность руководителей этикой бизнеса говорят об осознанном подходе в этой области. Например, проект "Время Ч" - отличный пример продвижения этики в корпоративной культуре. Мы надеемся, что российские компании будут делиться своим опытом и наработками и развивать стандарты этики бизнеса", - сказал Максим Сторчевой.

На сайте RBEN указано, что семь сотрудников "Билайна" являются ее членами. "Это неудивительно. Когда "Билайн" решил серьезно заниматься этикой, компания стала искать возможности взаимодействия с профессиональным сообществом и повышения своей квалификации. Некоторые сотрудники из их департамента по этике и комплаенсу вступили в ассоциацию и принимали участие в наших конференциях, разрабатывали кейсы, прошли обучение по программе "Управление этикой в компании", - ответил Максим Сторчевой.

В ООО "Т2 Мобайл" (бренд Tele2) не исключают возможности прохождения подобных аудитов. "Этические аудиты повышают транспарентность и устойчивость бизнеса. Дают акционерам уверенность в том, что компания делает максимально возможное для повышения капитализации. В области комплаенс-контроля мы ориентируемся на международные стандарты ISO и Кодекс корпоративной этики", - говорит пресс-секретарь Tele2 Дарья Колесникова.

Младший аналитик ИК "Фридом Финанс" Александра Овчинникова уверена, что приверженность компании корпоративно-социальной ответственности указывает на выход бизнеса на новый уровень развития. "Несмотря на то что этический аудит - еще не устоявшаяся практика на мировом рынке, такие действия компании, направленные на оценку корпоративной культуры извне, благотворно сказываются на коллективной работе и в результате на финансовых показателях организации", - сказала Александра Овчинникова.

По словам аналитика ГК "Финам" Леонида Делицына, цель этического аудита - доказать инвесторам, что все правила тщательно прописаны. "И что пассионариев, способных впутать компанию в историю, подобную узбекской, в штате больше не осталось", - добавил Леонид Делицын.

Он считает, что этот аудит будет значим в ходе согласования стоимости при гипотетической сделке. "Покупатель может обосновывать нынешние, очень низкие, мультипликаторы компании высокими рисками, связанными как с прошлыми ошибками, так и с пристальным вниманием регулятора. Продавец может показать покупателю результат этического аудита как доказательство того, что с прошлым покончено навсегда, и в связи с этим настаивать, что компания должна оцениваться намного дороже", - предполагает Леонид Делицын.

Ранее "Билайн" получил свидетельство об общественном подтверждении успешной реализации Антикоррупционной хартии российского бизнеса (см. новость ComNews от 3 апреля 2018 г.).

Напомним, что в 2014 г. деятельность тогда еще Vimpelcom Ltd. (ныне Veon Ltd., материнская компания "ВымпелКома") в Узбекистане была омрачена расследованием, начатым властями США и Нидерландов. Они заподозрили голландского оператора в участии в коррупционных схемах. По предположению следователей, Vimpelcom Ltd. для выхода на телекоммуникационный рынок Узбекистана использовал сеть подставных компаний и фальшивые консультационные контракты для взяток структурам, связанным с семьей президента Узбекистана, а именно со старшей дочерью президента Узбекистана Гульнарой Каримовой. Правда, в феврале 2016 г. Vimpelcom Ltd., в рамках взаимодействия с властями США и Нидерландов по расследованию, подготовил ряд регулирующих соглашений - с Минюстом США, Комиссией по ценным бумагам и биржам США (SEC) и прокуратурой Нидерландов (Openbaar Ministerie, OM). В результате по соглашениям с властями США и Нидерландов Vimpelcom Ltd. заплатил $795 млн штрафа.

Следует также отметить, что в 2015 г. Михаил Слободин, который на тот момент являлся генеральным директором ПАО "ВымпелКом", объявлял о войне "ВымпелКома" с коррупцией. Как сообщал тогда бывший глава компании, бороться с ней планировали очень жестко и даже "предельно жестоко". "Будем выжигать эту заразу бескомпромиссно. Люди об этом знают, но не до всех доходит", - заявлял Михаил Слободин (см. новость ComNews от 17 сентября 2015 г.).

Однако через год, 5 сентября 2016 г., Следственный комитет РФ сообщил, что Михаил Слободин стал фигурантом уголовного дела о даче бывшими и действующими руководителями компании "Т Плюс" более 800 млн руб. взяток бывшему руководству Республики Коми. В тот же день Михаил Слободин покинул пост главы "ВымпелКома" (см. новость ComNews от 6 сентября 2016 г.).