Новости компаний / июнь 2019
О конкурсе "Цифровой прорыв"

24.06.2019

В первые выходные июня стартовал региональный этап конкурса "Цифровой прорыв" — одного из флагманских проектов АНО "Россия — страна возможностей". Главная цель конкурса — дать участникам (ИТ-специалистам, дизайнерам и управленцам в сфере высоких технологий) возможность реализовать себя и присоединиться к решению амбициозных  национальных проектов. Региональный этап будет проходить в 40 городах России до конца июля. Руководитель конкурса Олег Мансуров поделился первыми результатами и рассказал, как конкурс сможет решить актуальные задачи российской экономики.

- Расскажите о конкурсе "Цифровой прорыв": какие задачи перед ним стоят и чем он отличается от других подобных проектов?

- Как вы знаете, уже несколько лет в России действует национальный проект "Цифровая экономика". Одна из его стратегических целей — поиск новых кадров для государственных и частных компаний, которые помогут им трансформироваться. Такая задача связана с тем, что многие отрасли сейчас ощущают сильную нехватку специалистов — прежде всего, на предприятиях, которые традиционно были далеки от информационных технологий (например, промышленность).

И речь идет не только об ИТ-специалистах — компаниям нужны люди, которые могут "упаковать" цифровые решения — управленцы, дизайнеры, маркетологи. Решить эту задачу как раз помогут хакатоны. Это мероприятия, где разработчики, дизайнеры, руководители собираются в команды и за 36 часов решают конкретные задачи, поставленные компаниями. Они позволяют выявить скрытый потенциал в специалистах, раскрыть в них креативные навыки, которые не проявлялись на местах работы.  Мы видим, что для работодателей важны не отдельные разработчики — появился интерес к уже сформировавшимся командам.

- Основные требования к участникам?

- Мы сразу же решили, что не будем ставить жестких требований к профессиональному образованию или уровню компетенций. И это оказалось верным решением. На первых двух волнах хакатонов мы встретили очень много участников-самоучек, которые перешли в ИТ или дизайн из совершенно других сфер — профессионального спорта, таможенного дела, нефтедобычи, звукорежиссуры, биологии, образования, освоив профессию "в полях" или на онлайн-курсах. Кстати, по данным "Коммерсанта", онлайн-курсы по программированию стали вторым по популярности направлением повышения квалификации в 2018 году после бизнес-образования.

Ограничений по возрасту также нет — участником конкурса мог стать любой совершеннолетний гражданин РФ. Вопреки стереотипам, что хакатон — это студенческий формат мероприятий, в регионах мы в основном собираем более зрелую аудиторию. Средний возраст участника конкурса — 28 лет.

- Какие области затронут задачи? Что по итогу могут представить участники?

- Задания хакатона определялись в соответствии со стратегическими направлениями внутренней политики страны, которые отражены в нацпроектах. Общие векторы заданий определяет экспертный совет при активном участии аналитиков и местных администраций.

Участникам региональных хакатонов предложили разработать прототипы цифровых продуктов для пяти сфер – здравоохранения, образования и науки, государственного управления, транспорта и логистики, а также ЖКХ и городской среды. В финале мы увеличим их количество до двадцати. Задания составлялись индивидуально для каждого города, в некоторых — по местному запросу. Например, в Санкт-Петербурге участники одного из треков должны были разработать приложение-путеводитель для туристов.

Формулируя требования, мы не ставили жестких рамок и оставляли пространство для творчества — даже в рамках одного трека можно получить абсолютно разные продукты для решения одной и той же проблемы.

- Насколько нам известно, прошло уже две волны хакатонов в 10 городах. Поделитесь первыми результатами.

- Этап онлайн-тестирования мы закончили 20 мая. Для него мы подготовили 50 разных тестов по шестнадцати языкам программирования, теории алгоритмов, теории машинного обучения, распределительных реестров и так далее. Испытания также содержали тесты по управлению проектами, дизайну, менеджменту и даже по юриспруденции. Это основные механики отбора команд. По результатам мы отобрали наиболее перспективных специалистов и пригласили их к участию в региональном этапе.

Первая волна хакатонов прошла 8-9 июня и стартовала в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Владивостоке, Воронеже и Томске. Мы были удивлены, что на хакатон приходили пожилые люди и наряду со студентами работали 36 часов подряд. Самый взрослый участник — программист Евгений Полищук из Санкт-Петербурга, которому 76 лет. Вместе с командой из четверых человек он стал одним из победителей трека "Образование и наука" и вышел в финал.  

Общее количество участников и команд первого этапа — 692 человека и 152 команды. В финал мы пригласили 82 команды из пяти регионов.

Вторая волна хакатонов прошла 15-16 июня в Якутске, Казани, Великом Новгороде, Перми и Симферополе. Общее количество участников второго этапа— 351 человек и 83 команды. К финалистам первой волны присоединились еще 54 команды.

Одной из самых популярных номинаций стала "Образование и наука". Средний возраст участников – 28 лет. Это значит, что они либо недавно закончили университет, либо продолжают обучение на магистерских программах или преподают и знают ситуацию изнутри: понимают, что следует усовершенствовать или доработать. Как отмечают участники, цифровизация образовательной среды – это один из главных общемировых трендов, но в Россию он пришел недавно, и есть шанс относительно легко занять свою нишу на этом рынке.

Что важно — все проекты ориентированы на быстрый запуск и базируются на сервисах, уже действующих на территории России – например, ГосУслуги, через которые предполагается верификация абитуриентов при дистанционной подаче заявлений. 

- Что ждет участников после "Цифрового Прорыва"?

- После финального хакатона, который пройдет в сентябре в Казани, лучшие команды попадут в преакселерационную программу, где им будет предложена помощь по доработке продукта, тестированию гипотез, испытанию на рынке и так далее.

Также предусмотрено финансирование — разовые выплаты на команду и индивидуальные гранты для физических лиц под их проекты. Призовой фонд составит ₽10 млн (₽500 тысяч на команду), а грантовый — ₽200 млн, 400 грантов по ₽500 тысяч по программе "Умник" от фонда Бортника (Фонда содействия инновациям).

Как я уже упоминал, мы довольно тесно работаем с местными администрациями, что позволяет участникам еще на этапе регионального хакатона заручиться их поддержкой и строить карьеру в родном городе. Например, в Якутске всех участников полфинала пригласили в местный акселератор, а во Владивостоке несколько команд уже обсуждают перспективы развития проекта в Приморье.

- По вашему мнению, какое будущие ждет цифровые компании? Какие тренды будут на рынке?

- Цифровая экономика диктует новые правила и тенденции. Одно из них — спрос на быстрые и гибкие продуктовые стартап-команды, которые на основе технологий за короткий период времени могут создавать, тестировать новые продукты и услуги.

Главная тенденция будущего — повышение интереса к проектной работе, в том числе и потому, что стоимость специалистов растет, и компаниям не выгодно держать долгое время таких работников в штате. Например, для разработки какого-то сервиса или программы нанимается команда, но дальнейшая поддержка уже не требует большого количества кадров. Все большей популярностью пользуется такая практика, как аутстаффинг — когда команда не трудоустраивается, а лишь на время приезжает к вам в компанию и работает под проект.