© ComNews
27.06.2019

Страховые компании в России достаточно оптимистично оценивают уровень своей цифровизации. Так, уровень цифровизации своей деятельности более чем в 30% оценивают 37% страховых компаний в России.

Об этом заявил руководитель Департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при Правительстве РФ Александр Цыганов на второй всероссийской научно-практической конференции "Первые итоги и драйверы дальнейшего развития цифровизации страхового рынка в Российской Федерации".

Как рассказал со ссылкой на данные исследования Департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового Университета при Правительстве РФ Александр Цыганов, практически все страховые компании используют сегодня в своей деятельности технологию "интернетизации бизнес-процессов" (93% респондентов). Половина страховщиков заявляют об использовании технологии больших данных (57%) и новых производственных технологий (47%). Технологией беспроводной связи используются 40% и технологии искусственного интеллекта 30% страховщиков.

Другие новые цифровые технологии, перечисленные в программе Правительства РФ "Цифровая экономика", в том числе технология блокчейн, по словам Александра Цыганова, страховщиками практически не используется.

"Страховщики, принявшие участие в опросе, достаточно оптимистично оценивают уровень цифровизации своей деятельности (отношение бизнес-процессов с использованием новых цифровых технологий к общему числу бизнес-процессов). Так, уровень цифровизации своей деятельности свыше 30% оценивают 37% страховщиков-респондентов. В то же время еще 37% страховщиков полагают, что их уровень цифровизации находится в диапазоне 5-20%", - указал Александр Цыганов.

На высокую оценку уровня цифровизации собственной деятельности, как отметил Александр Цыганов, могли оказать влияние высокая доля интернет-продаж страховых услуг, особенно в сегменте ОСАГО, а также профессиональная принадлежность большинства представителей страховщиков, заполняющих анкеты, к ИТ-подразделениям.

Половина страховых компаний в качестве основных причин низкого уровня развития цифровизации страховой деятельности, по словам Александра Цыганова, указывают высокую стоимость новых цифровых технологий (50%); отсутствие спроса на оцифрованные страховые программы (47%); недостаточную адаптацию цифровых технологий для страховых услуг (47%).

"Необходимо отметить, что отсутствие спроса на оцифрованные страховые программы может быть связано с низким уровнем цифровизации отраслей российской экономики. По мере развития цифровой экономики следует ожидать увеличение спроса на оцифрованные страховые программы. Недостаточная адаптация цифровых технологий для страховых услуг может быть связана с недостаточным взаимодействием страховщиков с разработчиками цифровых технологий, что обусловлено не только низким спросом на оцифрованные страховые программы, но и недостатком квалифицированных кадров в области новых цифровых технологий и страхования. Высокая стоимость новых цифровых технологий может быть преодолена через развитие универсальных (коробочных) решений цифровых технологий, а также будет скорректирована при увеличении спроса за счет эффекта масштаба. Тем не менее, на данный момент следует констатировать высокие начальные инвестиции, необходимые страховым компаниям для разработки и внедрения новых цифровых технологий", - указал Александр Цыганов.

В наибольшей же степени новые цифровые технологии, как отметил Александр Цыганов, используются страховыми компаниями при продажах страховых услуг, что определено как законодательными нормами, так и позволяет оперативно оценить экономическую эффективность внедряемых технологий. Также высокая доля новых цифровых технологий используется в процессе коммуникаций со страхователями и в бизнес-процессах по урегулированию.

Председатель Комитета ВСС по электронной коммерции и цифровым сервисам Мария Мальковская обратила внимание на то, что внедрение любых digital-инноваций в страховых компаниях сводится к тому, чтобы измененные благодаря им области соответствовали российскому законодательству. "Звучат данные технологии, конечно, красиво, но когда внедряются, то дело может дойти серьезных штрафов. Такого рода риски, которыми могут обернуться digital-инновации, полностью страховые компании еще нести не готовы. Что естественно - данные риски означают серьезный финансовый ущерб, а некоторые из них - даже изъятие лицензии", - отметила Мария Мальковская. При этом она заметила, что при внедрении технологий, поддаваясь духу консолидации, компании могут подтормаживать.

Операционный директор ООО СК "Сбербанк страхование" Василий Александров в своем выступлении заметил, что весь бизнес, и в частности страховые компании, можно разделить на четыре группы: инноваторов, экспансионеров, последователей и консерваторов. "Инноваторы - это компании, желание которых - кардинальным образом все изменить и делающие для этого все возможное. Экспансионеры - компании, ищущие источники быстрого масштабного роста, причем не обязательно инновационные. Данные компании хорошо умеют использовать их текущие возможности и технологии для масштабирования на очень похожие рынки. К последователям относятся компании, не желающие быть первыми, но при этом достаточно быстро и уверенно следующие за лидером. Консерваторами же являются компании, сфокусированные на краткосрочных результатах и выживании", - пояснил Василий Александров.  В качестве примера компании-инноватора, работающей на страховом рынке он назвал АО "Альфастрахование". Компанию "Сбербанк страхование" он отнес к консерватором, объяснив ее нахождение в данной группе тем, что она является достаточно молодой и базируется в настоящее время на традиционном банковском канале.