© ComNews
14.08.2019

Объем российского рынка публичных облачных услуг по итогам 2018 г. вырос на 31% - до 55,9 млрд руб. Более 65% рынка публичных облачных услуг формирует сегмент SaaS. Около трети рынка приходится на сегмент IaaS, где по-прежнему доминируют крупные и средние предприятия. PaaS формирует немногим более 4% рынка. Аналитики "ТМТ Консалтинг" отмечают, что динамика рынка облаков превышает темпы роста российского рынка ИТ в целом. По мере цифровизации отраслей экономики возрастает потребность организаций в хранении и обработке данных на арендуемых вычислительных мощностях.

Динамику рынка облаков обеспечивает как сохраняющийся курс компаний на оптимизацию издержек, так и необходимость выполнения законодательных требований по обработке и хранению персональных данных. 

По информации "ТМТ Консалтинг", основными тенденциями рынка остаются консолидация крупных игроков, а также расширение ассортимента и в целом - повышение зрелости облачного предложения в России. Наблюдается постепенное смещение облачных ресурсов крупных провайдеров в регионы - на фоне усиления спроса со стороны региональных заказчиков (в т.ч. РОИВ, организаций сферы образования, здравоохранения и пр.). Наибольший объем потребления отмечается со стороны ритейла, финансового сектора, промышленных предприятий. 

Согласно исследованию "ТМТ", объем рынка SaaS вырос в 2018 г. на 32% до 36,8 млрд руб. Доминирующие сегменты - ПО для бухучета, формирования отчетности в налоговые органы и электронного документооборота (около 50%) и ПО для телефонии (виртуальные/облачные АТС, виртуальные call-центры). Лидером на рынке SaaS является компания "СКБ Контур", специализирующаяся на первом из сегментов, второе место у универсального провайдера публичных облачных услуг Softline, а третье - у Mango Telecom, провайдера услуг корпоративной телефонии по технологии SaaS.  

Рынок IaaS в 2018 г. достиг 16,8 млрд руб. при росте на 27%. Усилению динамики здесь способствует активное продвижение ряда крупных игроков, обладающих широкими инвестиционными возможностями, необходимой ИКТ-инфраструктурой и компетенциями. Лидерами по выручке от IaaS стали ГК "Ростелеком", МТС и Сервионика/СбКлауд (суммарная доля - 34%).   

По оценкам "ТМТ", доходы от PaaS в 2018 г. выросли на 43% и составили 2,3 млрд руб. Услуги PaaS в России оказывает ряд крупных универсальных провайдеров, наряду с другими облачными сервисами - IaaS и/или SaaS. В том числе это направление развивают Softline, "Ростелеком", Сервионика/СбКлауд, "Онланта". Интерес к PaaS усиливается на фоне роста спроса на платформенные инструменты для ускорения разработки и развертывания приложений в соответствии с текущей цифровой повесткой российского рынка. Для продвижения запускаемых продуктов будут все активнее использоваться площадки-агрегаторы/маркетплейсы.

По прогнозу "ТМТ Консалтинг", в 2019 г. объем рынка публичных облачных услуг в целом вырастет на 28%. При этом сегмент SaaS прирастет на 25% (в том числе за счет расширения проникновения в госсекторе), IaaS - на 34%, PaaS - на 36%. Продолжится сокращение доли иностранных провайдеров на фоне консолидационных процессов, запускаемых крупными отечественными игроками (в первую очередь в сегменте IaaS).  

В 5-летней перспективе "ТМТ Консалтинг" прогнозирует среднегодовой темп роста (CAGR2018/2023) на рынке публичных облачных услуг на уровне 20%. Его объем к 2023 г. увеличится в 2,5 раза и достигнет 142 млрд руб. Основным сегментом останется SaaS, на него будет приходиться 62% рынка. 

Фактический рост будет зависеть от реализации инициатив в рамках программы "Цифровая экономика РФ", проектов умного города, инвестиционной активности участников рынка, а также от распространения технологий искусственного интеллекта, интернета вещей и других инноваций, технологическую базу для которых формирует облачная среда, убеждены аналитики "ТМТ".  

По прогнозам МТС, в перспективе ближайших 3-5 лет ключевую роль на рынке будут играть несколько крупных игроков, которые будут конкурировать качеством предоставляемых сервисов, масштабом инфраструктуры и возможностью вовлечения клиентов в свою цифровую экосистему. "Конкуренция между провайдерами выйдет на принципиально новый уровень, где решающим фактором станет возможность получения широкого спектра ИТ- и телеком-услуг в одном месте, у одного поставщика. С покупкой провайдера "ИТ-ГРАД" мы расширили наши возможности в части географии и технологической экспертизы. Поскольку в контур сделки также вошла ориентированная на малый и средний бизнес платформа 1cloud, то теперь облачное направление МТС охватывает абсолютно все сегменты бизнеса, от крупного до совсем небольшого", - прокомментировал исследование "ТМТ" директор по стратегии #CloudMTS, генеральный директор провайдера "ИТ-ГРАД" (входят в группу МТС) Антон Захарченко. 

В "Ростелекоме" согласились со своей позицией в рейтинге в части IaaS. В части SaaS - в 2018 г. данные компания для исследования "ТМТ" не предоставляла. 

Руководитель отдела облачных решений Softline Сергей Самоукин в целом согласен с оценками "ТМТ". Вторая позиция Softline во многом определена продажей сторонних SaaS сервисов - MS Office 365 и Google Apps, сказал он. 

По его словам, у российского рынка облаков достаточно высокий потенциал роста. Востребованность облачных услуг растет, что подтверждается статистикой рынка. По прогнозам Softline, в перспективе ближайших двух-трех лет рынок облаков сохранит высокие темпы роста на уровне 25-30% ежегодно. "Драйверами роста по-прежнему будут оставаться IaaS и SaaS, ведь на рынке еще достаточно пространства для роста этих видов услуг", - уверен Сергей Самоукин. 

По итогам 2018 г. наибольший рост в Softline показало именно облачное направление - на 83% по отношению к 2017 г., заявили в пресс-службе компании.  

Директор по развитию бизнеса "Крок Облачные сервисы" Максим Березин полагает, что позиция компании в рейтинге соответствует действительности. "Прогноз "ТМТ Консалтинг" о росте рынка публичных облачных услуг на 28% в 2019 г. выглядит вполне реальным. Что касается нашего бизнеса, "Крок Облачные сервисы" планирует сохранить такой же темп роста, как и в 2018 г. - в пределах 35%", - говорит Максим Березин. 

По мнению специалиста, рынок публичных облачных услуг продолжает укрупняться. При этом услуга аренды облачной инфраструктуры (IaaS) стала стандартом для инфраструктуры многих компаний, которые развивают цифровые сервисы. 

"Мы видим на рынке тренд на использование платформы для размещения микросервисных архитектур на базе Kubernetes. К ее преимуществам относится повышение стабильности и производительности корпоративных сервисов и приложений, включая опцию автомасштабирования, а также быстрая доставка новых релизов. Помимо этого сохраняется спрос на миграцию приложений и сервисов на новую архитектуру с последующей поддержкой, когда необходима экспертная помощь при переходе от монолитных инфраструктур к микросервисным", - сказал Максим Березин. 

Исполнительный директор компании "СБКлауд" Георгий Мегрелишвили прогнозирует, спрос "на облака" будет расти, но вероятны изменения в его структуре. Для заказчиков становятся все более актуальными гибридные решения, а также комплексные решения, объединяющие собственную ИТ-инфраструктуру и ресурсы провайдеров, готовые сервисы и собственные разработки.  

"Ожидаем, что доля запросов клиентов на высокозащищенные среды для хранения данных, тестирования, организации совместной работы и высокоуровневых вычислений будет расти, что увеличит спрос на такие услуги, как резервные и виртуальные ЦОДы, облачные хранилища для бизнеса. И наконец мы считаем очень важным рост интереса к облачным сервисам со стороны СМБ. SaaS-сегмент из года в год показывает рост выручки, но важно, чтобы в этой выручке росла доля именно средних и малых компаний. Мы готовим к запуску собственный маркетплейс SaaS-решений для СМБ на базе бизнес-облака "СБКлауд", а также партнерские активности с другими известными сервисами, работающими на СМБ-рынке", - рассказал Георгий Мегрелишвили. 

Потребители облачных сервисов - уже не на 100% малый бизнес, как было всего несколько лет назад, отмечает руководитель отдела маркетинга "Манго Телеком" Андрей Козловский. Сейчас порядка 8-10% клиентской базы "Манго Телеком" - средние и крупные компании. "Увеличение этого сегмента - и есть наш прогноз для рынка в целом", - резюмировал Андрей Козловский. 

Менеджер по продуктам отдала облачных сервисов ООО "Онланта" (входит в ГК "Ланит") Кирилл Литвиненко обращает внимание, что само разделение на SaaS, PaaS, IaaS не всегда корректно, так как на рынке до сих пор не устоялась терминология. "Например BaaS (Backup as a Service) некоторые игроки относят к IaaS продуктам, так как формально сервис резервного копирования относится к инфраструктуре. С другой стороны, в составе BaaS львиную долю цены занимают лицензии на ПО резервного копирования, что позволяет говорить о SaaS-сервисе", - уточнил он. 

Сервисы облачного видеонаблюдения, привел еще один пример эксперт "Онланты", большинством игроков относятся к SaaS-продуктам, но в них используется оборудование, которое предоставляется в аренду или продается потребителю. "В итоге мы имеем ситуацию, когда границы между сервисами размываются, и через несколько лет уже будет достаточно сложно явно отделить один вид сервиса от другого", - предполагает Кирилл Литвиненко. 

В 2018 г. общий рост рынка IaaS остался значимым и стабильным и, по оценкам Selectel, составил порядка 25%, сообщил генеральный директор Selectel Олег Любимов. Выручка Selectel от облачных услуг, с его слов, увеличилась за тот же период на 50%. 

"Мы продолжаем расти вдвое быстрее рынка с маржинальностью, достаточной для поддержания высоких темпов развития и инвестиций в новые инфраструктурные проекты. Кратный рост выручки отдельных крупнейших игроков объясняется сделками по поглощению компаний меньшего калибра", - отмечает Олег Любимов.

Меняется ландшафт российского облачного рынка. Раньше на нем играли преимущественно специализированные провайдеры, локальные и иностранные. В прошлом году на него вышли несколько крупных российских ИТ-компаний, специализирующихся в других областях, и операторов связи: "Яндекс", Mail.ru, МТС. Обновили свои предложения "Ростелеком" и "Сбербанк". Одновременно с этим начали локализовывать бизнес глобальные игроки. В условиях западных санкций это, прежде всего, китайские компании.

"Отрасль входит в фазу консолидации, и это понятный и естественный путь ее развития. Мы уже стали свидетелями ряда крупных M&A сделок, и очевидно следует ждать новых. Не надо опасаться, что консолидация уничтожит конкуренцию и тем самым вызовет рост цен. Более вероятно, что она гармонизирует рынок", - ожидает Олег Любимов. 

Еще одна важная тенденция облачного рынка - рост популярности платформенных сервисов, прежде всего хранилищ S3 и баз данных как сервис (DBaaS), обозначил R&D директор DataLine Михаил Соловьев. "Потребление этих сервисов перешло от единичных случаев к массовому. Это подтверждает тезис о том, что новые ИТ-сервисы проектируются сразу с расчетом на работу в облаке. Заказчик ищет в облаке не только ресурсы, но и управляемые провайдером сервисы (DBaaS, SaaS и т.д.), чтобы получить экспертизу провайдера, быстро начать использовать современные продукты, избавиться от рутинных задач и сфокусировать свою ИТ-службу на задачах бизнеса", - подытожил Михаил Соловьев.