© ComNews
23.08.2019

Mail.Ru Group и инвестфонд Proxima Capital приобрели контрольную долю в каршеринговом сервисе YouDrive. Об этом сообщила пресс-служба интернет-холдинга. В Mail.Ru отметили, что в будущем купленный актив может стать частью совместного предприятия интернет-компании и Сбербанка, о планах создания которого стороны объявили в конце июля.

Приобретенные проценты Mail.Ru не раскрывает. "Условия сделки не предусматривают каких-либо перестановок в менеджменте YouDrive. Уверены, что YouDrive станет ведущим игроком на рынке каршеринга в России", - прокомментировал покупку пресс-секретарь Mail.Ru Group Сергей Лучин. 

В периметр сделки войдут каршеринг YouDrive, сервис краткосрочной аренды машин для такси YouDrive Business и платформа для передачи автомобилей в каршеринг YouDrive Pool. На август 2019 г. пользователям проекта доступно более 2500 автомобилей, стороны планируют увеличить их количество минимум до 10 тыс. в течение года.

"Инвестиция соответствует нашей стратегии: она позволит развивать экосистему Mail.ru Group. Сделка комплементарна целям СП со Сбербанком. Каршеринг расширит предложение в сфере транспорта и поможет удовлетворить большинство потребностей пользователей в мобильности. Благодаря синергии с коммуникационными и O2O-проектами группы мы сможем занять ведущие позиции на рынке и обеспечить клиентам YouDrive лучшие условия", - сказал генеральный директор российской Mail.Ru Group Борис Добродеев. 

В дальнейшем стороны планируют привлечение новых партнеров для YouDrive. Стоимость покупки стороны не раскрывают. Актив не будет консолидирован в отчетности Mail.Ru Group. Компания отобразит его как выставленный на продажу.

"Мы изначально развивали YouDrive как умный каршеринг и платформу транспортных услуг. Уверен, вместе с партнерами мы сможем достичь наших амбициозных целей. В первую очередь мы сконцентрируемся на анализе данных и создании новых сервисов для нашего приложения, чтобы решить главную задачу - найти баланс между эффективностью автопарка и удобством для пользователей", - говорит сооснователь и генеральный директор YouDrive Борис Голиков. 

Аналитик управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Александр Осин считает, что ключевой игрок в этой сделке - Сбербанк. Как полагает специалист, судя по опыту кооперации Сбербанка с "Яндексом" в рамках его проектов, в том числе "Яндекс.Такси", долю Mail.Ru с YouDrive на рынке каршеринга в перспективе нескольких ближайших лет можно оценить в 15-30%. 

"Эта величина соответствует доли "Яндекс.Такси" на своем рынке после покупки сервиса "Везет". Выручка "Яндекс.Такси" за I квартал составила сумму в 30,4 млрд руб. Если экстраполировать эту выручку на остальные четыре квартала, она составит 120 млрд руб. Это в свою очередь будет эквивалентно порядка 15-20% от оборота на рынке сервисов такси. По оценкам BusinesStat, он составлял в прошлом году 633,1 млрд руб., но растет двузначными темпами, хотя они и замедляются", - уточнил аналитик. 

По словам Александра Осина, "Яндекс" сейчас должен решить вопрос роста рисков бизнеса в связи с законом о значимых информационных ресурсах. Это ограничивает активность компании в сферах, где ее деятельность может вызвать конфликты с крупными конкурентами.

Как отмечает аналитик АО "Финам" Алексей Калачев, "Яндекс.Драйв" агрессивно развивается, имея за спиной большие ресурсы и отчаянно демпингуя на рынке. "На этапе агрессивного захвата рынка с ним чрезвычайно трудно конкурировать. Другим игрокам приходится искать отличающиеся от "Яндекса" ниши. YouDrive можно оценить примерно в 2 млрд руб. Сделка могла составить около половины от этой суммы", - полагает Алексей Калачев. 

По его мнению, если планы роста парка автомобилей в системе YouDrive до 10 тыс. единиц будут реализованы, компания сможет занять до четверти рынка. В любом случае, уверен эксперт, компания сможет прочно закрепиться на третьем месте после "Яндекс.Драйв" и "Делимобиль" или поборется с "Делимобиль" за вторую позицию.