Александр Трохин, заместитель генерального директора - директор по технике и информационным технологиям ПАО "МГТС"
© ComNews
02.09.2019

О преимуществах технологии GPON, взаимодействии с операторами по входу в кабельную канализацию и технологиях будущего корреспонденту ComNews рассказал заместитель генерального директора - директор по технике и информационным технологиям ПАО "МГТС" Александр Трохин.

- МГТС показала рост абонентской базы в прошлом году - на 5%. Рассчитываете ли вы на продолжение этой тенденции в 2019-2020 годах? Какие меры вы принимаете, чтобы абонентская база не сокращалась?

- Мы настроены по-боевому, и в основе наших успехов я, как технический директор, назвал бы инфраструктуру, технологии, обслуживание - это три кита. Трудно сказать, что из этих компонентов важнее, думаю, все вместе. Во-первых, у нас есть крупнейшая в Москве волоконно-оптическая сеть по технологии GPON, давшая нам технологическое преимущество на десятилетия вперед. При этом важную роль при строительстве сети сыграло наличие инфраструктуры - кабельной канализации, которая позволяет доходить практически до каждого здания в Москве в пределах МКАД. Однако без компетенций по обслуживанию сети, которые нам удалось нарастить за это время, вряд ли было бы возможно обеспечить продукт высокого качества. Сегодня все процессы, от стройки до мониторинга и обслуживания, унифицированы. Мы "видим" оборудование абонента удаленно, знаем, что у него сломалось или может сломаться, и много что корректируем удаленно. В итоге сегодня нам, чтобы нарастить скорость у абонента, скажем, с 1 ГБ до 10 ГБ, достаточно добавить активное оборудование на станции и у абонента. Другому провайдеру придется вложиться в полную реконфигурацию сети и наработать соответствующие компетенции.

- До недавнего времени МГТС занимала доминирующее положение в Москве по размещению кабелей в подземной кабельной канализации. Программа реновации ситуацию изменила: вместе со сносом домов стали отключать и внутренние системы, включая кабели связи и ведущую к дому кабельную канализацию. В ходе реновации кабельная канализация строится за счет правительства Москвы и ставится на баланс казенного предприятия города Москвы "Межотраслевой производственно-технический центр" (КП "МПТЦ"). Какова ситуация в МГТС с инфраструктурным "фундаментом" - кабельной канализацией? Вынуждена ли МГТС договариваться с городскими властями, чтобы не потерять абонентов? Успешно ли проходит коммуникация с госорганами?

- МПТЦ - наш партнер по рынку. Мы прорабатываем технические условия для всех операторов в рамках договоров.

- Как происходит взаимодействие МГТС по использованию канализации с другими операторами? Как компания строит тарифы на вход в свою кабельную канализацию и какие условия получает от других провайдеров?

- Наша позиция - равный доступ для всех. Хочешь проложить - получи технические условия, проложи кабель, плати. Зачем строить препоны - оператор все равно дойдет до здания, в котором хочет получить абонента. Мы понимаем, что лучше договориться и посостязаться с другими игроками на уровне качества сервиса, тарифов и технического обслуживания, нежели ограничивать друг друга на уровне инфраструктуры. Как правило, другие игроки рынка действуют так же - пускают нас в свою канализацию, иногда даже строят для нас в городах Подмосковья, где нас нет.

Что касается тарифов, они соответствуют правилам недискриминационного доступа и для нас устанавливаются ФАС. Мы не можем их менять ни для кого - ни в сторону повышения, ни в сторону понижения. На других владельцев канализации, в том числе МПТЦ, эти правила не распространяются, поэтому и тарифы у них выше, иногда существенно.

- В МГТС подчеркивают возможности сети GPON, называя эту технологию большим преимуществом оператора, которое "выгодно отличает от остальных участников рынка. (см. интервью Алексея Назарова). Однако технология не новая и не уникальная. Например, сочинский провайдер "Бизнес-Связь" уже шесть лет использует тот же GPON и не считает эту технологию своим преимуществом. Назовите реальные технологические преимущества GPON по сравнению с традиционной "витой парой" для абонента в многоквартирном доме. 

- Думаю, что в Сочи возможности GPON просто пока востребованы не так остро, как в столице. Москва - трендсеттер во многих отношениях, в том числе в потреблении интернета. Количество устройств на квартиру растет: по итогам прошлого года в нашей сети на семью приходилось в среднем 6,5 гаджета, тогда как в 2013 году - всего 2,5. Растут объемы видеоконтента, москвичи предпочитают стриминг, следовательно, растут требования к скорости передачи данных. Средняя скорость интернет-соединения в нашей сети в прошлом году выросла на 76%. В конце прошлого года мы первыми в России предложили для массового подключения и без дополнительных платежей тариф до 1 ГБ/с, спрос на который превысил наши ожидания.

Не менее важна в условиях всеобщей цифровизации и интернетизации энергонезависимость сети. Технология GPON предполагает, что между объектом связи, например АТС и абонентом, сеть полностью пассивна - на ней нет активных энергозависимых устройств, которые влияли бы на качество услуг. То есть что бы ни случилось на промежутке от станции МГТС до абонента, он этого не заметит. При технологии FTTB ("оптоволокно до здания") коммутатор стоит в подъезде. Если пропадает электропитание по какой-либо причине, то связи не будет.

С ростом базы на одном сегменте с пары-тройки до 100+ абонентов происходит деградация качественных показателей сети уровня доступа на базе GPON-технологии. Возможна ли ситуация, когда оператор с технологией GPON заходит в многоквартирный дом, сообщает людям про то, что "оптика в каждую квартиру лучше, чем устаревшие медные провода", а по сути - переводит их с реально выделенных каналов в мультиплексированную уплотненную среду, которая ограничена потолком в 2,4 ГБ/с минус IPTV на всех абонентов, качающих трафик в данный момент?

- Любые технологии имеют конечную емкость, у технологии GPON она на порядок выше, чем у других. К тому же мы постоянно контролируем загруженность портов и при потенциальном пограничном уровне сделаем расширение. Кроме этого, наша сеть построена на стопроцентное квартирное проникновение, и пока мы даже не приблизились к пограничному уровню.

- Что станет с GPON, как вы видите дальнейшее развитие технологии, когда, например, придет оператор сотовой связи и повесит 5G-передатчик на столб, раздавая 5G для домашней телефонии и интернета, потеснив операторов фиксированной связи (как Verizon в США)?

- Два года назад мы совместно с МТС, Nokia, Huawei и ZTE тестировали первые прототипы 5G на совместимость фиксированных и мобильных сетей нового поколения. В нашем случае это Next GPON или 10GPON. По итогам тестирования подтверждена совместимость сетей и достигнута максимально возможная для данных технологий скорость передачи данных по одному интерфейсу - 9,5 Гбит/с. Время задержки не превышало одной миллисекунды, - необходимое условие для функционирования сетей 5G. Почему это важно? Зачастую забывают, что до базовой станции, которая радиочастью "светит" в окна абонентам, надо завести сигнал, подключить кабель. Поскольку в России частотный диапазон для 5G высокий, базовые станции придется расставлять плотно, и в них мы зайдем со своим кабелем. Мы уже готовы подключить оборудование мобильных операторов к 5G в Москве там, где мы есть, то есть практически везде.

- Планирует ли МГТС рост выручки от сдачи в аренду каналов связи - или, возможно, продажи "темных" волокон - при развертывании в Москве сетей 5G?

- Конечно. Рост числа базовых станций и сервисов приведет к росту обращений операторов.

- Интернет-компании фиксируют рост доходов год к году, а доходы операторов связи в лучшем случае не уменьшаются. Видите ли вы способы участия операторов связи, и в частности МГТС, в доходах интернет-компаний?

- Возможности МГТС связаны с новыми рынками и экосистемой, которую создает МТС. К отраслям для формирования экосистемы МТС относит базовый бизнес (фиксированный и мобильный), финтех и ТВ, которое будет постепенно дополняться другими продуктам, связанными с развлечениями. Ядром экосистемы стало несколько функциональных подсистем - сквозная идентификация клиентов, использование Big Data и общих каналов продаж, управление лояльностью и коммуникациями с клиентами. Такой бизнес-подход позволит добиться высоких результатов кросс-продаж, то есть глубокого проникновения совершенно разных продуктов в абонентскую базу МТС и МГТС, и заметного числа клиентов, которые с удовольствием будут пользоваться продуктами экосистемы МТС, даже не являясь потребителями базового продукта - мобильной связи.

- Недавний конфликт Mail.Ru Group и "Билайна" показал, что общепринятый принцип сетевой нейтральности может быть нарушен. Видите ли вы подобные риски и может ли МГТС обещать, что никогда не ухудшит условия сервиса для отдельных компаний?

- Мы всегда идем от клиента, МГТС такими вещами заниматься не будет. Зачем? Допустим, дома у вас интернет от некоего оператора, а его телевидением вы не пользуетесь - у вас Smart TV, и вы подключаетесь к какому-то стриминговому сервису. Вдруг ваш провайдер, понимая, что выручка уходит "на сторону", начинает ухудшать параметры вашего интернета. Скорее всего, вы решите поменять провайдера и уйдете, возможно, к нам. Наша позиция - не вставлять палки в колеса другим игрокам рынка. Это касается и канализации, и параметров сети.

- Операторы связи активно входят в проекты умного города. Способен ли оператор - привыкший продавать однотипные услуги всем категориям пользователей, - создавать отдельные цифровые сервисы, исходя из потребностей отдельных муниципалитетов и даже районов или управ?

- На решения умного города нужно смотреть с двух сторон. Первая - это клиентская, для людей умный город - это комплекс решений и сервисов, делающих их жизнь легче, а взаимоотношения с властями и компаниями - понятнее и прозрачнее. Вторая сторона - инфраструктурная. Именно инфраструктура, а не железо - сенсоры, процессоры или видеокарты - является главным вызовом для создания полноценного умного города. В городе будущего со всех движимых и недвижимых объектов будет собираться огромный массив информации, далее он должен передаваться, храниться и обрабатываться. В этом контексте наша сеть GPON - ядро и фундамент умного города.