Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Новости Редколонка Точка зрения

Вс, 22.09.2019

Полная версия сайта   

 Поиск
USD 63.85 EUR 70.6
22 сентября 2019 года, Вс

Транзитный подход "Ростелекома"

© ComNews
12.09.2019

В ходе заседания российско-китайской рабочей группы по сотрудничеству в области электросвязи ПАО "Ростелеком" предложило китайским операторам инвестировать в строительство магистральных оптических линий связи в наземных кабельных системах между Европой и Азией, в обмен на темные волокна в построенном кабеле. Однако предложение в финальную версию резолюции вошло в измененном виде.

Заседание российско-китайской рабочей группы прошло 10-11 сентября в Москве. 10 сентября в документах рабочей группы говорилось о том, что "Ростелеком" предложил китайским операторам: "Возможность углубления кооперации между российскими и китайскими операторами связи по развитию устойчивой связности между Европой и Азией в части возможностей предоставления для китайских операторов оптических волокон и площадок для размещения оборудования DWDM через территорию РФ на срок до 20 лет для организации китайскими операторами своих выделенных сетей связи Китай-Европа. Стороны поддерживают предложение ПАО "Ростелеком" к китайским операторам до конца 2019 г. провести двусторонние консультации по данному предложению для оценки потенциального интереса китайских компаний к данному предложению". Об этом корреспонденту ComNews сообщил источник, знакомый с ходом заседания рабочей группы.

Однако в итоговые документы заседания предложение "Ростелекома" вошло в сильно сглаженном виде. В итоговой резолюции заседания значится общий призыв в адрес российских и китайских игроков рынка снижать тарифы на транзит трафика через российскую территорию "с помощью внедрения коммерческих и технических инноваций". Текст документа звучит так: "Стороны выслушали предложения ПАО "Ростелеком" о новейшей модели создания наземных кабельных систем между Азией и Европой. Стороны поощряют предприятия обеих сторон с помощью внедрения коммерческих и технических инноваций способствовать снижению цены на наземный кабель, непрерывно повышать конкурентоспособность наземных кабельных систем".   

В ходе заседания китайская сторона обратила внимание на то, что расходы на аренду емкостей по морскому маршруту сильно падают (на 40% с $2,8 млн до $1,7 млн за 100 Гбит/с за последний год), тогда как на наземный - стабильны. Они сетовали, что из-за невыгодной ценовой политики на наземном маршруте китайцам придется взять курс на морской путь.

Представитель пресс-службы "Ростелекома" сказал корреспонденту ComNews, что "Ростелеком", действительно, предложил китайским партнерам рассмотреть новые подходы к совместному развитию транзитных кабельных систем Китай - Россия - Европа. "Данные предложения, с одной стороны, могут существенно улучшить позиции России на рынке телекоммуникационного транзита Европа - Азия и, с другой стороны, позволят китайским операторам более эффективно планировать свои долгосрочные стратегии на маршрутах Китай - Европа. Другие подробности на данном этапе мы раскрывать не готовы, так как предложение сначала должно быть обсуждено с партнерами. Как известно, "Ростелеком" давно и плотно занимается развитием проекта "Транзит Европа - Азия" (ТЕА). За последние годы компания удвоила общую пропускную способность ТЕА по сети "Ростелеком" между восточными и западными границами России - она превысила 2 Тб/с. Сегодня TEA - это полностью разнесенная по двум кабельным системам транзитная магистраль, обеспечивающая связность стран Европы с Монголией, Китаем и Японией. Магистраль обеспечивает передачу любого типа трафика международных операторов между Европой и Азией с более низкой задержкой сигнала, чем международные подводные линии связи (которые имеют значительно большую протяженность). Для большой категории клиентов размер задержки имеет принципиальное значение. Рассматривается увеличение пропускной способности коридора до 10 Тб/с. Подготовка к реализации проекта ТЕА началась с подписания соглашения об организации телекоммуникационных услуг между Россией и Китаем в феврале 2003 г. В начале 2004 г. были организованы первые транзитные каналы. В настоящее время магистраль TEA имеет возможность продления до крупнейших узлов обмена трафиком в Европе, Китае, Японии и Гонконге, а также соединения на границах РФ с магистральными сетями крупнейших европейских и азиатских операторов связи", - прокомментировал представитель пресс-службы "Ростелекома".

Источник, долгое время работающий на телеком-рынке, сказал, что ему не понятен смысл изначального предложения "Ростелекома". "С моей точки зрения оно беспрецедентно. В случае реализации такого проекта территория РФ приравнивается к экстерриториальному морскому дну. Дальше возникает вопрос, почему суверенная территория РФ приравнивается к такому статусу, по которому иностранные компании могут прокладывать свой кабель на условии экстерриториальности? Трафик в таком кабеле никем не контролируется. Я не слышал о том, чтобы суверенное национальное право прохода магистральных сетей связи кому-то передавалось. В 1990-х годах "Ростелеком" реализовывал проекты первых сетей дальней цифровой связи через всю территорию страны с такими партнерами, как, например, NEC и Siemens. Например, по маршруту Запад - Восток. В этом случае, в качестве схемы оплаты использовался аналог эскроу-счетов, когда в оплату поставленного оборудования закладывались поступления от международного трафика. О таких схемах инвестиций, которую предложил "Ростелеком" я слышу впервые. Если иностранному оператору предоставляется темное волокно с правом устанавливать свое собственное активное оборудование DWDM, это означает, что трафик в этом волокне национальный оператор не контролирует совсем. Через территорию России по маршруту Запад - Восток с выходом на китайские стыки проходит четыре или пять магистральных "труб" от всех основных операторов. Это "ТрансТелеКом", транспортная магистраль "МегаФона". Насколько я знаю, МТС и "ВымпелКом" тоже имеют выходы к китайской границе. Зачем строить еще магистраль, когда не загружены эти - не ясно. Максимальная эмпирическая емкость одной пары волокон в системах дальней оптической связи составляет от 25 Тб/с до 50 Тб/с. А китайцам российские операторы продают лямбды в 10 Гб/с, недавно стали предлагать в 100 Гб/с. Суммарный объем трафика на Китай - менее 3 Тб/с. Зачем предлагать темное волокно, пропускная способность которого заведомо суммарно выше всего объема трафика Европа - Азия, который идет через территорию России в Китай? С моей точки зрения, это полное убиение всего транзитного бизнеса всех остальных операторов-конкурентов. Потому что в этой ситуации китайцам не выгодно будет арендовать у ТТК, МТС, "МегаФона" или "ВымпелКома" 10 Гб/с или 100 Гб/с лямбды, достаточно будет договориться с China Mobile, China Unicom или China Telecom, которые осветлят темное волокно "Ростелекома". Покупать у них трафик в Китае и сбрасывать его в Европе", - поделился он мыслями с корреспондентом ComNews.

Представитель пресс-службы МТС сказал, что модель работы всех китайских операторов построена по системе свопирования доходов: все закупки ресурсов китайские операторы делают только при условии закупки ресурсов у них на равную сумму. "Это устоявшаяся модель китайского бизнеса, от которой участники китайского рынка отходить не готовы. Одновременно с этим, для российских операторов с целью получения доступа к ресурсам, находящимся в Гонконге, наиболее интересны маршруты через пограничные переходы, находящиеся на территории Дальнего Востока, - Благовещенск, Хабаровск, Забайкальск и пр. Для МТС было бы интересным рассматривать инфраструктуру для пропуска трафика через Китай на Гонконг как существенно более короткий маршрут для пользователей и абонентов МТС на территории регионов Дальнего Востока к ресурсам глобального интернета. С нашей точки зрения, маршрут на Гонконг позволил бы МТС существенно разгрузить собственную магистральную сеть, перенаправив трафик, который сегодня пользователи регионов Дальнего Востока получают с европейских ресурсов с существенно большими задержками, на маршрут через Гонконг. Выражаясь фигурально, для абонентов и пользователей регионов Дальнего Востока доступ к зарубежным ресурсам глобального интернета через Гонконг может стать "окном в Европу". Сегодня эти возможности, к сожалению, ограничены достаточно высокой стоимостью каналов на Гонконг. С учетом изложенного выше, сегодня МТС заинтересована в получении достаточно больших объемов емкостей на направлении на Гонконг по ценам, сопоставимым с ценами на емкости, которые сегодня МТС закупает у партнеров на направлениях на Стокгольм, Франкфурт-на-Майне, Амстердам, Лондон и др. При этом МТС заинтересована в продаже более широкого спектра услуг китайским операторам, включая услуги по размещению оборудования, облачные сервисы и т.д., так как эти сервисы становятся все более и более востребованными на рынке. В дальнейшем, мы не исключаем возможность размещения наших собственных информационных и развлекательных ресурсов в Гонконге для привлечения азиатских потребителей российского, в том числе нашего собственного, контента", - рассказал представитель МТС корреспонденту ComNews.

Еще один источник на рынке сказал, что большинству китайских операторов сегодня становятся все более и более интересными "короткие" маршруты (Low Latency) в Европу, которые проходят через территорию Республики Казахстан, Монголию, очень небольшую часть через территорию РФ, далее либо через территорию Белоруссии, либо через территорию Украины. "В этом смысле вопрос о том, насколько китайским операторам будет интересно вкладываться в волокно, проходящее через территорию РФ, остается открытым. Маршруты, проходящие через территорию России, имеют существенно большую задержку. Получение китайскими операторами темных волокон потребует от них существенных инвестиционных вложений в строительство и содержание магистральной сети, проходящей через территорию РФ, и эти инвестиции им придется делать в одиночку, в отличии от инвестиций в подводные кабельные системы в Индийском океане. Здесь инвестиции делятся между всеми странами, географическое расположение которых совпадает с маршрутом прохождения кабеля. Это такие страны, как Вьетнам, Таиланд, Индия, Камбоджа, Пакистан, Оман, Кувейт, Саудовская Аравия и др. Этим странам использование маршрутов, проходящих через Россию, невыгодно, в первую очередь, с точки зрения существенного удлинения трассы и, как следствие этого, возрастание задержки прохождения сигнала - в среднем от 70 мс до 150 мс", - прокомментировал он.

Третий источник, пожелавший остаться неназванным, отметил, что подводный кабель все время дешевеет. "Кроме того, наземные кабели по территории России не всегда дают преимущества по задержке сигнала. Через территорию России задержки иногда оказываются больше, чем по подводным маршрутам. Кроме всего прочего, маячит проект Северного морского пути - кабель Cinia/"МегаФон" по дну северных морей. Там задержки должны быть сравнительно меньше, потому что маршрут сравнительно короче. Вероятно, качество волокна "Ростелекома" на этом маршруте не очень высокое, потому что его прокладывали достаточно давно. Средний срок эксплуатации волокна - 20-25 лет. Возможно, волокно или кабель целиком не очень хорошего качества. Хотя современные транспортные системы позволяют использовать и не очень хорошее волокно. Насколько я понимаю, "Ростелеком" в финансовом плане не стеснен и с таким строительством способен справиться сам. Похоже, что это не очень нужно и китайцам. У них позиция - не зависеть ни от кого, и транзит через Россию Китай рассматривает как резервный. Основные маршруты у них подводные. Ни с технологической, ни с коммерческой, ни с финансовой точки зрения это сотрудничество необъяснимо. Бизнес от сдачи темного волокна для оператора низкомаржинальный, и, как правило, в него идут в отчаянной попытке удержать клиента любой ценой. С моей точки зрения, единственный результат такого проекта - бизнес всех российских операторов дальней связи по наземным маршрутам Европа - Азия, которые сейчас отчаянно конкурируют с подводными за крошечную долю китайского трафика, обнулится. При этом на территории РФ появится магистральная оптическая линия связи очень высокой пропускной способности, не подконтрольная никому, и никто не будет знать, какой трафик и в каком объеме по ней идет. Практически такое соглашение - если будет достигнуто - обнулит весь бизнес транзита Европа - Азия через территорию России. То есть с коммерческой точки зрения этот проект - уничтожение конкурентов вообще. Может быть, предложение рассчитано на то, чтобы убить магистральный бизнес "запад-восток" ТТК и "большой тройки?", - сделал смелое предположение источник.

Аналитик ИК "Фридом Финанс" Евгений Миронюк сказал, что проблема исчерпания емкости инфраструктуры по передаче интернета между странами и регионами мира очень актуальна. "99% международных данных передаются по кабелям, лежащим на дне океана. Однако для обеспечения интернет-трафика между Россией и Китаем удобнее использовать наземные маршруты. Для "Ростелекома", как главного оператора телематических услуг в России, актуальна задача цифровизации Сибири и Дальнего Востока. Без расширения емкости каналов связи с активно развивающимися странами Азии, российский Восток оказывается в уязвимом положении, технологическая отсталость усиливается. Инфраструктурные инвестиции взамен использования части пропускной способности каналов - разумный шаг "Ростелекома". Развитие международных каналов связи без участия партнеров в регионе низкоэффективно. Другой вопрос, в какой плоскости это может заинтересовать китайских партнеров. Экономическая выгода для них неочевидна. Для зарубежных партнеров такого рода проекты могут быть интересны с точки зрения глобальной безопасности. Темные волокна - неиспользуемые для передачи данных волокна оптического кабеля, прокладываемые в качестве резерва на случай выхода из строя основных волокон. Это простое решение, допускающее гибкие варианты использования. Например, можно зарезервировать "темные" волокна и организовать канал требуемой пропускной способности, а при необходимости увеличить ее, продолжая эксплуатировать тот же кабель. Дублирование существующих устаревших каналов связи для передачи большого объема цифровых данных в Россию и далее на запад заинтересует в первую очередь зарубежные государственные ведомства - военные и службы безопасности. Тем не менее данный проект значительно интереснее именно российской стороне в рамках развития восточных регионов", - поделился Евгений Миронюк.

Исполнительный директор J’son & Partners Consulting Сергей Шавкунов сказал корреспонденту ComNews, что согласно данным J’son & Partners Consulting, за последние 10 лет рост спроса Китая на транзитную емкость в направлении Европы вырос более чем в 50 раз, при этом цены на каналы Китай - Европа снизились в 10 раз. "К сожалению, российские операторы так и не смогли предложить рыночного уровня цен. В результате китайские операторы были вынуждены инвестировать значительные средства в строительство подводных кабельных систем, и, как следствие, за рассматриваемый период общая рыночная доля российских операторов в сегменте транзита Китай - Европа упала с 80% до менее чем 15%. В среднем на подводных маршрутах цены в два-три раза ниже, чем на наземных, благодаря применению кабельных систем нового поколения, позволяющих передавать данные с общей скоростью до 100 Тб/с и выше. Таким образом, конкурентоспособность наземных маршрутов в будущем будет зависеть от внедрения мощных транзитных систем, способных противостоять ценовому демпингу подводных маршрутов", - сказал Сергей Шавкунов и отметил, что  интерес к наземному транзиту очень велик и на нем вполне возможна реализация новых инвестиционных проектов по телекоммуникационному транзиту Китай - Европа. "Так, в рамках проекта дорожной магистрали "Меридиан" возможно создание транзитного телекоммуникационного оператора на маршруте Китай - Казахстан - Россия - Белоруссия - Европа, так как сегодня волоконно-оптические линии связи являются неотъемлемой частью интеллектуальных транспортных систем современных автомагистралей. Для Китая наземные маршруты объективно короче, и это позволяет сохранять высокий инвестиционный потенциал подобных проектов и искать новые возможности для их реализации", - прокомментировал Сергей Шавкунов.

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын предположил, что стандарты резервирования, требующие держать в запасе 15% волокон, исходя из накопленной статистики их функционирования, сочтены избыточными, поэтому, к примеру, 5% сочли возможным продать. Китайские партнеры, в свою очередь, вероятно, способны немедленно начать продавать полосу. При скорости объема данных, которые пользователи пытаются передать через интернет, на 60% в год и росте роли Европы как потенциального потребителя китайских ИТ-услуг и контента, в эпоху торговой войны с США любые магистральные линии в пределах рыночного диапазона цен будут востребованы. Китайские операторы, скорее всего, способны начать продавать достаточно большие объемы трафика немедленно, и полоса им остро необходима. Морские проекты очень дороги, их стоимость составляет около миллиарда долларов, и их сложно осуществлять частями. Считается, что срок службы океанского кабеля составляет как раз около 25 лет, после чего его пропускная способность перестает соответствовать запросам потребителей. Таким образом, проект должен приносить - по самой грубой оценке - $100 млн прибыли в год, чтобы за 10 лет окупиться. А континентальные проекты можно вводить в строй и модернизировать по частям, риски здесь не столь высоки. Темное волокно хотели предложить китайским потребителям на 20 лет, то есть, вероятно, также на весь срок его полезной службы", - рассуждает Леонид Делицын.

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

РекламаПисьмо в редакциюО насAbout us
Новости