© ComNews
17.09.2019

Совет директоров "Газпром нефти" утвердил стратегию цифровой трансформации компании. К 2030 году "Газпром нефть" планирует в два раза оптимизировать сроки и стоимость проведения геологоразведочных работ с одновременным повышением их качества, ускорить на 40% реализацию крупных проектов добычи нефти и газа, сократить на 10% расходы на управление производством. Также компания предполагает добиться дополнительного увеличения операционной прибыли.

Документ разработан в соответствии с общей стратегией развития бизнеса компании. Руководитель направления коммуникационных программ Управление информационных коммуникаций ПАО "Газпром нефть" Дмитрий Игнатьев сказал корреспонденту ComNews, что это первая для нефтегазовой отрасли РФ стратегия цифровой трансформации бизнеса до 2030 года. "В технологическом портфеле компании за предыдущие годы было накоплено порядка 500 цифровых проектов, которые в рамках стратегии по цифровой трансформации были структурированы в несколько целевых программ. У каждого проекта и программы есть конкретный бизнес-заказчик, что обеспечивает четкую ориентацию на достижение конкретного экономического или производственного эффекта. Новый документ разрабатывался Дирекцией по цифровой трансформации "Газпром нефти" при участии всех направлений бизнеса компании", - поделился он.

"Цифровая трансформация представляет собой набор крупных программ изменений технологических и операционных процессов в "Газпром нефти". Их целью является переход на новые системы управления, а также существенный рост эффективности и производственной безопасности активов. Каждая из программ направлена на достижение ключевых экономических и бизнес-эффектов на среднесрочном и долгосрочном горизонтах. Процесс цифровой трансформации компании охватывает всю цепочку создания стоимости продукции. Изменения в "Газпром нефти" на основе новых технологий призваны повысить гибкость и эффективность управления бизнесом на основе данных и цифровых двойников активов. Компания ведет разработку собственных решений в области искусственного интеллекта, промышленного интернета вещей, робототехники, беспилотных аппаратов и других технологий Индустрии 4.0. Дальнейшее расширение экосистемы технологических партнерств и переход на универсальные платформенные решения управления корпоративными данными также обеспечит дополнительное развитие компании за счет повышения эффективности деятельности и запуска новых клиентских продуктов и сервисов", - сообщила пресс-служба компании.

Директор по стратегии ИК "Финам" Ярослав Кабаков сказал, что в первую очередь, процессы цифровизации могут затронуть обеспечивающие и поддерживающие мероприятия основного вида деятельности – добычи нефти. "Например, анализ участков недр, где ведётся добыча, анализ состояния оборудования, управление складскими запасами, сбор информации по объёму добытой нефти, её химический состав и т.д. Переработка может быть такой приоритетной областью, в первую очередь потому, что нефтяная отрасль является высококонкурентной, и цифровизация поможет сделать деятельность этого направления успешнее, а саму компанию – эффективнее. Естественно, что цифровизация должна затронуть и управление компанией: от бухгалтерии и руководства персоналом до вопросов воздействия на окружающую среду и переработки отходов. Применение цифровизации позволит сократить расходы компании, благоприятно скажется на её положении в отрасли, хорошо отразится на репутации. Стратегия цифровой трансформации необходима нефтегазовым компаниям. Не только по причинам, названным выше, но и потому, что отрасль развивается, конкуренция в ней остаётся высокой, и чтобы не отстать от других игроков, соответствовать происходящим в экономике переменам, компаниям нужна цифровая трансформация. Понятно, что и эффективность работы компании после проведения цифровой трансформации возрастает, растёт её инвестиционная привлекательность, увеличивается капитализация. Можно говорить о том, что процесс цифровой трансформации в нефтегазовой отрасли будет нарастать, и в ближайшие годы конкуренция в основном будет заключаться в том, кто выберет наиболее совершенный вариант, который позволит упрочить свои позиции, обогнать конкурентов", - рассказал Ярослав Кабаков корреспонденту ComNews.

Аналитик управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Александр Осин отметил, что в рамках проектирования добычи цифровизация позволяет получить многоплановую цифровую "дорожную карту" проектов, оценить, как компания использует данные, где имеются пробелы и как их лучше устранить. "В рамках мониторинга операционного состояния добычи, цифровизация позволяет повысить точность получаемых технических характеристик оборудования, улучшить прогнозирование сессий технического обслуживания добывающего оборудования, разработать решения, удовлетворяющие специфические потребности различных операторов. Эти направления, исходя из оценок отраслевых специалистов, являются магистральными для развития цифровизации в нефтегазовых компаниях. По оценкам Siemens, предлагаемые этой компанией технологические решения в области цифровизации позволяют на 45% снизить стоимость затрат на добычу, за счет сокращения на 27% и 18% капитальных и операционных расходов нефтяных компаний. Но важность цифровизации заключается не только в стремлении акционеров максимизировать прибыль. Темпы прироста глобального спроса на нефтяном рынке измеряются в 1% - 3%(г/г) даже в условиях сдержанного экономического роста. Прирост добычи – на данный момент на 60% - 90% обеспечивается приростом добычи в США при параллельном росте рисков, связанных с влиянием на показатели ТЭК как повышения процентных ставок, так и негативных для природной среды технологических особенностей сланцевой добычи. Для купирования долгосрочной проблемы балансировки спроса и предложения необходим схожий с указанным оценочным приростом спроса производства за счет технологий, позволяющих более эффективно использовать ресурсы добычи. В противном случае, несбалансированное, создающее дефициты предложение вызовет сокращение темпов мирового ВВП и долгосрочный спрос на энергоресурсы. Таким образом, дефицит сырья, это неоднозначный фактор для оценок перспектив прибыли и выручки компаний ТЭК, а инвестиции в технологии добычи необходимы не только в рамках деятельности по повышению рентабельности, но для снижения отраслевых рисков в целом", - прокомментировал Александр Осин.