© ComNews
25.09.2019

В быту облачными приложениями пользуются почти две трети россиян - 65%. Об этом сообщает IBM. Согласно данным компании, 78% опрошенных согласны хранить в облаке фотоизображения, 43% респондентов - медицинские карты. Информацию о финансах и пароли к облачным хранилищам доверит меньшинство - 17% и 16% россиян соответственно.

Из основных критериев при выборе провайдера облачных услуг респонденты отметили безопасность сервиса (73%). Для 68% опрошенных важно, чтобы сервис гарантировал, что данные не будут утеряны.

Каждый четвертый россиянин (25%) регулярно использует облачные сервисы в работе. 75% пользователей применяют облака, чтобы общаться с коллегами. Основное преимущество технологий они видят в повышении эффективности внутренних процессов (70%) и в общем снижении затрат (58%). 

Развитие облачных технологий дает большой толчок к повсеместному использованию технологий искусственного интеллекта, убеждены в IBM. По данным опроса, две трети российских респондентов положительно относятся к "помощи" ИИ для управления данными, хранящимися в облаке.

"Все знают, как машинное обучение применяется в повседневной жизни, подсказывая "правильные" книги, музыку и фильмы. При этом, во все большем количестве компаний и организаций сотрудники пользуются реальными электронными помощниками в виде чат-ботов, которые избавляют от рутинного поиска, отбора и разметки информации", - говорит руководитель департамента облачных и когнитивных решений IBM в России и странах СНГ Дмитрий Шпиль. 

Доступность облачных сервисов в России находится на высоком уровне - как в рознице, так и корпоративном сегменте, сказал он. Если в потребительском секторе основным драйвером является развитие мобильного интернета, то в сфере бизнеса речь идет о просчитанной выгоде от организации совместной работы с информацией через облако с учетом всех возможных рисков. Барьеры могут быть самыми разными - от языковых или финансовых, в случае использования иностранных облачных сервисов, до технологических или регуляторных. 

При этом рост использования облаков неизбежен. "Сейчас все чаще мы слышим от заказчиков о задачах управления мультиоблачной или гибридной средами. Новый виток цифровой трансформации, связанный с активным распространением микросервисной архитектуры, приведет к еще большему распространению облачных сервисов", - предполагает Дмитрий Шпиль. 

Исследование в 2019 году провело агентство NMS Market Research по заказу IBM. Всего опросили 500 россиян в возрасте 18 лет и старше об использовании облачных сервисов и приложений в личной жизни и на рабочем месте.

Интерес к облачным технологиям в России как в быту, так и в бизнесе действительно ежегодно растет, согласился с результатами исследования руководитель отдела облачных решений Softline Сергей Самоукин. Если несколько лет назад облака использовали только наиболее технологичные отрасли - ретейл, финансовая сфера, ИТ-компании и разработчики, то сегодня к ним присоединяются, например, и традиционно консервативные медицинские организации. В среднем по рынку в год прирост cloud-направления специалист оценивает в 30-40%.

По мнению эксперта Softline, облачный рынок пока далек от насыщения. Он прогнозирует рост как "бытового" потребления облаков, так и корпоративного. "На работе, как правило, у сотрудников есть офисные приложения от Microsoft или Google, доступы в различные облачные CRM-системы, планировщики. Все эти сервисы показывают стабильный рост из года в год", - сказал Сергей Самоукин. Людям важно иметь доступ к информации без привязки к одному устройству и на работе, и дома. 

Данные исследования IBM выглядят убедительно, считает директор по маркетингу и развитию продуктов "Ростелеком-Солар" Валентин Крохин. ИИ для управления облачными данными - пока только эксперименты, отмечает он: "Рано говорить о том, как ИИ может помочь в управлении данными. Прежде всего, его нужно научить адекватно оценивать информацию. Но, несомненно, ИИ будут использовать внутри облаков для повышения их управляемости, доступности и безопасности". 

По словам Валентина Крохина, в корпоративном сегменте россияне активно используют облака, интересуются их управляемыми сервисами безопасности. Таким образом бизнес получает ИБ как услугу без значительных затрат на непрофильную деятельность. Распространение облаков в России, ожидает специалист, пойдет по пути гарантированного сервиса, то есть такого, которому клиент сможет доверить даже конфиденциальную информацию. 

Облачные средства активно используются злоумышленниками для доставки вредоносного ПО, тогда как уровень защиты пользователей крайне низок, рассказали ComNews в компании Dr.Web. Облачные сервисы в общем-то не защищены. Защищен процесс передачи файлов, но и в нем могут быть уязвимости, утверждают сотрудники компании. "Разместить в облачных сервисах вредоносное или мошенническое ПО ничто не мешает. Типичный пример - магазин приложений Google Play. Количество найденных в нем вредоносных приложений исчисляется сотнями и тысячами", - говорит представитель Dr.Web. 

Он рекомендует не хранить личные данные в облаке, фото, которые могут вас скомпрометировать, и списки паролей.

Развитие облачных технологий уже расширило возможности существующих сервисов. "Отечественные SaaS-лидеры Mail.ru, "Яндекс", SberCloud не только предоставляют собственные конкурентоспособные решения, но и открывают доступ партнерам к своим облачным платформам, что способствует увеличению количества предложений", - отмечает директор по продуктам компании "Мой офис" Евгений Фенюшин. 

По оценке "ТМТ Консалтинг" российский рынок облачных услуг в 2018 г. вырос на 31% и достиг 55,9 млрд руб. Ключевыми проблемы развития cloud-индустрии в мире остаются вопросы безопасного хранения и контроля данных.

Позитивная статистика безопасности и качества использования облака будет положительно влиять на использование облаков, предполагает генеральный директор компании "Облакотека" Максим Захаренко. "Облачный B2B-рынок будет не просто расти, он будет ускоряться, и это продлится еще 5-7 лет минимум, до уровня "50% IT в облаках". В B2B-сегменте драйвит облачный рынок скорость внедрения и гибкость облачных решений, а препятствуют расширению слабый экономический рост, высокая монополизация и высокая доля государства в бизнесе", - говорит он.

Руководитель отдела маркетинга "Манго Телеком" Андрей Козловский считает, что облачные сервисы становятся для нас привычными. Многие люди пользуются ими и не задумываются, где работает алгоритм, который накладывает фильтр на фотографию или запускает текстовый редактор на компьютере. В сегменте B2B "осознанности" больше. Барьером в этой сфере могут быть повышенные требования к защите конфиденциальной информации. 

"Первые сценарии "помощи" ИИ в обработке данных, которые находятся в облаке, уже реализованы. Допустим, технологии речевой аналитики. ИИ вместо супервайзера колл-центра "прослушивает" записанные и хранящиеся в облаке телефонные разговоры. Может проверить не только их содержание, но и несмысловые параметры: насколько темп речи продавца соответствует манере общения потенциального покупателя. Будущее ИТ - однозначно облачное будущее", - подытожил Андрей Козловский.