Виктор Логинов
© ComNews
20.11.2006




vAlign=top>

До сих пор никак себя не проявлявшая телекоммуникационная компания "Астелком" готовится стать первым 3G-оператором страны. Оператор испытывает новую технологию запуска UMTS-сети в России. Кроме того, компания вынашивает планы по строительству WiMAX-сети и сети цифрового телевидения. Специфика планов "Астелкома" состоит в том, что для ускорения процесса развертывания сетей оператор рассчитывает использовать авиацию. В случае получения положительных результатов оператор рассчитывает на содействие  Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ) и Министерства информационных технологий и связи.

Компания "Астелком", образованная в 2002 г., уже в 2003 г. получила разрешение на испытание стандарта UMTS в подмосковном Жуковском и договорилась о сотрудничестве с поставщиком телекоммуникационного оборудования - немецким концерном Siemens. В этом году возможность опытных испытаний оператору была продлена. Если до конца года испытания будут завершены успешно, ГКРЧ и Мининформсвязи признают проект состоявшимся и "Астелком" вступит в гонку за UMTS-лицензией на всю Россию.

Принципиален подход оператора к процессу развертывания UMTS и WiMAX сетей. В качестве носителей базовых станций планируется использовать стратосферные самолеты, оборудование на которых сможет обеспечивать 3G-связью (UMTS) до 270 тыс. человек в зоне покрытия сети.

Концепция высотных носителей базовых станций HAP (High Altitude Platform) предполагает работу трех стратосферных самолетов с базовыми станциями на борту. Пока связь будут обеспечивать самолеты, "Астелком" планирует строить наземную сеть с обычными базовыми станциями. После построения наземной сети на выбранной территории самолеты будут обеспечивать связью следующий район, в котором планируется построение наземной сети. В планах "Астелкома" использовать три самолета М-55, которые будут находиться в воздухе по сменам, продолжительностью 8 часов. Кроме того, на аэродроме будет находиться еще один дублирующий самолет на случай поломки одного из основных самолетов.

Концепция HAP уже однажды предлагалась к использованию в США, где оператор Sanwize Networks планировал поднять в воздух сотни дирижаблей Stratellite. Кроме того, подобный план был и у российско-американского проекта компаний Globetel и "Интернафта", которые рассчитывали инвестировать около $600 млн. в построение WiMAX-сетей, на основе передатчиков расположенных на дирижаблях, в 30 крупнейших городах России. Правда, операторы предполагали постоянное нахождение дирижаблей в воздухе, без последующей замены их наземными решениями. В последствии проект оказался инвестиционной "уткой" с помощью которой американская Globetel практически вдвое увеличила свою капитализацию (с $210 млн до $450 млн) и обзавелась множеством судебных исков от обманутых акционеров.

У проекта "Астелкома" шансы на выживание гораздо выше. Факт сотрудничества с российским оператором подтвердили репортеру ComNews представители Siemens. "Этот эксперимент действительно существует, и испытание технологии Flying UMTS мы рассчитываем завершить до конца ноября" - говорит менеджер по маркетингу компании Siemens Ольга Галашевская.

Председатель совета директоров авиапромышленной группы компаний "Каскол" Сергей Недорослев, также подтверждает возможность развертывания подобного проекта. В 2003 г. "Нижегородский авиастроительный завод "Сокол", входящий в группу "Каскол", начал выпуск легких самолетов М-101Т "Сокол". Тогда Сергей Недорослев делился с репортером ComNews идеей использования самолетов "Сокол" для телекоммуникационных целей. "На легкий самолет М-101Т можно установить любое телекоммуникационное оборудование, например, базовую станцию. Это позволит организовать сотовую сеть "с воздуха", в том числе и экстренно - на месте катастрофы или боевых действий. При этом базовая станция, "светящая" сверху, может обеспечить большой охват, ведь никакие проблемы с рельефом и "затенениями" ей не помешают", - говорил три года назад Сергей Недорослев.

В 2001-2002 гг. идею построить сотовую сеть 3G с использованием самолетов вынашивала также британская фирма TeleSky UK. Этот "воздушный сотовый оператор" при выборе носителей базовых станций рассматривал четыре варианта: самолеты Socata (Франция), Pilatus (Швейцария), Piper (США), а также М-101Т "Сокол". Правда, по данным ComNews, проект TeleSky в Великобритании так и не состоялся, однако причины этого остались тайной.

"Самолету со специальным установленным оборудованием необходимо проходить повторную сертификацию. Но в целом этот проект жизнеспособен и с его помощью возможно обеспечение не только сотовой связью, но и транкингом, и телевещанием, и широкополосными решениями", - говорит господин Недорослев. По оценкам специалистов, планируемый к эксплуатации стратосферный самолет М-55 может подниматься на рабочую высоту до 20 км, что обеспечивает очень большую зону покрытия сети, и кроме того дает возможность существенной экономии топлива, тем кто решится на эксплуатацию этих самолетов.

Еще одним фактором, подтверждающим реальность осуществления проекта, является список совета директоров оператора. Среди прочих в нем присутствует Берестенев Вячеслав Андреевич, ранее состоявший на службе в расформированном в 2003 г. Федеральном агентстве правительственной связи и информации (ФАПСИ), и последние восемь лет работающий в администрации президента РФ. Кроме того в совет директоров входит также Роте Вольфганг, глава инвестиционной компании Graf Beissel von Gymnich Asset Management GmbH (немецкий венчурный фонд с уставным капиталом в €1,5 млрд). По информации ОАО "Астелком", именно этот немецкий фонд привлек первые инвестиции в проект, что дало толчок его развитию.

Потенциальные конкуренты по поводу возможного появления еще одного претендента на дефицитную UMTS-лицензию не волнуются. "Конкурс на три лицензии, которые выделены на Россию, пройдет, вероятно, уже в первом квартале 2007 года, и именно там решится вопрос с их владельцами" - говорит вице-президент компании "ВымпелКом" Валерий Фронтов.
 
Аналитики также отнеслись к начинанию "Астелкома" достаточно скептически. "Сомневаюсь, что проект быстро окупится, если окупится вообще, ведь самая главная проблема - заставить абонента пользоваться дополнительными услугами, которые будут доступны с приходом UMTS", - считает ведущий аналитик ComNews Research Наталья Аристова.

"Поддержка "сверху" прибавляет приблизительно 20% к шансам на получение оператором лицензии UMTS. К плюсам компании можно отнести возможность практически мгновенного развертывания сети, а к минусам - то, что компании придется отказаться от авиарешения после развертывания наземных сетей. Хотя в дальнейшем они могут и потерять абонентов, которым в принципе не важно, кто их обслуживает, и не стоит забывать про то, что 3G пока что - только имиджевая услуга. Кроме того, у существующих операторов уже есть опыт работы, которого нет у их потенциального конкурента", - предупреждает аналитик J'son&Partners Ирина Астафьева


Комментарии :
    проект не фантастичен Мерт 20.11.06 09:37
    но вряд ли осуществим... никто еще на стратостатах и самолетах сетей не делал

    RE: проект не фантастичен сергей скрипников 20.11.06 11:24
    неправда, делали, у нефтяников в техасе в сша есть связь на основе стратостата, там очень большая территория, где мало кто живет и покрывать ее бсками не было смысла, какой то оператор там запустил стратостат, кот обеспечивает нефтяным компаниями бесперебойную связь. Но в россии - согласен, маниловщина...

    RE: RE: проект не фантастичен Максим Букин 20.11.06 13:52
    В России это вытягивание Баблаааааа, Сереж Ну кто в это дело вложится кроме западных придурков? За их счет повеселиться - святое дело )

    народ повеселить можно Expert 20.11.06 12:57
    Для обеспечения нормального уровня сигнала и емкости сети, в городских условиях - такой способ не годится. Но народ повеселить можно

    мда.. утопично.. Roger 20.11.06 17:04
    1 Базовая станция на высоте 20 км.. Это значит что связи не будет ни в одном здании (кроме может быть верхнего этажа) ни уж тем более на первых, про подвалы просто молчу. И кому нужна связь, которая работает только на улице? бред имхо.

    не поняла саша 20.11.06 13:17
    так астелком... или астелит

    Был еще один проект Эт-та 20.11.06 16:53
    У Корбины рождался подобный проект в начале 2000-х годов. Тоже над Москвой собирались дирежаблей понавешать со станциями сотовой (или еще какой) связи.Но дальше PR акции дело не пошло.

    Бред... Юра 20.11.06 22:19

      самолётики zip 21.11.06 20:19
      Оборудование на борту вышеозначенных самлётов пошаливать не буит?