Министерство просвещения РФ объявило о запуске первого сервиса цифровой образовательной среды - Маркетплейса. На данной онлайн-платформе будут собраны образовательные сервисы, интерактивные материалы, курсы повышения квалификации и дидактические материалы для учителей, а также другой контент для всей системы образования.
Влада
Сюткина
© ComNews
07.10.2019

Разработка платформы проводилась с августа 2019 г., закрытое тестирование началось с октября. Внедрение платформы в пилотных регионах начнется в ноябре, по его окончании будет проведен соответствующий анализ, в 2020 г. платформу начнут внедрять по всей стране. Пилотными регионами внедрения платформы будут такие регионы, как Алтайский и Пермский края, Челябинская (город Снежинск), Астраханская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Сахалинская Тюменская области и Ямало-Ненецкий автономный округ.

Маркетплейс позволяет пользователю выбирать наиболее эффективный для каждого ученика тип и формат обучения, ставить образовательные цели для ученика, формировать для ученика в зависимости от поставленных целей контент, а также развивать его сверх школьной программы. "К примеру, пользователь может зайти на платформу, выбрать класс, предмет, тему и посмотреть, что предлагается. При этом пользователь может посмотреть все варианты или остановиться на самом популярном - платформа будет фиксировать этот показатель", - пояснили в пресс-службе ФГАУ "Фонд новых форм развития образования".

Помимо создания индивидуальной программы обучения платформа также дает возможность автоматически фиксировать достижения конкретного школьника, правильность ответов, степень освоения материала, автоматически формировать задания. Кроме того, количество просмотров и оставленных на платформе отзывов дает понимание того, какой контент наиболее востребован, а что требует корректировки и дополнения. Если разработанный образовательный модуль пользуется популярностью, а ученики, которые им пользуются, достигают успехов, разработчик получает вознаграждение от государства.

Для всех пользователей платформа является бесплатной. Пользователи платформы - школьники, родители, учителя, педагоги дополнительного образования, другие представители образовательных организаций, а также создатели обучающего контента. При этом платформа доступна по всей стране. Что касается контента, как заявили в "Фонде новых форм развития образования", он подвергается тщательной проверке. При этом он очень разнообразен.

"Весь лучший из уже существующего контента после одобрения экспертами войдет в Маркетплейс, а новый контент смогут создавать сами пользователи. Специальный конструктор поможет совершенствовать существующие и формировать новые образовательные материалы, дистанционные курсы и тренажеры для детей", - проинформировали в Фонде новых форм развития образования.

Относительно безопасности платформы в фонде сказали следующее: "Новые данные пользователей собираться не будут - на платформе используют только то, что есть в ЕПГУ (едином портале госуслуг) с разрешения гражданина или его законного представителя. Все данные, которыми будут оперировать министерства и ведомства, будут деперсонализованы и обезличены. Все взаимодействия с данными и их хранение осуществляются в соответствии с российским законодательством".

В создании и разработке платформы участвовало экспертное сообщество, в том числе представители крупнейших компаний цифровой экономики (отраслевая рабочая группа "Цифровое образование"). Анализ платформы касался ее разных уровней - от глобальной идеи до механизмов воплощения.

Отметим, что Маркетплейс - это первый всероссийский сервис, который начинает работать в рамках реализации проекта Цифровой образовательной среды (ЦОС) по нацпроекту "Образование". Данный проект предполагает создание к 2024 г. цифровой образовательной среды для обеспечения высокого качества и доступности образования. Проект также предполагает подключение всех образовательных организаций к высокоскоростному интернету и внедрение современных цифровых технологий в образовательный процесс. Единая экосистема цифровой образовательной среды будет состоять из пяти сервисов. Это такие сервисы, как платформа Маркетплейс, платформа "Кадровый потенциал", платформа управления большими данными цифровой образовательной среды, диалог-коммуникационная платформа, сервисы "бережливой школы".

Говоря с корреспондентом ComNews о важности цифрового образования для цифровой экономики, в пресс-службе МТУСИ отметили, что цифровизация как неотъемлемый результат стремительного развития ИКТ оказывает влияние на все стороны жизни, в том числе на образование.

"Развитие цифрового образования даст всем участникам образовательного процесса новые возможности и будет способствовать решению задачи национального уровня, а именно всеобщей цифровой грамотности. Одновременно с этим вузы смогут подготовить больше высококвалифицированных специалистов сфере цифровой экономики, обладающих "цифровыми" знаниями, навыками и опытом, благодаря работе с максимально заинтересованными студентами, как результат ранней профориентации, и широкому использованию в образовательном процессе современных технологий", - указали в МТУСИ.

Главный научный сотрудник РАНХиГС Гульнара Краснова обратила внимание, что для перехода к цифровой экономике нужны соответствующие кадры. "А их может и должна подготовить система образования - формальная и неформальная. Это ключевое условие для цифровой экономики и общественно-государственный заказ для образования любого", - указала Гульнара Краснова.

По мнению начальника департамента открытого образования Университета ИТМО Андрея Лямина, в настоящее время современный университет не мыслится без цифровизации. "Вузы должны следовать духу времени, потребностям рынка труда. Он меняется - появляются новые профессии, а привычные всем трансформируются, приходит потребность формирования новых компетенций у населения, что и приводит к переменам в образовательных стандартах", - пояснил Андрей Лямин.

Он также отметил, что сегодняшний кандидат на работу должен обладать не только знаниями и навыками по той специальности, которую он получил, но и базовыми компетенциями цифровой экономики. "Задача университетов - подготовить своих студентов к новым реалиям, к плодотворной жизни за пределами вуза, открыть для них все возможности личностного и профессионального развития, сделать выпускников конкурентоспособными кандидатами на рынке труда. С этой задачей справляется цифровое образование", - указал Андрей Лямин, приведя в качестве примера индивидуальные образовательные траектории.

"Возможность конструировать свое обучение в вузе, в зависимости от собственных учебных целей, способностей, мотивации, интересов и особенностей, позволяет студентам получать востребованные знания и навыки, а также максимально эффективно учиться", - объяснил Андрей Лямин.

Заведующий лабораторией искусственного интеллекта, нейротехнологий и бизнес-аналитики РЭУ им. Г.В. Плеханова Тимур Садыков указал на то, что развитие цифрового образования является критически важным для успешного развития цифровой экономики, поскольку без квалифицированных разработчиков и пользователей цифровые технологии развиваться не могут.

На взгляд доцента кафедры информатики РЭУ им. Г.В. Плеханова Александра Тимофеева, цифровое образование - самое необходимое для цифровой экономики. "И развитие его в какой-то степени должно опережать развитие самой цифровой экономики. Как опция "помощь" она должна удовлетворить интересы по всем вопросам быстро меняющихся стандартов цифрового мира - уровеню защищенности контента, новым IT-технологиям передачи данных, транзакциям и т.д. Ещё лучше, когда границы цифрового образования расширяются и превосходят дистанционные формы получения знаний до уровня формирования траектории развития любого человека. Через согласие энциклопедических знаний с мастерством и опытом можно получить самое главное - скорость освоения любого материала", - заметил Александр Тимофеев.

Он также добавил: "Такой системный подход, если мы рассуждаем в целом о новых формах образования, сам выявит детей-индиго, способных развиваться и помогать менять в будущем с совершенно другими способностями, мыслить и принимать решения. Тормозить может только низкий уровень материальной базы. В каком смысле? Невозможно все вкладывать только на образах или в нематериальном "виртуальном" мире. Потребность в контакте также важна как идея знаний. Маркетплейс образовательного контента и услуг будет развиваться совсем другими темпами, если вводить зачетные факультативы в школах", - указал Александр Тимофеев.

Вместе с этим он обратил внимание, что все новое человек воспринимает не всегда сразу позитивно. "Нужна "мода" на цифровое образование. Построить все на самомотивации не получится. Цифровое образование актуально в первую очередь для молодых, для лиц 12-40 лет. Успех получения таких образов будет оправдан, если будет определена конечная цель - связка с запросами работодателей под потребности компаний или государственных заданий и прозрачная форма соотношения потраченного времени на самообучение и вознаграждения - успех в карьере, "светлое будущее".

Выбор цыган до сих пор, даже в XXI веке - не получать полного высшего образования, - оправдывается, что можно жить и иметь материальный достаток и вообще без "высокого" образования, и даже неплохо. Пока в экономике итак неопределенность достаточно высока, будущая ценность некоторых высот образования также весьма туманна", - отметил Александр Тимофеев.

Что касается роли IT-технологий в развитии образовательной среды в РФ, Андрей Лямин заметил, что быстроразвивающиеся образовательные технологии нацелены на то, чтобы повысить не только эффективность, но и доступность образования для всех слоев населения. "Иными словами, IT-технологии делают образование открытым. Можно учиться в любое удобное время, в любом удобном месте, получать знания и навыки из лучших вузов и компаний страны и мира - препятствий для профессионального становления и развития практически нет. Это позволяет построить новый, технологичный образовательный процесс", - указал Андрей Лямин.

По мнению Тимура Садыкова, качественно реализованный единый портал образовательных ресурсов позволит школьникам и студентам осознанно подходить к выбору профессии, ясно видеть свое будущее место на рынке труда, своевременно реагировать на появление новых возможностей в экономике и образовании. "Я вижу поколение состоявшихся профессионалов, точно знающих, чего они хотят добиться в своей карьере и располагающих для этого всей необходимой информацией", - заявил Тимур Садыков.

Гульнара Краснова обратила внимание на то, что образовательная среда в России меняется и информационные технологии являются ее основным драйвером. "Это вполне объяснимо: информационные технологии оказывают влияние на все стороны жизни общества и отдельного человека. В этом смысле образование просто вынуждено реагировать на изменение образовательного спроса и образовательные потребности. В целом изменения, на мой взгляд, прежде всего коснутся взаимодействия преподавателя и обучающегося, изменятся традиционные роли в учебном процессе", - указала Гульнара Краснова.

Касательно самого Маркетплейса Тимур Садыков заметил, что развитие сетевых интеграторов товаров, услуг и ресурсов - это черта времени. "Мы все знакомы с системами такого типа по порталу госуслуг. Платформы для размещения массовых открытых онлайн-курсов, такие как Coursera, существуют уже достаточно давно, однако авторы идеи образовательного маркетплейса пошли значительно дальше и предлагают полностью интегрированную образовательную среду. Эта идея выдвинута весьма своевременно и очень актуальна для России ввиду необходимости поддержания единых возможностей и стандартов в среднем и высшем образовании в условиях его непрерывной диверсификации и специализации", - указал Тимур Садыков.

Гульнара Краснова обратила внимание на то, что фактически Маркетплейс - это платформа-агрегатор. "А агрегаторы всегда востребованы и полезны пользователям в любой сфере. Оценить его работу можно не раньше, чем он будет протестирован в пилотных регионах, и даже позже, когда будет доступен всем заинтересованным пользователям. Но перспективы безусловно положительные, и сама идея хорошая. Очень часто у нас внедрение информационных технологий идет ради самих технологий, и думаю, что в случае Маркетплейса его цель и средства, которыми он реализован, соответствуют друг другу", - отметила Гульнара Краснова.

Новости из связанных рубрик