Анастасия
Самсонова

корреспондент ComNews.ru
© ComNews
28.10.2019

Госкорпорации, за которыми правительство РФ закрепило шефство над высокими технологиями, пользуются положением, чтобы поглотить конкурентов. Об этом заявил председатель фонда "Скол­ко­во" Ар­ка­дий Дворкович на VIII фо­руме "Открытые ин­но­вации". По его словам, госкомпании "кошмарят" конкурентов, отказываясь работать с ними по до­рож­ным картам сквозных тех­но­логий, если те не соглашаются им продаваться. Спор о том, кто должен принимать решение об инновационных партнерствах с госкомпаниями, между Аркадием Дворковичем и директором по цифровизации "Росатома" Екатериной Солнцевой наглядно демонстрирует боль российской экономики: власти мечутся между плановой и капиталистической моделью. И это создает проблемы всем игрокам рынка.

"Считаю, что мы вместе с правительством должны найти способ гармонизации этих проектов (сквозных технологий - прим. ComNews). И "Сколково" в этой части является скорее экспертной площадкой, чем управленческой. Мы не будем управлять процессом, но экспертиза проектов и создание возможности для всех в рамках общей проектной системы - это, действительно, возможная наша функция. И мы хотели бы, чтобы крупные компании знали, что независимо от того, являются ли они государственными или частными, они могут инвестировать в эти крупные проекты. И правительство будет одинаково относиться и к этим компаниям, независимо от того, подписали они эти соглашения или нет. На госкорпорациях лежит ответственность, но в бизнесе условия должны быть равными", - сказал во время дискуссии с представителями госкорпораций Аркадий Дворкович.

Екатерина Солнцева парировала, заявив, что перед корпорацией изначально не ставили задачу сохранить конкуренцию ради конкуренции. "Когда компания подписывает соглашение и берет на себя обязательства, то обязательства невозможно оторвать от полномочий", - отстаивала свою позицию Екатерина Солнцева. По ее мнению, кто отвечает за результат, тот и должен принимать решение, как тратить деньги и с кем работать.

Ситуация странная. Закрепив соглашениями сверху технологические направления за госкорпорациями, власть тем самым пресекла конкуренцию. А теперь хочет ее возобновить. В таком случае не нужно было давать поручения госкомпаниям, а если действительно пытаетесь поручить разработку госкорпорациям - ставьте цель, выделяйте деньги и требуйте результата, не пытаясь контролировать операционные процессы, действуйте в русле плановой экономики до конца.

Гибридный экономический режим (что-то среднее между Китаем и США) ведет к хаосу на рынке. Участники дискуссии большую часть времени обсуждали, что такое "комплексный проект". Словосочетание есть в подписанных соглашениях правительства и госкомпаний, но никто не знает, что оно значит. И все измеряют на свой манер. Аркадий Дворкович даже пошутил: "Мы как в игре "Что? Где? Когда?". Ищем ответ на вопрос, что такое "комплексный проект", хотя аудитория хочет знать, что государство собирается делать". Один из участников дискуссии предложил считать комплексным проект стоимостью 500 млн рублей и выше. "Комплексный проект" как проект на 500 млн рублей - для меня смешно. Такая сумма максимум соответствует третьему раунду венчурных инвестиций. Либо надо говорить о десятках таких проектов, которые потом объединятся, либо я чего-то не понимаю", - выразил сомнение Аркадий Дворкович. Стоит государству недодумать, возникает абсурд.

Есть надежда на стартапы. Но чтобы они расцвели, на рынке должны быть понятные и соблюдаемые всеми правила - кто конкурентоспособен, тот и выигрывает. Без них не создать Кремниевой долины. Либо в России должна быть своя "КПК", которая сверху спускает декрет о том, что квантовый компьютер должен появиться к 2024 году. Но это два разных подхода. Попытки наполнить "Сколково" не только красивыми зданиями, но и осмысленными проектами также будут тщетны, если, ко всему прочему, публично сажать известного американского инвестора в СИЗО.

Аркадий Дворкович дал понять о своем интересе в истории о том, кто должен принимать решение об инновационных партнерствах с госкомпаниями. При этом его опасения, что госкомпа­нии, которые были выбраны главными по дорожным картам сквозных технологий, най­дут путь к погло­щению кон­ку­рен­тов или будут работать в первую очередь в своих интересах, не беспочвенны.

Нет хуже ситуации, когда госкорпорация сама себе и исполнитель, и регулятор. Сама все решит и деньги "съест". С гигантской долей вероятности если у госкомпаний в итоге получится исполнить дорожные карты, то сделают они нечто пригодное и полезное прежде всего для себя.

Глава Российской венчурной компании (РВК) в дискуссии встал на сторону Аркадия Дворковича. "Комплексность проектов определяется не суммой денег, а скорее сложностью инструментов, которые должны быть реализованы, связанностью и кооперацией. В этом смысле Росатом имеет прекрасную историю. Он умеет работать с большими кооперациями. Но сейчас вы пытаетесь закапсулироваться как-то. По крайней мере, так это звучит: мы тут назначены, отойдите от окошка, не мешайте работать", - обратился к Екатерине Солнцевой генеральный директор РВК Александр Повалко.

Закапсулироваться в сквозных технологиях госкомпаниям пока не дают. Как отметил в кулуарах форума еще один участник дискуссии, ключевые показатели по своим направлениям корпорации обязаны согласовывать с Минэкономразвития, Минпромторгом и Минфином.

Отметим, что спор в "Сколково" прошел без представителей власти. На сайте форума в качестве спикера дискуссии был заявлен заместитель министра цифрового развития Евгений Кисляков, однако в обсуждении он участия не принимал.