Финтех-стартапам необходимы совместные песочницы с банками и ЦБ. Об этом говорили участники конференции ИД "Коммерсантъ" о цифровой экономике и новых финансовых технологиях "Цифровизация финансовой сферы 2019". Кроме того, эксперты говорили о том, что финтех-компаниям, банкам и регулятору необходимо выстраивать выигрышные модели не только с пользователями, но и между собой.
© ComNews
05.11.2019

По мнению CEO банка "Сфера" Николая Петелина, удачный подход для банков в конкуренции с финтехами состоит не в том, чтобы выращивать собственные экосистемы, а в том, чтобы бесшовно закрывать потребности юридических лиц так же комфортно, как и у физлиц. Для этого кредитным организациям необходимо развивать нефинансовые сервисы, добавляющие ценность для предпринимателей. "Мне больше нравится, когда банки помогают зарегистрироваться как ИП, настроить списание налогов со счетов. И когда ты это все берешь на себя, клиент действительно может сфокусироваться на ведении бизнеса", - обозначил тренд представитель "Сферы".

По словам Николая Петелина, большое количество игроков на финансовом рынке - это хорошо, так как от этого в итоге выигрывает предприниматель как клиент. Но для того, чтобы создавать по-настоящему ценный для потребителя сервис, необходимы данные клиента. "Считаю, что персональное банковское обслуживание, которое сейчас строится на человеческом ресурсе, имеет потенциал масштабироваться на весь малый и средний бизнес с помощью больших данных, предиктивной аналитики и искусственного интеллекта. Надо увидеть в клиенте не только бизнесмена, но и закрыть все его потребности как физического лица", - убежден Николай Петелин.

Директор по развитию цифровых продуктов и сервисов "Банки.ру" Сандип Шарма уверен, что данные клиентов важны, но не являются самым главным. "Самая главная сложность маркетплейса или экосистемы сейчас - найти ту самую модель, которая, с одной стороны, выгодна самому маркетплейсу, а с другой - еще и пользователям, и клиентам", - отметил представитель "Банки.ру". Первое, что должно быть, говорит он, - сервис, который помогает решить проблему пользователей.

Во-вторых, у экосистемы, или маркетплейса, или финтех-стартапа должно быть что-то, что предложить банкам помимо модели. Например, лояльную аудиторию. "Финансовые организации заинтересованы в большом количестве пользователей, и когда на твоей площадке такая аудитория есть, они готовы приходить за клиентами", - сказал Сандип Шарма.

Он также отметил, что между банками, финтехами и клиентами должно быть абсолютное доверие. Партнеры-банки должны быть убеждены, что их данные не попадут в руки к конкурентам, а на пользователей в результате утечки не возьмут кредит. "Здорово, если у вас есть дополнительная экспертиза. Все идут в цифровую трансформацию сейчас, но мало кто умеет это делать правильно. И если вы можете рассказать банкам про их клиентов больше, чем они знают, они будут готовы за это платить", - говорит Сандип Шарма.

Кроме того, важны сервисы и технологичность. "Мало прийти и договориться с партнерами. Должна быть крутая технологичная платформа, или вы должны быть готовы построить ее для банка-клиента, чтобы быстро интегрировать свои сервисы в партнерства. И плюс сервисы должны быть полезны конечному потребителю", - сформулировал модель Сандип Шарма, назвав ее win-win-win.

Директор проектов ПАО "Ростелеком" Светлана Озерецковская рассказала во время дискуссии об опыте компании по безопасной работе с данными пользователей на примере Единой биометрической системы (ЕБС). Она отметила в проекте невозможность доступа к любым биометрическим данным всех игроков, которые с ним взаимодействуют. "Мы говорим сейчас про бесшовную интеграцию. В системе ЕБС уже зарегистрировалось 180 банков. Игроков много, но, тем не менее, из них никто на этапе удаленной идентификации не имеет доступа к биометрии. То есть мы полностью взяли на себя эту часть взаимодействия с пользователем. Удаленная идентификация проходит через сервис "Ростелекома". А банкам мы возвращаем только процент соответствия личности", - описала кратко процесс Светлана Озерецковская.

Следующим этапом, к которому ЕБС готова перейти, она назвала наращивание количества пользовательских сервисов. "Мы, по сути, не храним фотографии и записи голоса. Мы храним коды. Превращаем информацию в математическую модель, с которой мы потом будем сравнивать данные при проведении удаленной идентификации", - пояснила она. По словам Светланы Озерецковской, если утечки произойдут, то восстановить запись голоса или фотографию по этим данным невозможно и невозможно ими воспользоваться.

Директор центра инноваций Finance & Blockchain фонда "Сколково" Павел Новиков полагает, что среди компаний вообще выживут только те, кто за счет инноваций становится крупнее. "В России больше всего инноваций потребляют среди таких банков, как Сбербанк, ВТБ и "Тинькофф". Большие потребляют больше, и мы в этом плане абсолютно не отличаемся от наших европейских коллег. Выживут те, кто становятся крупнее", - сказал Павел Новиков. По этой причине на рынках появляются тройственные альянсы - например, телеком - банки - ретейл. "Единственный шанс у банка, у которого 100 млн пользователей, оставаться на плаву для клиента - это давать много сервисов. Если вы хотите выживать", - уверен представитель "Сколково".

Генеральный директор FinTech Lab Антон Арнаутов полагает, что причина такой ситуации на рынке - отсутствие венчурного российского рынка. "Чтобы потягаться с банками, стартапам надо получить серьезные инвестиции. И именно поэтому локомотивами развития технологий у нас стали крупные банки", - говорит Антон Арнаутов. Также он отметил особую роль ЦБ в финтехе в России. "И вот поэтому у нас вырисовывалась особая роль регулятора, которая, с одной стороны, приводит к некоторому сокращению числа участников финансового рынка, а с другой - регулятор вынужден развивать финтех, создавать маркетплейсы, вводить QR-коды", - добавил Антон Арнаутов.

Он предложил подумать, как в системе, заданной ЦБ, смогут эффективно двигаться не только крупные банки, но и стартапы. Так как, по его мнению, регулятор сейчас, надстраивая "мегасервисы", мешает банкам зарабатывать.

С ним согласился директор центра инноваций "Сколково", предложив дать финтех-стартапам свободу на ограниченных территориях - в песочницах. "Большие компании работают с большими. А рупора для малышей-стартапов по-прежнему не хватает. И упрощенки для стартапов на ограниченной базе, ограниченной территории по-прежнему нет", - подытожил Павел Новиков.

Новости из связанных рубрик