Будущее онлайн-телевидения в России
Почему Netflix и Apple TB+ не приживутся в России, как будет развиваться рынок ОТТ-сервисов и за какими форматами будущее: разбираемся вместе с экспертами индустрии
Развитие онлайн-телевидения
В развитии
Во-первых, это "гонка контента": все в него вкладываются, стоимость растет, а каталоги платформ — развиваются. По словам генерального директора Национальной Ассоциации Телерадиовещателей Александра Широких закупочная стоимость сериалов для интернета в последние годы выросла в 3 раза, спортивного контента — в 3-6 раз, кино — в 2 раза.
Развитие OTT-рынка стимулирует приход в сферу медиа сильных игроков вроде "Сбербанка", "Яндекса" и МТС. "Все онлайн-платформы
Генеральный директор Национальной Ассоциации Телерадиовещателей Александр Широких / Фото: Александр Фомкин, ComNews
Генеральный директор Национальной Ассоциации Телерадиовещателей Александр Широких / Фото: Александр Фомкин, ComNews
Во-вторых, российская аудитория не готова тратиться на дополнительные сервисы. Например, клиент, подписанный на "Амедиатеку" и Ivi.ru, не станет платить еще и за Okko.tv, даже, если нужный ему фильм окажется именно там.
Одним из вариантов решения этого противоречия может стать создание бандлов, то есть конгломератов, объединяющих несколько онлайн-подписок в единое целое. Так считает Александр Кардаш, директор практики по оказанию консультационных услуг компаниям в области медиа и развлечений PwC в России. Пример подобного объединения сервисов — это анонсированный в США запуск бандла, состоящего из Disney+, Hulu и ESPN+ со стоимостью подписки в $13. "Диснеевский" бандл составит серьезную конкуренцию
Директор практики по оказанию консультационных услуг компаниям в области медиа и развлечений PwC в России, Александр Кардаш / Фото: Александр Фомкин, ComNews
Директор практики по оказанию консультационных услуг компаниям в области медиа и развлечений PwC в России, Александр Кардаш / Фото: Александр Фомкин, ComNews
На этом демпинг среди крупных игроков не заканчивается. С 1 ноября в России состоялся запуск Apple TV+, чья стоимостью в месяц составляет 199 руб. По мнению Александра Кардаша, столь низкая цена может не только нанести урон российской системе онлайн-кинотеатров, но и обрушить цены на рынке. Однако такое мнение разделяют далеко не все эксперты. Так, Александр Широких считает, что видеосервис не окажет взрывного эффекта на OTT-рынок в России: "Apple TV+ не обладает для этого достаточной библиотекой контента в отличие от того же Disney".
Скриншот из презентации
Скриншот из презентации
Со временем рынок OTT-сервисов в России эволюционирует, и в стране останутся только два онлайн-кинотеатра. Среди наиболее вероятных — more.tv и Ivi.ru, как отметили эксперты. Но пока этого не случилось, а количество OTT-сервисов в нашей стране только растет. Помочь с поиском, по мнению Александра Широких, должна будет "служба одного окна", которая будет искать нужный контент во всех российских онлайн-кинотеатрах.
Neflix: перспективы в России
Эксперты обсудили влияние "анти-нетфликсовского закона" на российский рынок
По мнению Алексея Бырдина, генерального директора Ассоциации "Интернет-видео", без принятия этого закона рынок онлайн-кинотеатров выглядел бы точно также: "У Netflix слишком дорогая, по меркам России, подписка — порядка 700-900 рублей в месяц. Что сильно тормозит распространение сервиса в нашей стране. Кроме того, Netflix, как и другие западные онлайн-кинотеатры, предлагают специфический для российского зрителя набор контента. Megogo и Ivi.ru, например, намного лучше знают потребности населения".
Генеральный директор Ассоциации "Интернет-видео" Алексей Бырдин / Фото: Александр Фомкин, ComNews
Генеральный директор Ассоциации "Интернет-видео" Алексей Бырдин / Фото: Александр Фомкин, ComNews
Однако в Западную Европу Netflix "влетел со свистом". О том, как так получилось, красноречиво говорит пример Франции. После того, как количество англоязычного контента было ограничено, стриминговый сервис стал закупать местный контент на французском языке, обманув тем самым систему.
Интерактивное кино и VR
Участники круглого стола скептически высказались по поводу перспектив интерактивного кино. По мнению Алексея Бырдина "это очень специфическое, нишевое удовольствие. Большинству зрителей не хочется выбирать из нескольких вариантов развития сюжета один: для них важнее саспенс, заложенный авторами картины или сериала". Эффект от интерактивного кино нивелируется и в связи с резко возросшим качеством видеоигр.
Важной темой для обсуждения стало и будущее
Круглый стол "Рост онлайн-кинотеатров и контент будущего" / Фото: Александр Фомкин, ComNews
Круглый стол "Рост онлайн-кинотеатров и контент будущего" / Фото: Александр Фомкин, ComNews
Однако в кино и сериалах VR пока не нашла должного применения. По мнению Бырдина, технология VR, как и интерактивное кино, разрушает режиссерскую нить повествования: "Если за главным героем идет с ножом злодей, и зрители видят это в 360 градусов, то эффект от работы режиссера с кадром полностью пропадает".
По мнению Александра Широких, VR "не взлетела" в сфере кино и сериалов из-за плохого качества изображения, не предназначенного для просмотра на средних и больших экранах. Эксперты прогнозируют рост VR при массовом распространении 5G: высокая скорость соединения улучшит качество видео в этом формате и, соответственно, его популярности.
Вертикальное видео
Несмотря на эксперименты с вертикальными форматами (например, "1968. Digital"
Генеральный директор ООО "Винтера. ТВ" Герасим Гадиян / Фото: Александр Фомкин, ComNews
Генеральный директор ООО "Винтера. ТВ" Герасим Гадиян / Фото: Александр Фомкин, ComNews
Но, по словам Алексея Бырдина, вскоре ситуация может резко измениться: растет аудитория mobile-only. Заигрывая с ней, Тимур Бекмамбетов снял вертикальный зомби-сериал для приложения Snapchat, а
Материал подготовлен на основе круглого стола "Рост онлайн-кинотеатров и контент будущего", который прошел в рамках конференции Digital TV Russia & CIS.