© ComNews
25.12.2019

Состоялось заседание Комитета РСПП по интеллектуальной собственности. Участники обсудили результаты работы в уходящем году, план на 2020 год и предложения по совершенствованию внутренней структуры Комитета.

Председатель Комитета, президент Ассоциации IPChain Андрей Кричевский отметил, что, несмотря на то что Комитет был создан в октябре текущего года, "удалось сделать многое. Комитет выступил соорганизатором ряда важных конференций и форумов в сфере интеллектуальной собственности (IP), среди которых "Открытые инновации", Skolkovo LegalTech.Black Edition, нескольких круглых столов и дискуссионных сессий, принял участие в разработке законодательных инициатив. Инициированы и проведены исследования о применении смарт-контрактов в сфере IP, о развитии технологий искусственного интеллекта и их использования для создания различных цифровых сервисов. На сегодняшнем заседании принято решение о внутренней структуре комитета. Также с учетом наиболее актуальных запросов бизнеса были созданы специальные рабочие группы. Вопросы, появившиеся в повестке этого года – и по теме интеллектуальной собственности, и по теме креативных индустрий, которая существенно расширила сферу деятельности комитета, включены в план на перспективу в качестве приоритетных. Плодотворным стало и обсуждение нашего участия в национальной программе "Цифровая экономика". Мы сошлись во мнении, что успешная реализация программы требует от нас поиска законодательных решений, позволяющих расширить применение более эффективных технологий и способов управления интеллектуальными ресурсами".

Вице-президент РСПП, председатель Комитета РСПП по инвестиционной политике, институтам развития и экспортной поддержке Игорь Вдовин указал на решающую роль сферы интеллектуальной собственности в глобальной экономике: "Все, что нас окружает, рано или поздно перейдет в разряд IP: недвижимость, техника и все остальное. В связи с этим возникают определенные трудности, которые необходимо преодолеть. Например, мы говорим про локализацию технологий. Но как технологии можно локализовать, если они идут от человеческого разума, имеющего свойство меняться, совершенствоваться и, как известно, не замыкаться в границах некой одной территории? Сегодня изобретатель живет в России, завтра – в Минске, а послезавтра в Силиконовой долине или где-то еще".

В 2020 году в структуре Комитета РСПП по интеллектуальной собственности будут созданы шесть подкомитетов, которые представляют индустрии, имеющие общую специфику применения инструментов интеллектуальной собственности, – это креативные индустрии; биотехнологические и человекоориентированные производства; индустрии транспортных и коммуникационных систем; материало-, энерго- и ресурсообеспечивающие индустрии; высокотехнологичные производственные комплексы, а также индустрия организационных, инфраструктурных и управленческих услуг. "Кроме того, – отметил Андрей Кричевский, – будут организованы рабочие группы и с целью решения конкретных актуальных проблем: по нормативно-правовому регулированию в сфере интеллектуальной собственности, по механизму "регуляторной гильотины", по механизму "регуляторной песочницы" Банка России и инвестициям в творческо-технологические сферы, по свободному и открытому доступу к интеллектуальной собственности.

Также в ближайшее время планируется обсудить развитие инфраструктуры создания и управления результатами интеллектуальной деятельности, соотношение инструментов стандартизации и интеллектуальной собственности, предотвращение нарушений прав, в том числе на товарные знаки, и конечно, налогообложение в сфере интеллектуальной собственности. Представители СМИ предложили создать рабочую группу по обороту прав на IP в традиционных медиа".

По словам заместителя председателя Комитета РСПП по интеллектуальной собственности, президента Федерации интеллектуальной собственности Сергея Матвеева, члены Комитета предложили новую модель нормативного регулирования в сфере интеллектуальной собственности в рамках "регуляторной гильотины": "Мы проанализировали материалы, богатую практику коллег из Роспатента, которые осуществляют контроль и надзор в сфере защиты интересов государства в процессе оборота прав на результаты интеллектуальной деятельности. Вывод неутешительный – сложившаяся нормативная база не в полной мере способствует достижению целей экономического развития, увеличению динамики валового продукта и расширению налогооблагаемой базы. В отсутствие каких-либо гарантий закрепления прав на результаты разработок за теми субъектами, которые могут их эффективно использовать на уровне закона, подзаконные акты причудливо переплели отголоски инструментов защиты безопасности государства (законодательство о гостайне) и частно-правовые инструменты интеллектуальной собственности (ГК РФ). В итоге на практике ни то, ни другое не работает. Новая модель дает возможность бизнесу реально использовать те результаты, которые были получены за счет "общественных финансов", взяв на себя обязательства по их надлежащей правовой охране, выплате вознаграждений авторам и, конечно, использованию таких результатов. В этой модели Роспатент фактически сможет отслеживать, насколько взятые обязательства исполнены, естественно, с помощью современных цифровых технологий, и вмешиваться только тогда, когда возникают угрозы утраты бюджетных инвестиций из-за недостаточной правовой охраны или неиспользования результатов. Это современный, ориентированный на "цифру" и своевременное распознавание рисков подход".

Советник председателя правления Фонда "Сколково" Максим Прокш рассказал о возникающих вопросах в деятельности направления "Нормативное регулирование" в рамках программы "Цифровая экономика": "Бизнес формулирует некий правовой барьер, который мешает ему реализовывать проекты, направляет запрос в центр компетенции по цифровой экономике, который находится в Фонде "Сколково". Нами эта проблема формализуется совместно с экспертами и превращается в проект нормативного акта. Затем мы защищаем его на рабочей группе программы "Цифровая экономика", после чего по специальной процедуре он идет на рассмотрение федеральных органов исполнительной власти – уже в виде законопроекта. В случае разногласий между позициями центра компетенций и федеральных органов исполнительной власти их можно вынести на уровень вице-премьера Правительства России. Дальше он по результатам рассмотрения на правительственной комиссии под своим председательством принимает решение. Потом законопроект идет в правительство, затем – в Госдуму. Преимущество заключается в том, что проекту не надо проходить несколько кругов межведомственного согласования".

Заместитель председателя Комитета РСПП по интеллектуальной собственности, председатель правления Некоммерческого партнерства "Сообщество пользователей авторских и смежных прав" (НП "СПАС") Анатолий Семенов подчеркнул, что функционал и значение института интеллектуальной собственности в России далеко не всегда понимают корректно: "Институт ИС в первую очередь предназначен для эффективного разрешения вопросов конкуренции между предпринимателями. Именно с этой позиции необходимо начинать обсуждение всех остальных вопросов, связанных с рынком ИС в России. Законодатели и правоприменители с помощью ИС позволяют правообладателям ограничивать конкуренцию на рынке. Сама по себе интеллектуальная собственность – правовой институт, который не создает никаких результатов интеллектуальной деятельности, но позволяет правообладателям перераспределять свою выгоду и конкурировать друг с другом. Мы сейчас ведем активную работу над созданием фонда по поддержке баланса интересов в сфере конкуренции общественного достояния и прав интеллектуальной собственности. Цель фонда – поддержка частных инициатив по восстановлению этого баланса и структурированию в таком виде, чтобы это было выгодно и стране, и ее хозяйствующим субъектам".

Участники заседания были единодушны в том, что результаты состоявшейся дискуссии должны найти свое отражение в перечне приоритетных направлений деятельности Комитета РСПП по интеллектуальной собственности в 2020 году.

В следующем году Комитет РСПП по интеллектуальной собственности планирует подготовить и вынести на рассмотрение Бюро Правления РСПП проект стратегии развития российских креативных индустрий в качестве полноценной отрасли экономики. В ней будут отражены пути решения наиболее актуальных вопросов отрасли – необходимости консолидировать усилия для формирования единой инвестиционной и налоговой инфраструктуры, систематизировать и типологизировать индустрии на государственном уровне, закрепить понятие "креативные индустрии" в законодательстве, сформировать благоприятные условия для экспорта результатов интеллектуальной деятельности и другое.

Новости из связанных рубрик