На стратегической сессии "Вызовы и возможности: развитие рынка "Аэронет" в меняющихся условиях" игроки рынка заявили, что компании, занимающиеся НИОКР и, в частности, беспилотной авиацией, не могут полноценно использовать государственные меры поддержки из-за отсутствия обратной связи к техническим требованиям, и что самый болезненный вопрос для сферы беспилотной авиации - законодательство. Также эксперты отметили, что отраслью взят курс на технологический суверенитет.
Ирина
Приборкина
© ComNews
13.05.2022

Заместитель генерального директора по развитию компании "АТИ" Андрей Потемкин рассказал, что в компании провели анализ мер, которые приняты правительством за последние два месяца для предприятий, занимающихся НИОКР. Таких программ на данный момент более 10. "Проведен опрос технологических компаний, работающих на рынке "Аэронет", на предмет того, какие риски, вызванные геополитической ситуацией, они видят и какие меры поддержки, по их мнению, наиболее актуальны в этой ситуации", - уточнил он.

По данным опроса, оказалось, что самое главное опасение - риск отсутствия доступного финансирования. Далее риски финансово-банковской системы, валютные риски и риски ограничения закупок комплектующих для производства, в том числе риск ограничения закупок ПО и производственного оборудования. В качестве необходимых мер компании ответили, что им нужна прямая финансовая поддержка, гранты, обеспечение спроса со стороны крупных корпораций, субсидии на возмещение затрат, налоговые и таможенные льготы, помощь в привлечении кадров, доступ к инновационной инфраструктуре, вхождение в капитал государственной гарантии, льготное кредитование, мораторий на банкротство, а также льготный лизинг.

"Пока мы видим, что акцент правительства смещен в сторону льготного кредитования. Если говорить о грантах, то барьерами могут стать целевые показатели и необходимость софинансирования, что на новом рынке сложно спрогнозировать", - сказал Андрей Потемкин. По его словам, существует практика возврата в бюджет выданных грантов, потому что компании сегодня понимают, что целевой показатель они могут не выполнить. Также он отмечает, что таким образом воспользоваться поддержкой могут только компании, которые работают на существующих рынках и с уже существующими продуктами, поэтому для технологических компаний нужны немного другие меры.

"Необходим механизм прямой финансовой поддержки компаний, осуществляющих НИОКР, которые ориентированы на новые рынки. Предлагаем докапитализировать фонд НТИ и согласовать это финансирование с потребными объемами проведения научно-исследовательских и опытных конструкторских работ. Ориентировать номенклатуру НИОКР на задачи экспериментальных правовых режимов. Чтобы все это заработало, остается обеспечить наполнение НИОКР свежими, актуальными проектами и хорошими командами", - предложил Александр Потемкин.

Специальный представитель президента Российской Федерации по вопросам цифрового и технологического развития, генеральный директор АНО "Платформа НТИ" Дмитрий Песков отметил, что существует еще одна большая проблема финансирования. По его словам, уровень технологической готовности - абсолютно не годный инструмент для отрасли. "Любой человек, который закапывается в конструкторскую документацию, работает с этим вживую, он никогда не работает с одним уровнем TRL", - уточнил он. По его словам, у нас нет ни одного института развития в стране, в котором учитывалась бы эта особенность при подаче заявки компании. "Вы приходите за государственной поддержкой в любой государственный институт, а там стоят жесткие требования по TRL, они везде линейные, никакой обратной связи жизненных циклов нет. Именно поэтому Фонд Бортника оказался крайне неэффективным инструментом. Изменение мандата должно быть такое, чтобы он покрывал при необходимости от очень небольшого TRL до выхода на устойчивую эксплуатацию. В идеале доводил все это до сертификации", - считает эксперт.

Генеральный директор ассоциации Aeronext Глеб Бабинцев считает, что важнейший и болезненный вопрос для сферы беспилотной авиации - законодательство. "Мы понимаем, что нормативно очень сильно буксуем. Законодательство всегда отставало и будет отставать от технологий, потому что мир меняется быстрее, чем меняются какие-то бумажные правила. Движение по изменению законодательства активнее всего идет от индустрии, в связке с регулятором и той административной поддержкой, которую нам оказывает НТИ", - отметил он.

Также в ходе дискуссии Дмитрий Песков отметил, что наша ключевая задача как страны - это выстраивание собственного технологического суверенитета. "Мы первыми в мире входим в этот кризис суверенитета. Это означает, что, с одной стороны, мы соберем часть шишек на этом пути, с другой - мы воспользуемся правом первых. Это не значит, что это история на всю оставшуюся жизнь. Мы войдем в этап глобализации, но уже на других переговорных подходах", - отметил Дмитрий Песков.

По его словам, логика экономического и лежащего в его основе технологического суверенитета будет являться основанием деятельности и преобладающим мотивом в 2020-е гг. "Не логика замещения Китаем, а логика своего суверенитета. Это означает и собственные технологические стандарты, упор на сквозные технологии, которые мы развивали в рамках НТИ последние семь лет. В будущем, на этапе международной глобализации, мы упираемся в новый виток климатической повестки. Это означает климатический и связанные с ним кризисы, в том числе новый поток миграционных и продовольственных кризисов", - сказал эксперт. Он отметил, что игроки рынка должны сделать так, чтобы в ближайшие 15 лет не было даже мысли, что рынком с самым высоким мультипликативным эффектом является автомобилестроение. По его словам, это безусловно рынок беспилотных систем. "Второй фокус для нас на 15-летнем горизонте - это связанность нашей страны. Из любой точки "А" в точку "Б" мы должны иметь возможность попасть максимально возможным количеством способов. В этом смысле мы не рассматриваем беспилотные системы как вещь в себе. Мы рассматриваем их ровно так, как мы определяли AeroNet в 2015 году - логистика, поднятая в воздух", - заключил Дмитрий Песков.

Глеб Бабинцев рассказал, что на горизонте последних шести лет рынок беспилотной авиации в среднем прирастал на 25% в год, это достаточно хороший показатель по среднемировым темпам роста. "И тем не менее в абсолютных цифрах этот показательно очень мал. Даже для внутреннего рынка эта цифра могла бы быть сегодня в 10 раз больше, а по итогам 2021 г. рынок составил чуть более 13 млрд руб. совокупно от продажи техники и продажи услуг", - считает эксперт.

По его словам, рынок мог бы быть больше, если бы были решены определенные системные вопросы. "Примером такого скачка служит 2019 г., когда в результате нашей 8-летней активности мы добились послаблений относительно свободного неба, где можно летать без получения разрешения, с учетом некоторых обязанностей. Это сразу вывело из тени очень немаленький сегмент рынка. В итоге в 2019 г. прирост рынка составил 150%", - рассказал Глеб Бабинцев.

Также он отметил тенденции последних лет на рынке беспилотной авиации. Так, он сказал, что количество компаний не выросло, но выросло качество и серьезность игроков. Кроме того, по его словам, наконец приходит понимание, что беспилотная авиация - неотъемлемая часть всей глобальной авиации. "Беспилотная авиация будет развиваться в унисон с развитием всей авиации, и когда мы говорим об интеграции беспилотных воздушных судов, мы должны понимать, что мы не интегрируем их в отдельную задачу, а интегрируем их в систему авиационной деятельности", - уточнил Глеб Бабинцев. По его мнению, чтобы достичь успеха на новых рынках, необходима точная фокусировка - совершить эффект рывка на новом рынке авиации. "Только путем фокусировки, а не распыления мы добьемся, что она перейдет на новый уровень - оцифрованный и роботизированный", - заключил он.

Новости из связанных рубрик