"Гринатом" совместно с Sitronics Group до 2024 г. создадут программные комплексы для Северного морского пути (СМП). Система будет собирать данные из множества источников, включая бортовые автоматизированные измерительные комплексы, данные с беспилотников ледовой разведки, космических спутников.
© ComNews
12.07.2022

АО "Гринатом", выполняющий контракт на создание Единой платформы цифровых сервисов, предоставляемых в акватории Северного морского пути (ЕПЦС СМП), заключил с АО "Ситроникс" контракт на создание программных комплексов, которые обеспечат работу пяти из девяти функциональных подсистем ЕПЦС СМП: "Управление мореплаванием", "Информационное обеспечение морской безопасности", "Гидрометеорологическое и ледовое обеспечение", "Навигационно-гидрографическое обеспечение", "Мониторинг экологической обстановки".

Об этом корреспонденту ComNews рассказал представитель пресс-службы "Гринатома".

"Остальные цифровые подсистемы, а также Единая технологическая платформа, на которой будут работать все функциональные подсистемы ЕПЦС СМП, разрабатываются силами ИТ-интегратора госкорпорации "Росатом". Контракт завершается в феврале 2024 г.", - пояснил он.

Система будет собирать данные из множества источников, включая бортовые автоматизированные измерительные комплексы, данные с беспилотников ледовой разведки, космических спутников. На основе получаемых данных будут функционировать цифровые сервисы, а также маркетплейс, в котором пользователи смогут получить интересующие их консолидированные данные. Основным результатом работы системы станет повышение безопасности круглогодичного судоходства в акватории СМП, повышение прогнозируемости и снижение стоимости перевозок, сокращение длительности рейсов, оптимизация ледокольного обеспечения судоходства в акватории СМП в целом.

Создаваемые Sitronics Group комплексы необходимы для работы цифровых сервисов управления мореплаванием, морской безопасности, навигационно-гидрографического, гидрометеорологического и ледового обеспечения, мониторинга экологической обстановки.

"Это масштабный и значимый для страны проект. Увеличение плотности судоходного трафика по Северному морскому пути требует решения задач диспетчеризации и круглогодичного мониторинга судоходства в акватории, повышения эффективности ледокольного флота и увеличения точности планирования. Наша экспертиза полностью соответствует стоящим перед проектом задачам", - рассказал президент Sitronics Group Николай Пожидаев.

Интеграция разрабатываемых Sitronics Group программных комплексов с остальными функциональными программами будет осуществляться на единой технологической платформе, создаваемой "Гринатомом". Эта платформа обеспечит единую работу всех элементов ЕПЦС СМП в защищенной аппаратно-программной среде.

Программное обеспечение ЕПЦС СМП будет полностью российской разработкой. Его функционирование и поддержка не зависят от решений иностранных компаний, а сам софт полностью отвечает требованиям госкорпорации "Росатом", в том числе в части информационной безопасности.

"Программные комплексы, отвечающие за функционирование цифровых сервисов ЕПЦС СМП, - это своего рода основа всего проекта. Всего предусмотрено 45 сервисов, разделенных на девять подсистем. Все сервисы будут взаимосвязаны. Более того, система создается как основа цифровой экосистемы, то есть в ней заложены принципы открытого доступа, при котором в рамках ЕПЦС СМП могут быть регламентно опубликованы новые создаваемые любыми разработчиками цифровые сервисы, развивающие и дополняющие базовые. Все это позволит обеспечить высокий темп цифровизации Арктики, которой занимается "Росатом", - отметил директор центра "Дирекция "Цифровая Арктика" Виталий Биттер.

Независимый эксперт на ИТ-рынке Вадим Плесский отметил, что сбор данных из различных источников, таких как бортовые датчики, БЛА, спутники, и единая система для обработки полученных данных - разумное и современное решение. "Если программное обеспечение ЕПЦС СМП будет полностью российской разработкой - то есть все библиотеки, используемые на платформе, будут целиком российскими и не будет использоваться язык программирования Java или другие языки, разработку которых вели американские и европейские корпорации, - тогда будет весьма любопытно увидеть создаваемое решение", - прокомментировал он.

Администратор канала ольшая логистика", потомственный логист рассказал, что все, что происходит с Северным морским путем, вызывает повышенный интерес у грузоотправителей.

"Эта транспортная артерия, которая соединяет восток и запад нашей страны, при этом судоходство по ней может осуществляться семь-девять месяцев в году. И это не говоря о быстро растущей инфраструктуре, которая упрощает навигацию по СМП. Однако важно понимать, что Севморпуть был во многом завязан на иностранных грузовладельцев и отправителей. Санкции внесли коррективы и заставили адаптироваться к резко изменившимся реалиям рынка. Теперь администраторы СМП рассчитывают на отечественных грузовладельцев. Если из восточной части в европейский сегмент России отправляется преимущественно рыба и здесь хоть какая-то загрузка от частников, но все-таки есть, то что делать с обратной загрузкой - какой массовый товар отправлять на восток. Вот с этим проблема. По крайней мере пока. Но и рыба не дает такой загрузки, чтобы значимо задействовать мощности СМП, - комментирует он. - Сам оператор Северного морского пути заинтересован в привлечении новых объемов любых грузов. А это сложно представить без усиления работы с крупным частным бизнесом. В этой связи упрощение процесса размещения заказов, разработка специализированных маркетплейсов - закономерный шаг, направленный на повышение привлекательности транспортной артерии для негосударственных компаний, обеспечение дополнительной загрузки. Конечно, СМП проигрывает тому же автомобилю или железной дороге по времени доставки. Но этот минус легко обращается в плюс. Например, рыбаки иногда специально отправляют рыбу по СМП, чтобы она шла дольше, но зато хранилась на судах-рефрижераторах с соблюдением температурного режима. Примечательно, что пока такая рыба плывет по СМП в европейскую часть, она несколько раз еще перепродается в пути спекулянтам, а те по мере приближения судна к порту продают ее тому или иному переработчику. Так что долгое "время в пути" при определенных обстоятельствах становится плюсом".

"С другой стороны, - говорит администратор телеграм-канала, - разработка отечественного ПО - это хоть и необходимый, но все-таки риск. С уходом из России крупнейших вендоров Cisco, IBM многие компании стали пользоваться пиратскими копиями ПО этих компаний. Но данное решение временное. Придется все равно разрабатывать аналоги, так как "пиратки" не позволяют получать критически важные обновления, регулярно сбоят и лишают шанса на какую бы то ни было официальную техподдержку. В России есть множество неплохих разработок собственного ПО. Есть даже весьма интересные и амбициозные проекты, как нашумевший eXpress-мессенджер. Кстати, именно на него переходит "Росатом". Он объединяет в себе преимущества мессенджера, сервиса для конференций типа Zoom и CRM-систему. Но аналогов таких сложных решений, которые сейчас разрабатываются для СМП, в России, пожалуй, нет. Конечно, какое-то время ПО будет болеть детскими болезнями, которые не смогут предотвратить команды тестировщиков. Это нормально. Но без этого, увы, не сделать следующий шаг. Это цена взросления и развития российской ИТ-отрасли. Успешный продукт такого уровня - это преодоление некой психологической отметки. Иллюстрация того, что наша страна и ИТ-команды в России могут создавать подобные продукты и в перспективе экспортировать их за рубеж".

Новости из связанных рубрик