Мэрия Иннополиса предложила установить экспериментальный правовой режим по эксплуатации беспилотных авиационных систем. На площадке АНО "Цифровая экономика" состоялось экспертное обсуждение этого предложения. У представителей Минэкономразвития инициатива принципиальных замечаний не вызвала, однако у Росавиации есть серьезные возражения.
© ComNews
21.09.2022

20 сентября в режиме телеконференции прошло обсуждение предложений мэрии Иннополиса по установлению экспериментального правового режима (ЭПР) в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем. Проект представляли мэр Иннополиса Руслан Шагалаев, генеральный директор компании Центр организации движения беспилотных транспортных средств (ЦОД БТС) Николай Левчук и генеральный директор ООО "Дронопорт" Николай Ряшин.

Как отметил Руслан Шагалаев, в Иннополисе накоплен большой опыт в области апробации новых технологий, в том числе беспилотного транспорта. Уже несколько лет в Иннополисе доставляют пассажиров беспилотные такси, использующие технологии "Яндекса". Также в городе удобные условия для использования беспилотных летательных аппаратов: нет интенсивного авиационного движения.

Николай Левчук назвал главной целью проекта совершенствование цифровой платформы управления беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) массой до 30 кг с сетью станций их базирования. При этом задачей является организация управления несколькими БПЛА одним оператором, что позволит существенно сократить расходы на эксплуатацию, поскольку именно оплата труда составляет от 40% до 75% затрат. Сами БПЛА могут использоваться для разных задач: фото/видеосъемка, для нужд органов власти, мониторинг, доставка грузов. При этом важным вопросом является организация обратной связи с владельцем БПЛА, и он рано или поздно встанет даже для аппаратов до 30 кг, использование которых не лицензируется. В ходе проекта эти моменты также будут отрабатываться как с технической, так и с организационной точки зрения.

Руководитель направления БАС компании "Радар ммс" (компания-участник рынка НТИ "Аэронет") Василий Анцев обращает внимание на то, что все мировые эксперты называют аэрологистику самым быстрорастущим сегментом рынка услуг с применением беспилотных авиационных систем: "Данный сегмент распадается на две принципиально разные части – это доставка больших, тяжелых грузов в районах с недостаточно развитой транспортной инфраструктурой и доставка "последней мили", т.е. небольших грузов в городской среде. Тестирование больших, "грузовых" беспилотников в нашей стране уже началось (с запуском экспериментальных правовых режимов в ХМАО, ЯНАО, на Чукотке и Камчатке), теперь настало время для отработки технологий доставки "последней мили". Уверен, что Иннополис и Сколково – это идеальные площадки для тестирования беспилотных сервисов с использованием легких дронов".

Как отметил Николай Ряшин, одной из целей проекта является выработка базовых требований к наземной инфраструктуре и совершенствование общего регулирования целого ряда моментов, которые пока никак не отражены в существующей нормативной базе. Например, управление несколькими БПЛА одним оператором прямо не разрешено, но и в явном виде не запрещено. Николай Ряшин особо подчеркнул то, что данный проект не потребует привлечения государственных средств. По данным источника "Ведомостей", затраты на данный проект составят 260 млн руб. за три года.

Технический директор компании "Аэромакс" (компания-участник рынка НТИ "Аэронет") Антон Мохначев уверен: "Экспериментальный правовой режим расширяет возможности применения беспилотных авиационных систем, тем самым способствуя развитию этого рынка. Наша компания допущена к реализации программы по внедрению БАС в пяти регионах страны. Мы активно участвуем в процессе, взаимодействуя с регулирующими органами и развивая собственный парк техники. Как производитель и эксплуатант БАС мы заинтересованы в коммерческом развитии отрасли и видим в этом большие перспективы, особенно в части проведения мониторинговых работ и доставки грузов с помощью беспилотников. Поэтому поддерживаем инициативы по расширению регионов-участников эксперимента".

Заместитель директора департамента развития цифровой экономики Минэкономразвития России Сослан Габуев заявил об отсутствии существенных замечаний. Однако, по его мнению, ряд моментов требует уточнения. В частности, требует детализации такое понятие как "авиационные работы", которое является слишком расплывчатым. Также необходимо глубже проработать вопросы безопасности и страхования ответственности.

Начальник управления Росавиации Сергей Мартыненко высказал серьезные опасения, связанные с использованием не отработанных решений в условиях города. По его мнению, им должны предшествовать испытания на экспериментальных площадках. Также Росавиация не готова на отменить даже в условиях ЭПР целый ряд ограничений.

ВРИО руководителя АНО "Цифровая экономика" Дмитрий Тер-Степанов высоко оценил проект, представленный мэрией Иннополиса. Его реализация позволит решить целый ряд актуальных проблем, связанных с использованием БПЛА в городских условиях.

Генеральный директор компании "Флай Дрон" (компания-участник рынка НТИ "Аэронет") Никита Данилов считает, что любую инновацию в области БПЛА сейчас можно опробовать только в рамках ЭПР: "Перспективы коммерческого использования БПЛА колоссальны: как в городе, так и за его пределами, а главное во всех отраслях экономики, начиная от ЖКХ, заканчивая безопасностью. Городская среда будет следующим триггером для развития технологий БПЛА, новых миссий и новых требований к операторам и самим аппаратам. Это очевидно, даже из того, что уже много прецедентов: правительство Москвы делает ЭПР со Сколково, наша команда вместе с партнерами делает свой проект ЭПР и ещё некоторые "на подходе". Все прекрасно понимают, что это не только эффективно, но и экономически создает новую отрасль, а значит новые профессии, новые доходы и новые налоги".

Новости из связанных рубрик