АНТОН БУРСАК, ЕЛИЗАВЕТА СЕРЬГИНА, РБК DAILY
12.03.2010

"Ростехнологии" решились бросить вызов лидерам рынка магистральной связи. Создаваемая при участии госкорпорации компания хочет проложить более 5 тыс. км магистральных сетей вдоль автодорог от Финляндии до Казахстана, потратив на это 550 млн долл. Развитие цифрового телевидения, широкополосных беспроводных сетей и рост продаж контента через Интернет приведут к тому, что нагрузка на сети вырастет, по некоторым оценкам, в 50 раз. Создать в России адекватную инфраструктуру можно только при поддержке государства.

В распоряжении РБК daily оказался бизнес-план проекта "Эврика", предполагающего создание на базе компании "Связьдоринвест" крупного оператора магистральной связи. В документе сообщается, что 25% компании контролируют "Ростехнологии", другие 25% принадлежат инвестфонду с российскими корнями - FGN Capital, управляющим директором которого является основатель Gigafone Григорий Халдей. По данным СКРИН-эмитент, остальные 50% "Связьдоринвеста" через цепочку компаний контролируются кипрским офшором Xfors Ltd.

Ко второй половине 2010 года компания планирует разработать проектную документацию и получить все необходимые разрешения и лицензии на строительство и эксплуатацию сети. Ожидается, что за это же время будет получено необходимое финансирование. На первом этапе сеть будет проложена от финской границы через Москву в Астрахань и достигнет границы с Казахстаном. Эти работы предполагается закончить ко второй половине 2011 года. Затем сеть распространится от белорусской границы через Москву, Самару и затем до границы с Казахстаном. Она будет готова к эксплуатации к концу 2012 года.

Общая длина магистралей составит 5 тыс. км. Инвестиции, необходимые для финансирования проекта в течение трех лет, оценены в 550 млн долл. По предварительным оценкам, совокупная прибыль от эксплуатации сети к 2015 году составит более 1,6 млрд долл.

Единственная магистральная сеть, соединяющая Европу и страны Азии через Россию, сегодня принадлежит "Ростелекому". Канал, который позволил организовать передачу транзитного трафика, был введен в эксплуатацию в 2008 году. Компания готовит к запуску второй подобный проект - канал, который соединит Челябинск и Находку, будет запущен в ближайшее время, сообщили РБК daily источники, близкие к оператору. Строительство предыдущего канала обошлось "Ростелекому" в 40 млн долл.

"Ростелеком", "Транстелеком" и "Синтерра" сознают масштаб спроса и повышают качество инфраструктуры с целью удовлетворения новых потребностей в сервисе, говорится в бизнес-проекте "Связьдоринвеста". Но "за счет устаревания их сетей и ограничений сетей по топологии они физически не могут угнаться за экспоненциальным ростом спроса на передачу данных, и поэтому сегодня на территории России не существует транзитного оператора, способного предоставить услуги, соответствующие современным стандартам качества и надежности, которых ожидают от международных транзитных каналов сегодня".

Пропускная способность российских международных линий коммуникаций в сто раз ниже, чем в странах Евросоюза, а средние тарифы на связь превышают средние расценки по Европе в четыре-восемь раз, резюмируют авторы документа. В пресс-службе "Ростехнологий" отказались от комментариев. Связаться с FGN Capital вчера не удалось.

В конце прошлого года "Ростехнологии" и французско-американская Alcatel-Lucent подписали соглашение о создании СП по производству в России телекоммуникационного оборудования. Как ранее сообщала РБК daily, Минкомсвязи неоднократно заявляло, что предпочтение при строительстве в стране новых сетей связи будет отдаваться компаниям, использующим оборудование отечественного производства. По информации источников РБК daily, продукция, выпускаемая на этом предприятии, будет востребована в том числе и для реализации проекта "Связьдоринвеста".

Проект создания национального магистрального оператора за счет строительства линий связи вдоль автомобильных дорог обсуждают сейчас и в Минэкономразвития. По некоторым оценкам, инвестиции в проект могут составить 50 млрд долл. Но этот проект подразумевает создание инфраструктуры по всей России. Проект, в которм участвуют "Ростехнологии", подразумевает прокладку лишь одного крупного кабеля, который свяжет западную и восточную части России, поэтому оценивается в значительно меньшую сумму.

"Появление новых игроков и развитие магистральных сетей можно только приветствовать. Если европейская часть нашей страны инфраструктурно развита достаточно хорошо, то ситуация восточнее Москвы гораздо менее оптимистична. Магистральных провайдеров с собственной инфраструктурой крайне мало, и стоимость аренды магистрального канала на восток и на запад от столицы отличается в разы", - говорит генеральный директор оператора "Комкор" Леонид Гуштуров.

По данным аналитиков, объем продаж российских операторов на рынке евроазиатского транзита в 2009 году превысил 60 млн долл., что на 15% больше показателя 2008 года. В 2010 году рост объемов трафика на этом направлении приведет к увеличению выручки до 90 млн долл. и росту доли рынка выше 10% для российских операторов, работающих на магист­ральном рынке.

Впрочем, бешено растущие объемы трафика при практически не увеличивающихся доходах от его пропуска могут окупить инвестиции оператора только в том случае, если оператор не столько продает каналы, сколько предлагает из одних рук пакетную услугу, которая включает и аренду емкости, говорит пресс-секретарь группы "Синтерра" Екатерина Андреева.

По словам одного из источников в крупном телекоммуника­ционном холдинге, магист­раль­ный бизнес сегодня является одним из самых привлекательных с точки зрения окупаемости вложений. "Естественно, что в таких условиях многие компании стремятся снять сливки", - говорит он. Но проект имеет один существенный недостаток. "Большая часть автодорог в России не имеет подходящей инфраструктуры, поэтому прокладка кабеля может обойтись дороже, чем изначально предполагалось", - говорит собеседник.

Он также предполагает, что такой поход не позволит компании стать реальным лидером на рынке магистральных сетей. "Скорее всего оператору удастся покрыть локальные территории. Причина все та же - для широкого охвата нужны серьезные ресурсы", - говорит он.


Комментарии :
    Не слишком ли много? Вася 12.03.10 13:46
    У меня получается сумма порядка 110000 долларов за километр. Что же они такого в этот проект заложили раз он стоит таких данех (по моему мнению, конечно же)?

    RE: Не слишком ли много? Проходил рядом 12.03.10 14:45
    За такое бабло можно построить 50т.км. волокна Опять нас ждут распилы.

    RE: Не слишком ли много? Петя 12.03.10 14:53
    Ну не хотел-бы огорчать Вас арифметики мои, да боюсь что тут кроме "кабеля" еще и некая инфраструктура - оператор-то новый планируется, да и системы передачи тоже денег стоят и прочее и прочее. Не видя всей картины наверное не стоит так заявлять. Хотя конечно понятен определенный скептицизм, особенно при упоминании ГК "Ростехнологии"

    Где живем-то... The Balbes 15.03.10 08:54
    Господа, вы, ей Богу, прямо как дети!В какой стране живем-то?Мы живем в стране, где действует негласный принцип:"Госбюджет для того и существует, чтобы его "пилили" уважаемые люди".Так что указанная цена за 1 км волокна - это еще мало!